Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:01, шпаргалка
ответы на экзаменационные вопросы
19.Концепции
эволюционного и
революционного развития
общества Социологические теории
социальных изменений принято разделять
на две главных ветви — теории социальной
эволюции и теории социальной революции,
которые рассматриваются преимущественно
в рамках парадигмы социального конфликта.
21. Мировая
система и процессы
экономической, социальной
и культурной глобализации
на современном этапе.
В социологии идея международной системы
сменилась на представление о глобальной
системе. Это подразумевает существование
определенных процессов глобализации,
которые невозможно объяснить традиционной
логикой развития отдельных стран из-за
их независимости от политики наций-государств
и национальных сообществ. Социологи,
занимающиеся проблемами развития передовых
индустриальных обществ, выявили два основных
процесса глобализации, а их коллеги, изучающие
"третий мир", установили существование
третьего. 1. Глобализация производства.
Базисным процессом, ведущим к возникновению
глобальной системы, является экономический
процесс, а именно: экспансия капитализма
и его трансформация в интегрированную
глобальную экономику, основой которой
являются транснациональные корпорации
(ТНК) - главные действующие лица современной
экономики. Начиная с середины 1960-х гг.
мировая торговля испытала значительное
увеличение оборотов. Этот рост во многом
является результатом растущего господства
ТНК в мировой торговле. За последние два
десятилетия произошла трансформация
ТНК вследствие глобализации производства,
отделяющей процессы проектирования,
производства и маркетинга товаров и услуг
от национальных экономик. Доходы наиболее
крупных ТНК выше, чем доходы небольших
стран. Их глобальная деятельность во
многом осуществляется без контроля со
стороны какого-либо государства, а в своих
внутренних операциях и сделках с другими
ТНК они интегрируют экономическую деятельность
в мировом масштабе. 2. Глобализация культуры.
Широко распространенным является также
представление о глобализации культуры,
поскольку по всему миру распространилось
потребительство, заменившее или дополнившее
более локализованные культуры. Стратегии
потребительства распространяются через
маркетинговую деятельность ТНК и через
средства массовой коммуникации (которые
главным образом являются также собственностью
транснациональных информационных компаний).
Технологические изменения в области
телекоммуникаций способствовали распространению
однородной потребительской культуры.
3. Социология глобальной системы. Что
касается социальной сферы, некоторые
социологи отмечают признаки существования
международной менеджерской буржуазии,
или транснационального капиталистического
класса. Исследования установили наличие
в некоторых обществах "третьего мира"
групп, интересы которых связаны с интересами
ТНК и которые зачастую обосновывают свое
сотрудничество с ними пользой для собственного
общества. Такие группы служат интересам
транснациональных компаний и, как считается,
способствуют утверждению господства
потребительской культуры. Но понятие
транснационального капиталистического
класса остается неразвитым и не вполне
эмпирически обоснованным. Социология
глобальной системы все еще находится
на ранней стадии своего развития. До сих
пор она развивалась неравномерно, больше
внимания уделяя анализу роли ТНК и меньше
- культурным и классовым аспектам глобализации.
22. Человек
как биосоциальная система. Человек
- это и биологический вид, наделенный
врожденными инстинктами выживания, продолжения
рода и сохранения потомства, которые
на современном этапе развития все больше
сближаются с социальными инстинктами.
Правильнее охарактеризовать человека
как существо биосоциальное, то есть через
понятие, отражающее двойственность его
природы - диалектическое единство и борьбу
противоположностей, ответственные с
одной стороны за мир и любовь, а с другой
- за разрушительные последствия - преступления,
убийства, войны и др. Социальное и биологическое
начала в человеке отражаются в общественной,
биологической и социальной формациях,
а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым
социальным существом, человек - единственный
на Земле организм, обладающий четко выраженной
социальной сущностью, коллективизмом,
языком и правовыми знаниями. Социальная
сущность человека определяет не только
законы развития общества, но и уровень
развитости его общественного мышления,
морально-нравственных качеств, этических
и религиозных воззрений и др., что позволяет
моделировать структуру будущего общества.
