Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Социология".
Школа отличалась
относительно высокой степенью сплоченности,
основанной на общности теоретических
и социально-политических взглядов,
активной работе в журнале, разделении
труда и специализации
в определенных предметных областях,
научном авторитете Дюркгейма, дружеских
связях и т. д.
29.
Вильфредо Парето и
его концепция нелогического
действия.
Истоками творчества Парето исходит из творчества Макжавелли соц. дарвинизм, инстинктивизм социология масс Лебона и Тарда. Идеалы это мир, ложь. Результат заблуждений, либо способ скрыть истинные мотивы. Чел-м движут инстинкты. По Парето человек сначала делает, потом думает. Парето изучал соц.поведение и делил человеческие действия на логические и не логические. Основой послужило соотношение целей и средств. Нелогические – потребность, инстинкты. Логические это то, с помощью чего он пытается скрыть истинные мотивы своего поведения. Нелогические основаны на эмоциях и действиях. Это мифы, религиозные теории. Распространение теорий не зависит от логического обоснования. В соц.системе Парето играет важную роль мнения, установки, стереотипы, предрассудки. Нелогические действия содержат постоянные изменчивые элементы. Постоянный элемент Парето называет осадок. Изменчивый элемент – производная деривация.
Деривация – это идеологическая
система со сложным содержанием производимых
от чувств. Характеризуются в иррациональных
пластах чел-й психики. Дериваты – необходимы
для сохранения истинных побуждений мотив.действий.
30.
Учение о деривациях
и человеческом поведении,
базирующемся на
них.
Деривация – идеологическая система с ложным содержанием, производных от чувств, коренящихся в иррациональных пластах человеческой психики.
Теории, посредством которых люди представляют свои нелогические действия в качестве логических, содержат в себе постоянный и изменчивый элементы. Постоянный элемент Парето называет термином «осадок», изменчивый элемент – термином «производное» – «деривация». Чёткого определения этих терминов у Парето нет. По его определению «осадки представляют собой проявлением чувств и инстинктов. Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов. Однако не следует смешивать осадки с самими чувствами и инстинктами, которым они соответствуют, так как они являются элементами «теорий». Дериваты (отклонение, отведение) рассматриваются как производные от чувств и необходимы для сокрытия истинных побудительных мотивов действий.
Парето выделяет шесть классов «осадков», которые детерминируют социальное поведение человека. К первому классу он относил «остатки инстинкта комбинаций» (склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащие в основе всех социальных изменений). Второй класс осадков называется «настойчивость в сохранении агрегатов» (консервативное чувство, способствующее сохранению старого и неприятию нового). Третий класс (потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов) связан с чувством собственности. Четвёртый – «осадки связанные с социальностью». Пятый класс «осадков» («единство индивида и того, что ему принадлежит») характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половыми инстинктом («сексуальный осадок»). Каждый класс осадков, кроме того содержал многочисленные подклассы, что в целом создаёт довольно громоздкую систему классификации.
Теперь то, что касается
дериваций. Дериваты одновременно и олицетворяют
и затемняют социальные факты. Парето
делит все деривации на четыре класса.
К первому классу относятся аксиомы, догмы
и абсолютные истины. Второй класс «дериваций»
содержит в себе некомпетентные суждения
и аргументы, опирающиеся на авторитет
(личности, обычаи, традиции). Иначе говоря,
это убеждение авторитетом. Третий класс
дериваций содержит аппеляцию к общепринятым
нормам или воле сверхъестественных сил.
Четвёртый класс дериваций – чисто словесные
доводы, вербальные доказательства, не
имеющие объективного эквивалента. Такие
высказывания часто используются в политике,
в пропагандистской работе в целях манипулирования
общественным сознанием. Парето полагал,
что идеология – теоретическая форма
маскировки и сокрытия нелогического
действия. Цель дериваций четвёртого типа,
преследуемая господствующим классом
в необходимости закумуфлировать истинную
суть своей политики, которая состоит
в господстве.
31. Концепция элиты Парето.
Элита — это избранная
часть населения, остальная его
часть лишь «приспосабливается к
полученным от нее стимулам». Элита
подразделяется на две части: одна прямо
или косвенно принимает участие в управлении
обществом («правящая элита», или «правящий
класс»), а другая не участвует в управлении
и продвигается в художественной или научной
сферах («неуправляющая элита»).
Элита и неэлита образуют соответственно
высший и низший слои общества. Представители
низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются
вверх», пополняя ряды правящей элиты,
члены которой в свою очередь, деградируя,
«опускаются вниз», в массы. Здесь обнаруживается
идейное родство концепции Парето с концепциями
Тарда, Лебона: деление общества на изобретателей
и подражателей (Тард), на вождей и толпу
(Лебон).
Происходит циркуляция, или круговорот, элит — процесс взаимодействия между членами общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине. Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их для своей выгоды, в то время как массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков. Это оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает знание, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро направляемыми»
32. Историчекие истоки эмпирической социологии.
Основная ее функция
– изучение общественного мнения
и разных социальных процессов. Наиболее
эффективно эта функция используется
в процессе социологического исследования.
Социальное исследование – это система
теоретических и эмпирических процедур,
которые способствуют получению новых
знаний про исследуемый объект с целью
решения конкретных теоретических и социальных
проблем. Выделяется четыре основных метода
эмпирического социологического исследования
: анализ документов, наблюдения, опрос
и социальный эксперимент, разделяющиеся
в зависимости от состояния фактов сознания,
а также способа их фиксации.
