Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

ответы на экзаменационные вопросы

Работа содержит 1 файл

шпоры по социолгии клео.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

1.Социология как отрасль знаний и учебная дисциплина. Соц — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Соц. первоначально выступала как часть тех или иных фил.учений,сейчас это самостоятельная наука об общесве,как целостной соц.системе,ее подсист и отдельных элементов.В рамках этой системы соц. изучает общ. жизнь:1)решает науч.проблемы связанные с формиров. Знаний о соц. действительности, понимание процессов соц.развития, разработкой концептуальных методов соц., методологические соц.исследования, т.е. формирует теоретическую фундаментальную соц. связанную с решением познавательных задач (гносеологических) 2)изучает проблему связ. с преобраз. соц.действительности, анализом пути и средств планомерного целенаправл. воздействия на соц.процессы(обл. прикладной соц.) Теоретическая и прикладная наука(различаются по цели) взаимосвязаны. 

2.Категория «социального» в предметной обл. социологии.социальное-совокупность тех или иных св-вотношений,интегрирован индивидами или обществом в процессе совместн. деятельности в конкретных условиях и проявляющ.в их отношениях друг к другу к явлениям и процессам общ.жизни.Любая сис-ма общ.отношений касается отношения людей друг к другу и к обществу,а значит имеет свой соц.аспект.Соц.явление или процесс возникает тогда,когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы независимо от их физ. присутствия. С одной стороны социальное-это непосредств. выражение общесв.практики,с другой оно подвержено постоянному изменению из-за воздействия на него той самой общественной практики.Перед социологией стоит задача познания «социального» устойчивого,существенного и в то же время постоянно меняющегося; анализа соотношения постоянного и переменного в конкретном сос-ии соц.объекта 

3.Объект,предмет и метод социологии как науки.Объект-вся совокупность св-в,связей и отношений которые носят соц.хар-ер.Это может быть любое общ.явление или же одна из сфер общ.жизни,отдельные личности их семьи,группы,вся соц.реальность.Предмет-это содержание объекта.В соц. предметом исследования служит составляющие объект св-ва,связи, отношения, которое носит соц. хар-ер.Предмет соц. т.к. он является результатом  исслед. действий не может быть определен однозначно,представители различных школ по разному понимают содержание предмета социологии.Например у фр.соц.Э.Дюргейм предмет соц.-это социальный фактор, у М,Вебер-соц.поведение, у К,Маркса-является изучение объективных законов материального произв-ва и их воздействия на все сферы общ.жизни и общества в целом.Однако несмотря на различное понимание предмета ученые концепции объединяет одно-«социальное» это категория. Метод в соц.-это способ построения и обоснования соц.знания.Совокупность приемов процедур и операций эмпирического(опытного) и теоретического познания соц.реальности.Выделяют 2 группы методов соц. познания:1)методы соц.исследования 2)научный метод соц.познания. Соц.исследования-это сис-ма логических последовательных методических,методологических и организ.-техн.процедур,применяемые для получения объективно-достоверных данных об изучаемом соц.процессе или явления,в целях их последующего практического использования. Научный метод-совокупность различных приемов и процессов научного понимания (познания) с помощью кот. приходит познание истины.В изучение соц.реальности в соц. используют 3 направления методов:1)обще-научные методы 2)методы других наук 3)собственные соц.методы. Общенаучные методы -систематичность исследований, объективность интерпретаций, метод закономерности, метод дедукции и индукции,методы анализа,логические методы.В соц. также используют методы истории,демографии,психологии,географии,мат-ки и др.Собственные методы-позитивистский метод(О,Конта) кот. рассматривает познания «социального» общ-ва по аналогии с природой используя методы естественных научных дисциплин.Метод структурно-функционального анализа.Метод понимающей социологии.и т.д. 

4.Структура  социологической науки –определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развив.соц.сис.ме.Исходным эл-том структуры соц.знания является знание об обществе как целостном организме.Другим эл-ом структуры выступает взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общ.жизни в т.ч. духовная,социальная,экономическая,политическая.Важным эл-ом структуры явл. знание о соц.составе населения страны и соц.структуре общества, т.е. о классах,группах, общностях,их взаимодействии.Еще один эл-нт-научное представление о реальном положении различных соц.групп в сис-ме политич.отношений,а также научное представление о деятельности соц.институтов таких как семья,гос-во,церковь,наука и т.д.