Биологическое и социальное в природе
современного человека органически связаны
друг с другом, и выражаются на современном
этапе его исторического развития, прежде
всего в инстинкте размножения и сохранения
потомства, в потребности общения, дружбе,
любви, выражении эмоций, формировании
социальных норм общежития и другое. Поскольку
все биологическое в нем становится его
наследством (биологическим генофондом),
а социальное генетически не наследуется,
а закрепляется в течение ряда поколений
как коллективный опыт (право, наука, искусство,
культура и др.), эволюция человека на современном
этапе включает в себя биологическую (размножение,
сексуальное поведение, забота о потомстве)
и социальную доминанты развития человеческого
общества. На современном этапе развития
социальная доминанта является преобладающей
и формирует социальное поведение, отражающееся
на формировании правового мышления. Но,
вследствие того, что биологическое определяет
сохранение и репродукцию человека как
вида, оно определяет процесс естественного
отбора в обществе природных индивидов,
заставляя человека бороться за выживание
в коллективе себе подобных индивидов,
постоянно изыскивая все новые формы борьбы
за жизнь и выживание, приобретая новые
знания и коллективный опыт. Социальная
форма развития материи возникла лишь
с появлением человека и образования первых
общественных формирований людей (общин),
а впоследствии и государственных образований
и правовых систем.
23.
Структура личности. Структура личности
- основные части личности и способы взаимодействия
между ними. Структура личности - то, из
чего (из каких элементов) и как построена
личность. Основные
элементы: В самых разных моделях, за самыми
разными описаниями структуры личности
можно встретить одни и те же элементы,
как элементарные, так и составные. К самым
элементарным (неразложимым), можно отнести:
восприятия, желания, влечения, состояния,
опыт и способности: умения, навыки, привычки.
Впечатления, интересы, чувства, эмоции,
мотивы и ценности являются составными
элементами: составленными из восприятий,
верований, влечений, состояний и привычек.
Знания составлены из многих восприятий
и впечатлений работой ума и привычки.
Убеждения и верования - составлены из
знаний, чувств и привычки.
24.
Ролевые теории личности.
Социальный статус.
Ролевая концепция личности возникла
в американской социальной психологии
и получила широкое распространение в
различных социологических течениях.
Социальная роль – это модель поведения,
объективно заданная социальной позицией
личности в системе общественных и межличностных
отношений. Соц. роль делится на: ролевые
ожидания – то, что согласно правилам
игры ждут от той или иной роли; ролевое
поведение – то, что чел-ек реально выполняет
в рамках своей роли. Концепция
личности Фрейда. Рассматривает человека
как систему нужд, а общество – как систему
запретов, табу. Бессознательные
стремления личности образуют ее потенциал
и основной источник активности, задают
мотивацию ее действия. Модель личности,
созданная Фрейдом, представляет собой
трехуровневое образование: низший слой
(Оно, или Ид), средний слой (Я, или Эго),
верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго).
Поведенческая концепция. – личность
как система реакций на различные стимулы.
В соответствии с этой системой поведение
чел-ка обусловливается и контролируется
социальной средой через язык, обычаи,
соц.институты… рассматривая проблему
личности, анализируя, почему человек
определенным образом реагирует на различ.
ситуации, поведенческая соц-гия отводит
главну роль системе стимулов, подкреплений,
проводя прямую аналогию между повед.
чел-ка и животных. Деятельностный
подход. Понимание чел-ка как деятельностного
существа, преследующего свои цели, задачи,
чье поведение и поступки невозможно объяснить
только с точки зрения рациональности.
В основе личности лежит богатство связи
чел-ка с миром, проявляющееся в предметной
деятельности, общении, познании. Центральная
категория познания – деятельность.
Структурный аспект рассмотрения деятельности
- предполагает выяснение строения самой
деятельности и определения составляющих
ее элементов. Функциональный
аспект – концентрирует внимание на
том, как осуществляется деятельность.
Социальный статус –
определенная позиция в социальной структуре
группы или общества, связанная с другими
позициями через систему прав и обязанностей.
Важно: социальные статусы взаимосвязаны,
но не взаимодействуют между собой; взаимодействуют
между собой только субъекты статусов,
т.е. люди; в соц. отношения вступают не
статусы а их носители. Один человек обладает
множеством статусов, так как участвует
во множестве групп и организаций. Совокупность
всех статусов, занимаемых одним чел-ом,
наз. статусным набором. Главным является
тот статус который определяет стиль и
образ жизни круг знакомых манеру поведения.
Различают: Социальный
статус – положение чел-ка в общ-ве,
кот. он занимает как представитель большой
соц.группы; Личный
статус – положение индивида в малой
группе, оно зависит от того, как его оценивают
и воспринимают члены этой группы в соответствии
с его личными качествами.