33.
А.Кетле и его роль в
развитии социальной
статики.
Первым стал использовать материалистические
методы статистики. Для применения материальных
случаев нужны многие соц.случаи. Изучал
события, которые повторялись и ему было
необходимо как можно больше таких событий.
Законы соц.статистики:
1)соц.явления имеют регулярный и возобновляемый характер.
2)для получения достоверных данных нужны как можно большие величины
3) проводил аналогию между физ.фактами и средними соц.величинами.
Первый ввёл понятие
"средний" человек - показатель характеристик
данной общности. Метод матем.статики:
ведёт вычисление коренного народа. Отмечал,
что все люди одинаково склонны к самоубийству.
34. Ч. Бут, значение его деятельности в развитии эмпирической социологии.
Занимался изучением города. Впервые применил методы учёного наблюдения. Использовал статистический анализ и анализ демографических характеристик в обществе. Выявил три причины бедности:
1) работа.
2)различные обстоятельства жизни.
3) с привычками
людей.
Классы делит на низшие, средние и высшие.
Благодаря соц.школе Бута стали проводить
соц.реформы. Издан закон о пенсиях, закон
по инвалидности. Введено пособие по безработице.
Значение: заложил основу практики доходов,
индексацию.
35. Социологические исследования в Германии в рамках эмпирическрй социологии.
Эрнст Энгель, известен
главным образом изучением
36.
Методологическое
значение истории
западной социологии 19-20
веков.
Достаточно заглянуть
в учебники по истории социологии и современной
социологической теории, как становится
ясно, что считается достижением современной
мировой социологии. Сложился некий молчаливо
признаваемый список имен и концепций,
начинающийся с предклассиков и классиков:
О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм,
М. Вебер, П. Сорокин — и заканчивающийся
нашими современниками: Д. Александер,
Н. Луман, Э. Гид-денс и др. Современная
западная социология активно ищет принципы
социальной организации и социального
порядка, которые нельзя свести к системе
производства, биологической организации
индивида. Отчетливо проявляется тенденция
к интеграции наук и появлению междисциплинарных
исследований типа экономической и политической
социологии, социальной географии, социобиологии
и др. В западной социологии существуют
теории противоположные эволюционизму.
Это так называемые теории конфликта.
Они возникли в связи с обострением кризисов,
как в жизни общества, так и социологической
науке. Задачей социологии всегда была
проблема совпадения и расхождения индивида
и социального мира. Изменчивость и динамичность
этого процесса является одним из критериев
развития социума и индивида в этом социуме.
Социология начинает вполне обоснованно,
и в то же время достаточно произвольно,
структурировать реальность, т.е. онтологизировать
социальный мир, стремясь в категориальной
сетке «заморозить» и остановить эту мимолетную
процессуальность. Другой стержневой
линией социологии является социальное
развитие. Оно предстает в разных гранях:
изменение социальных структур и функций
этих изменившихся структур, изменение
социальных ценностей и социальных смыслов,
изменение ролей социальных субъектов
и изменение самих социальных субъектов,
изменение социальных конвенций, новое
наполнение и новая процессуальность
и турбулентности социальных конфликтов.
37.
Основные этапы зарождения
и распространения социологии
в России.
Формировалась русская
социология под влиянием западной.
Как наука, социология развиваться
не могла; социология впервые получила
специфику с публицистики и худ. литературы;
литература очень социальна, поднимались
проблемы в произведениях. Соц.статьи
начали появляться в журналах «Отечественные
записки», «Дело», «Знание» и т.д. В 60-70
е годы социология поднималась под знаком
позитивизма и натурализма. Началось развиваться
понятие социальной психологии, и начали
следом развиваться другие направления,
но русская социология носила субъективный
социально – психологический характер.
В русской социологии была проблема взаимоотношения.
Обращали внимание не на массы, а на личность,
на переживания индивида в процессе взаимодействия.
Русская социология развивалась очень
быстро. Основные направления: позитивизм
и субъективизм в русской социологии;
Лавров и Михайловский, применяют методологию
естественных наук, они четко не определяют
ни предмет, ни цели социологии, между
социологией и философией.
38. Позитивизм в российской социологии.
Направление это слагается
из самых разнообразных элементов:
в нем перемешаны идеи позитивизма,
эмпиризма крайнего, эмпиризма умеренного,
реализма, утилитаризма различных оттенков,
материализма. Ни одно направление не
было так популярно и долговечно в России,
как позитивизм. Притом позитивизм, как
уверяли его последователи, выступил со
знаменем служения человечеству в его
самых настоятельных нуждах, самых живых
интересах; он обещал построить человеческое
счастье на прочном фундаменте, какой
представляла его наука – социология.
Одним из самых ярких представителей классического
позитивизма являлся М.М. Ковалевский.
39. Органицизм в российской социологии.
Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60-ых годах XIX века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя. Росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных. Напряжённость заставляла людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, по которому можно будет действовать.
Оганицизм развился из естественных наук (биология, география). Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы. Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно связанным с природой общими законами развития и существования. В конце концов, человек является таким же биологическим видом, как и все живые существа на этой планете, значит и законы его существования такие же…