Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:01, шпаргалка
ответы на экзаменационные вопросы
1.Социология
как отрасль знаний
и учебная дисциплина.
Соц — это наука об обществе, системах, составляющих
его, закономерностях его функционирования
и развития, социальных
институтах,
отношениях и общностях. социология —
это «изучение общественной жизни человека,
изучение групп и обществ. Соц. первоначально
выступала как часть тех или иных фил.учений,сейчас
это самостоятельная наука об общесве,как
целостной соц.системе,ее подсист и отдельных
элементов.В рамках этой системы соц. изучает
общ. жизнь:1)решает науч.проблемы связанные
с формиров. Знаний о соц. действительности,
понимание процессов соц.развития, разработкой
концептуальных методов соц., методологические
соц.исследования, т.е. формирует теоретическую
фундаментальную соц. связанную с решением
познавательных задач (гносеологических)
2)изучает проблему связ. с преобраз. соц.действительности,
анализом пути и средств планомерного
целенаправл. воздействия на соц.процессы(обл.
прикладной соц.) Теоретическая и прикладная
наука(различаются по цели) взаимосвязаны.
2.Категория
«социального» в предметной
обл. социологии.социальное-
3.Объект,предмет
и метод социологии
как науки.Объект-вся совокупность
св-в,связей и отношений которые носят
соц.хар-ер.Это может быть любое общ.явление
или же одна из сфер общ.жизни,отдельные
личности их семьи,группы,вся соц.реальность.Предмет-это
содержание объекта.В соц. предметом исследования
служит составляющие объект св-ва,связи,
отношения, которое носит соц. хар-ер.Предмет
соц. т.к. он является результатом исслед.
действий не может быть определен однозначно,представители
различных школ по разному понимают содержание
предмета социологии.Например у фр.соц.Э.Дюргейм
предмет соц.-это социальный фактор, у
М,Вебер-соц.поведение, у К,Маркса-является
изучение объективных законов материального
произв-ва и их воздействия на все сферы
общ.жизни и общества в целом.Однако несмотря
на различное понимание предмета ученые
концепции объединяет одно-«социальное»
это категория. Метод в соц.-это способ
построения и обоснования соц.знания.Совокупность
приемов процедур и операций эмпирического(опытного)
и теоретического познания соц.реальности.Выделяют
2 группы методов соц. познания:1)методы
соц.исследования 2)научный метод соц.познания.
Соц.исследования-это сис-ма логических
последовательных методических,методологических
и организ.-техн.процедур,
4.Структура
социологической науки
–определенная упорядоченность знаний
об обществе как динамично функционирующей
и развив.соц.сис.ме.Исходным эл-том структуры
соц.знания является знание об обществе
как целостном организме.Другим эл-ом
структуры выступает взаимосвязь представлений
о функционировании и развитии отдельных
сфер общ.жизни в т.ч. духовная,социальная,
5.Функции
социологического
знания.Социология как самост.отрасль
знаний реализуетвсе присущие общ.науки
и функции:1)теретико-
6.Понятие
соц.парадигмы и
ее многообразие.
Парадигма (образец,пример)-признанное
всеми науч.достижение кот. в течении опред.времени
дает модель постановки и решение познавательной
проблемы.В основе огромного кол-ва соц.теорий
парадигмального св-ва т.е.устойчивых
лежат 4 основных: 1)парадигма
соц.факта 2)парадигма
соц.поведения 3)парадигма
соц.дефиниций-парадигма согласно кот.
соц.поведение людей строится в соотв.
с пониманием ими соц.реальности 4)парадигма
детерминизма-признание наличия причин
наследственных связей.
7.Социология
и другие науки
об обществе. Очевидно, что если объектом
социологии является общество, то она
тесно соприкасается с другими общ. и гуманит.науками,
изучающими эту область. Она не может развиваться
изолировано от них. Соц.методы исследования
общ, его элементов, членов сегодня активно
применяются во многих других науках,
например, политологии, психологии, антропологии.
Тесная связь социологии
и социальной философии
проявляется прежде всего в очень широкой
области совпадения объекта исследования.
Однако при этом между данными науками
существует значительные различия, кот.
и позволяют выделить соц. в самостоятельную
науку. Прежде всего–это предмет исследования.
Соц. направлена на исследование соц. взаимоотношений
членов общества, то соц.философия исследует
общ. жизнь с точки зрения мировоззренческого
подхода.Связь социологии
с историей-помимо общ. объекта исследования
имеет также общие проблемы исследования.,
исторический метод является достаточно
востребованным в социологии.Важной составляющей
общ. жизни является мат. производство.