    

5.Функции  социологического  знания.Социология как самост.отрасль знаний реализуетвсе присущие общ.науки и функции:1)теретико-познавательную,кот. состоит в том,что соц. накапливая и систематизируя знания стремится составить наиболее полную картину соц.отношений и процессов в соц.мире. 2)описательная-систематизирует описание исследований в виде аналит.записок,различного рода научных отчетов,статей и книг.3)прогностическая-выдача соц.прогнозов.4)практическая-состоит в том,чтобы на основе анализа соц.явлений и процессов разработать практические рекомендации по их совершенствов. и повышению эффективности.5)функции соц.контроля. 6)информативная -несет новую информацию.7)идеологическая-когда результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо соц.групп для достижения определ.целей. 8)гуманистическая-наука способствует совершенствованию общ.отношений.9)мировоззренческая-выраж. в использовании действит. корректных выверенных данных фактов,кот. и способны в чем либо убедить современного человека.  

6.Понятие  соц.парадигмы и  ее многообразие. Парадигма (образец,пример)-признанное всеми науч.достижение кот. в течении опред.времени дает модель постановки и решение познавательной проблемы.В основе огромного кол-ва соц.теорий парадигмального св-ва т.е.устойчивых лежат 4 основных: 1)парадигма соц.факта 2)парадигма соц.поведения 3)парадигма соц.дефиниций-парадигма согласно кот. соц.поведение людей строится в соотв. с пониманием ими соц.реальности 4)парадигма детерминизма-признание наличия причин наследственных связей. 

7.Социология  и другие науки  об обществе. Очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общ. и гуманит.науками, изучающими эту область. Она не может развиваться изолировано от них. Соц.методы исследования общ, его элементов, членов сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, кот. и позволяют выделить соц. в самостоятельную науку. Прежде всего–это предмет исследования. Соц. направлена на исследование соц. взаимоотношений членов общества, то соц.философия исследует общ. жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода.Связь социологии с историей-помимо общ. объекта исследования имеет также общие проблемы исследования., исторический метод является достаточно востребованным в социологии.Важной составляющей общ. жизни является мат. производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.Тесная связь существует также между социологией и политологией Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом. 