25. Формирование
личности в процессе
социализации. В процессе социализации
у человека формируются социальные качества,
знания, умения, соответствующие навыки,
что дает ему возможность стать дееспособным
участником социальных отношений. Социализация
происходит как в условиях стихийного
воздействия на личность разных обстоятельств
жизни, так и при условии целенаправленного
формирования личности. Благодаря активности
человека его жизненный путь, отражение
его социально-психологической реальности,
превращается в сложную двустороннюю
систему взаимодействия личности и соц.
жизни. Сложный процесс взаимовлияния
друг на друга и является источником развития
и становления индивида. С точки зрения
социальной психологии активность индивида
обусловлена человеческой потребностью
принадлежать к социуму, воспринимать,
оценивать и осмысливать его, идентифицировать
себя со своим народом, конкретной социальной
группой. На стадии перехода взаимоотношений
и связей стереотипные требования группы
к поведению индивида побуждают его к
выработке соответствующей линии поведения
личности и выбора конкретного ее варианта.
Основа социально-психологического понимания
социализации личности основывается на
характеристике социально-психологического
типа личности как специфического образования,
обеспечения социально-психологического
отражения социальной жизни, социальных
отношений. Социально-психологическая
реальность, социально-психологические
явления возникают как отражение различных форм
общения.
Но формирование социально-психологического
типа происходит при помощи собственного
опыта общения в непосредственных социальных
контактах, где человек испытывает влияние
микросреды, а через него - и макросреды,
культуры, социальных норм и ценностей.
Человек присоединяется к той или иной
группе ради того, чтобы стать ее частью,
понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди
«Мы», что избавляет от одиночества, дает
ощущение силы и уверенности, побуждает
к влиянию на социальную жизнь в группе
в процессе межличностных контактов, способствует
приобретению индивидуального опыта.
Двусторонний процесс социализации предполагает
усвоение индивидом социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему
социальных связей и активное воспроизведение
этих связей. То есть человек не только
адаптируется к условиям социума, элементам
культуры, норм, которые формируются на
различных уровнях жизнедеятельности
общества, но и превращает их в собственные
ценности, ориентации, установки благодаря
собственной активности.
26.Отклоняющееся(девиантное)
поведение личности,его
причины Дев. поведение– это поведение,
отклоняющееся от нормы (негативные и
позитивные девиации), поступки и действия,
отклоняющиеся от социальных норм.Позитивная
девиация – это такое отклон. поведение,
кот. хоть и воспринимается многими как
необычное, странное (ненормативное), но
в то же время не вызывает неодобрения
(сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).Негативная
девиация – это такое отклон. поведение,
кот. однозначно вызывает у большинства
людей осуждение (преступность, пьянство
и алкоголизм, наркомания, проституция,
бродяжничество и т.д.) Причины
дев. поведения: 1)несовершенство существующих
норм и законов 2)несовершенство человеческой
природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться);
3)биологические и психологические особенности
личности (генетические отклонения, психопатия,
умственные дефекты) 4)соц. условия жизни
личности (воспитание, образование, окружение,
возможность хорошо работать и отдыхать).Различают
следующие формы дев.
поведения:1)Индивидуальные/
27.
социальный контроль
как механизм социальной
регуляции людей. Социальный контроль
представляет собой особый механизм поддержания
общественного порядка и включает два
главных элемента - нормы и санкции. Социальные
нормы - это предписания о том, как правильно
надо себя вести в обществе. Социальные
санкции - средства поощрения или наказания,
стимулирующие людей соблюдать социальные
нормы. Социальные нормы различаются масштабом.
Одни нормы возникают и существуют только
в малых группах - компании друзей, рабочие
коллективы, семьи, спортивные команды.
Другие нормы возникают и существуют в
больших группах или в обществе в целом
и называются “ общими правилами “. К
“общим правилам “ относятся обычаи,
традиции, нравы, законы, этикет, манеры
поведения, которые присущи определенной
социальной группе. Все социальные нормы
можно классифицировать в зависимости
от того, насколько строго соблюдается
их исполнение. За нарушение одних норм
следует очень слабое наказание - неодобрение,
ухмылка, недоброжелательный взгляд. За
нарушение других норм следуют очень сильные
санкции - изгнание из страны, смертная
казнь, тюремное заключение. Строже всего
карается нарушение табу и юридических
законов (например, убийство человека,
разглашение государственной тайны), мягче
всего - отдельные виды групповых привычек,
в частности семейные (например, отказ
выключать свет или закрывать входную
дверь). Однако существуют групповые привычки,
которые ценятся очень высоко и за нарушение
которых следуют строгие санкции. Нормы
связывают людей в единую общность, в коллектив.