Это обуславливает существование тесной
связи социологии
с экономикой. Более того, в системе
социологического знания существует такая
дисциплина, как экономическая социология.Еще
одной смежной с социологией наукой является
психология. Областью пересечения этих
наук является прежде всего проблема человека
в обществе.Тесная связь существует также
между социологией
и политологией Итак, совершенно очевидно,
что социология находится в тесной взаимосвязи
с системой общественных и гуманитарных
наук и является ее элементом.
8.Предпосылки
возникновения социологии.
9.Социальные
идеи в немец.
класс.философии. Кант
противник революционной борьбы масс,
сторонник реформаторства. Основной призыв
Канта - моральное совершенствование человека
и человечества. Кант защищает частную
собственность, считает ее наличие у людей
«естественным состоянием». Кант считает,
что люди равны поскольку они созданы
единой природой. Отсюда социальная структура
общества делится на «граждан» и «только
подданных», к последним Кант относит
трудящиеся массы. Основной труд Канта
- «О вечном мире», где он обосновывает
необходимость установления мира между
народами и весьма критически оценивает
военные авантюры правителей Пруссии. Для
социологии наибольшее
значение представляет
второй раздел логики
Гегеля, где анализируется проблема
противоречия и связанных с ней категорий.
Противоречие Гегель рассматривает как
источник самодвижения и саморазвития.
Как идеалист Гегель признавал истинной
лишь духовно-творческую деятельность.
Гегелем изучены основные проблемы причинности
и взаимодействия. И та, и другая категории
в социологии являются основополагающими.
Изложенная в «Философии духа», «Эстетике»
и «Философии истории» гегелевская концепция
теории общества доказывает, что существует
закономерность исторического процесса
и что гражданское общество, государство,
правовые, эстетические, религиозные и
философские идеи прошли длительный путь
исторического развития и изменения. Согласно
его учению, семья и гражданское общество
- лишь конечные формы объективного духа,
истиной которого оказывается его бесконечная
форма - государство. Только в трудах Гегеля
понятие «целостность» предстает перед
нами в форме научной, логически завершенной
концепции. Он считал, что целое это что-то
большее, чем сумма частей, так как именно
оно определяет природу частей, и поэтому
части не могут быть познаны без рассмотрения
их целого, так как находятся в состоянии
взаимозависимости и взаимосвязи. Научный
вклад Гегеля был настолько весомым, что
уже в XIX в. возникло целое научное направление
— гегельянство. Однако внутренняя противоречивость
многих его положений привела к тому, что
его идеи стали использоваться различными
научными и политическими направлениями,
ведущими между собой не только научную
дискуссию, но и политическую борьбу. Адам Смит. Социально-экономическая
концепция Смита выглядит следующим образом:
а) производство и труд являются центральными
видами деятельности в обществе, поэтому
экономика для общества имеет первейшее
значение; б) труд — всеобщая мера ценности
товаров, поэтому все виды труда, с социальной
точки зрения, равнозначны; в) социальная
структура общества зависит от его экономических
отношений; г) природа действия человека
в экономической сфере — утилитарнорациональная,
рациональный «эгоизм» является ведущим
принципом экономических отношений людей;
д) экономика представляет собой самостоятельную
сферу деятельности общества, она существует
без вмешательства государства в экономические
действия частных лиц, единственным принципом
ее регуляции выступает свобода приложения
труда и капитала. Первое место в ряду
непосредственных предшественников социологии
занимает Шарль Луи
де Монтескье. Он начал изучение проблем
гражданского общества, исследовал типы
политических устройств. Вышел за пределы
уравнивания государства с обществом,
но политические характеристики общества
преподносил как основные, заслуживающие
наибольшего внимания обществоведов.
В своем труде «О духе законов» Монтескье
показал, что, во-первых, за многообразием
случайных явлений, обычаев, нравов, привычек,
идей кроются глубокие причины, вызванные
и самой природой вещей, т. е. объективные
законы; во-вторых, все социальные явления
можно объединить в типовые группы. Он
выделяет три вида законов — гражданские,
уголовные и политического строя. Эта
близкая к социологической постановка
проблемы, однако, в полной мере не была
им реализована.
10.Возникновение
и становление научной
социологии: О,Конт,ГСпенсер,Э,Дюркгейм,
КМаркс,Г,Зиммель,М,Вебер,Ф,