8.Предпосылки  возникновения социологии.Развитие  науки об обществе  в древности,в  сред.века,в Новое  время. Соц- как самостоятельная наука возникла в конце 30–нач.40-х гг.19 в. В 19в. евр. общ. окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталист. развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Именно под влиянием соц.потрясений сформировалась одна из классических парадигм соц.-марксизм.Другим важным теоретическим источником формирования соц. теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции). в 17–18 вв. Д. Граунт и Э. Галлей вырабатывали методы количественного исследования соц. процессов. Прежде чем стать самост. наукой, соц. должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;2) создание специализированных периодических изданий;3) введение данных науч. дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.Соц. прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. 19 столетия.Первых социологов антич. наз-социальными философами(Платон,Аристотель).Они изучвли традиции,обычаи,нравы и взаимоотношения,обобщали факты,строили концепции, кот. завершались практическими рекомендац. о том как усовершенствовать общество.Платон подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, по кот. общ. делится на 3 класса:высший,средний,низший.У Аристотеля опорой порядка выступал средн.класс,кроме него сущ. еще 2 класса:богатая плутократия и пролетариат. Н.Макиавелли один из первых мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и на их основе создал теорию общ. и гос-ва,это стало наукой о поведении людей в общ.Следующий шаг сделал Т.Гоббс,он разработал теорию общ.договора,послуживщую основой учения о гражд.общ.-высшем этапе развития.Оно покоится на общ.договоре и юрид.законах.У него 3 формы правления:демократия,аристократия,монархия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.Социальные  идеи в немец.  класс.философии. Кант противник революционной борьбы масс, сторонник реформаторства. Основной призыв Канта - моральное совершенствование человека и человечества. Кант защищает частную собственность, считает ее наличие у людей «естественным состоянием». Кант считает, что люди равны поскольку они созданы единой природой. Отсюда социальная структура общества делится на «граждан» и «только подданных», к последним Кант относит трудящиеся массы. Основной труд Канта - «О вечном мире», где он обосновывает необходимость установления мира между народами и весьма критически оценивает военные авантюры правителей Пруссии. Для социологии наибольшее значение представляет второй раздел логики Гегеля, где анализируется проблема противоречия и связанных с ней категорий. Противоречие Гегель рассматривает как источник самодвижения и саморазвития. Как идеалист Гегель признавал истинной лишь духовно-творческую деятельность. Гегелем изучены основные проблемы причинности и взаимодействия. И та, и другая категории в социологии являются основополагающими. Изложенная в «Философии духа», «Эстетике» и «Философии истории» гегелевская концепция теории общества доказывает, что существует закономерность исторического процесса и что гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные и философские идеи прошли длительный путь исторического развития и изменения. Согласно его учению, семья и гражданское общество - лишь конечные формы объективного духа, истиной которого оказывается его бесконечная форма - государство. Только в трудах Гегеля понятие «целостность» предстает перед нами в форме научной, логически завершенной концепции. Он считал, что целое это что-то большее, чем сумма частей, так как именно оно определяет природу частей, и поэтому части не могут быть познаны без рассмотрения их целого, так как находятся в состоянии взаимозависимости и взаимосвязи. Научный вклад Гегеля был настолько весомым, что уже в XIX в. возникло целое научное направление — гегельянство. Однако внутренняя противоречивость многих его положений привела к тому, что его идеи стали использоваться различными научными и политическими направлениями, ведущими между собой не только научную дискуссию, но и политическую борьбу. Адам Смит. Социально-экономическая концепция Смита выглядит следующим образом: а) производство и труд являются центральными видами деятельности в обществе, поэтому экономика для общества имеет первейшее значение; б) труд — всеобщая мера ценности товаров, поэтому все виды труда, с социальной точки зрения, равнозначны; в) социальная структура общества зависит от его экономических отношений; г) природа действия человека в экономической сфере — утилитарнорациональная, рациональный «эгоизм» является ведущим принципом экономических отношений людей; д) экономика представляет собой самостоятельную сферу деятельности общества, она существует без вмешательства государства в экономические действия частных лиц, единственным принципом ее регуляции выступает свобода приложения труда и капитала. Первое место в ряду непосредственных предшественников социологии занимает Шарль Луи де Монтескье. Он начал изучение проблем гражданского общества, исследовал типы политических устройств. Вышел за пределы уравнивания государства с обществом, но политические характеристики общества преподносил как основные, заслуживающие наибольшего внимания обществоведов. В своем труде «О духе законов» Монтескье показал, что, во-первых, за многообразием случайных явлений, обычаев, нравов, привычек, идей кроются глубокие причины, вызванные и самой природой вещей, т. е. объективные законы; во-вторых, все социальные явления можно объединить в типовые группы. Он выделяет три вида законов — гражданские, уголовные и политического строя. Эта близкая к социологической постановка проблемы, однако, в полной мере не была им реализована. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10.Возникновение и становление научной социологии: О,Конт,ГСпенсер,Э,Дюркгейм, КМаркс,Г,Зиммель,М,Вебер,Ф,Ницше.О,Конт давший имя социологии считал,что с помощью науки можно решить все социальные проблемы.На вопрос о том.как вылечить больное общество,он отвечал:надо создать такую же точно и объективную науку об общ. каким явл.естествознание.Новая наука называется-«соц.».Открытые наукой законы общ. надо преподавать в школах и универс..чтобы научить людей тому.как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.Конт совершил коперниковский переворот в соц.определил предмет и метод соц.Конт преклонялся не только перед созданной им соц. но и перед челов.общ.кот.она призвана описывать.Для него общ.-высшая реальность.Учение Конта состояло из 2 частей-социальной статики,описывающей законы существования и соц.динамики,описыв. законы и этапы изменения общ. Г,Спенсер явл.основателем органической школы в социологии. Суть орган.теории общ. заключ. в том,что оно рассматривается как единая сис-ма взаимодействия природных.прежде всего биологических.и соц.факторов.Согласно этой теории,все стороны общ.жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого соц.института и соц.роль каждого субъекта. Э.Дюркгейм предлагал опираться на соц.факты и изучать их статистически.Под соц.фактами он понимал коллективные привычки,традиции, обычаи, правила поведения,обряды.Главным в чел.общ. что цементирует и сплачивает его,он считал соц.солидарность,а силой создающей обществ.целое полагал разделение труда, т.е.специализацию и распределение людей по профессиям.Солидарность покоится на коллективном сознании-совокупности общих верований и чувств,кот. разделяют члены одной группы или общ.К,Марксвыдвинул совершенно иной подход к пониманию общ.Его считают изобретателем теории соц.конфликта.Если для Конта и Дюркгейма главное-стабилизация общ.,то для Маркса-его уничтожение и замена новым,более справедливым.Маркс выступал за революционный путь изменения общ. а все другие социологи за реформистский..В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д.Г. Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. Анализ феномена моды привел Г. Зиммеля к выводу, что ее огромная популярность в современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность. Распространение моды в современном обществе есть результат более   широкого соц. процесса освобождения человека от стериотипов и норм традиционного доиндустриального общ, ограничивающего возможности развития личности.Г. Зиммель заложил основы изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел в том, что они дают возможность расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность экономики, позволяя человеку удовлетворять разнообразные потребности, способствуя тем самым развитию личности.Вместе с тем он отмечал и «повышенную нервозность жизни, происходящую от быстрой и непрерывной смены впечатлений».ВВебер с его точки зрения соц. должна изучать поведение и соц.деятельн. человека или группы людей.Он создал и развил концепцию понимающей социологии,и выделял след.типы соц.действия: целерациональное действие-это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения,а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия.Критерием рациональности является успех,ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую,эстетическую или религиозную ценность определенного поведения,аффективное действие происходит через аффекты.т.е. бессознательные импульсы и чувства,традиционное действие осуществляется через привычку. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"