Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, шпаргалка
шпаргалки по социологии
11.1. Семья как соц. институт
Семья
— один из наиболее древ. и значимых соц.
институтов. В любом об-ве семья имеет
двойствен. хар-р. С одной стороны, это
соц. институт, с др. — малая группа, имеющая
свои закономерности функционирования
и развития. Отсюда ее зависимость от обществ.
строя, существующих экономщ, полит., религиоз.
отнош. и одновременно — относит. самостоят-ть.
С институтом семьи тесно связан др. обществ.
институт — институт брака
— санкционированная обществом, соц-но
и личностно целесообраз., устойч. форма
половых отнош. Семья
— малая группа, основанная на кровно-родствен.
связях и регулирующая отнош. м/у супругами,
родителями и детьми, а также ближ. родственниками.
Отличит.признаком семьи явл-ся совмест.
ведение дом. хоз-ва. Основу семьи составляет
брачная пара. Кроме того, есть и неполные
семьи, где отсут-ет один из родителей.
Выделяют три осн.типа
семьи. 1. Традиционная
(патриархальная) семья. Характерны:
а) эконом. зависимость женщины от супруга;
б) функционально четкое разделение
сфер семейной жизни и закрепление муж.
и жен. обязанностей (муж — кормилец, жена
— хозяйка); в) признание безусловного
приоритета мужчины в вопросах сем. главенства.
2. Нетрадиционная
семья. В ней сохраняются традиц. установки
на муж. лидерство и разграничение муж.
и жен. семейных обязанностей. Такой тип
семьи социологи наз-ют эксплуататорским,
т.к. наряду с правом на равное с мужчиной
участие в обществ. труде женщина получает
«исключит.» право на дом. труд. 3.
Эгалитарная семья (семья равных).
Характерны: а)
справедливое, пропорциональное разделение
дом. обязан. м/у членами семьи, взаимозаменяемость
супругов в реш. бытовых проблем; б)
обсуждение осн. проблем и совместное
принятие важн. для семьи решений; в)
эмоцион. насыщенность отнош. Т.о., в соврем.
семье не только трансформируются традиц.
роли женщин в связи с их массовым участием
в профес. деят-ти, но и изменяются роли
мужчин. Н-р, в западноевроп. странах уже
не явл-ся аномальными случаи, когда мужчина
берет отпуск по уходу за ребенком.
5.3. «Понимающая социология М.Вебера»
Важн. составляющей данной теории явл-ся концепция идеальных типов. Это некая идеал. модель того, что наиболее полезно чел-ку, что объективно отвечает его интересам в соврем. ему эпохе. В этом отнош. в качестве идеал. типов м/т выступать морал., полит., религиоз. ценности и вытекающие из них установки поведения и деят-ти людей, правила и нормы их поведения, а также традиции соц. общения.
Идеал.
типы Вебера харак-ют как бы сущность
оптимал. обществен. состояний — сост.
власти, межличностного общения, индивидуал.
и групп. сознания и т.д. В силу этого они
выступают как своеобразные критерии,
исходя из которых необходимо вносить
изменения в духов., полит. и материал.
жизнь людей. Вебер выделял след. типы
соц. действия:
Целерационал. действие
— это когда чел-к ясно пред-ет себе цель
действия и ср-ва ее достижения, а также
учитывает возможную реакцию др. людей
на свои действия. Критерием рацион-ти
явл-ся успех. Ценностно-рационал.
действие совершается ч/з сознательную
веру в этич., религиозную ценность определенного
поведения. Аффективное
действие происходит ч/з аффекты, т.е.
бессознат. психологич. импульсы и чувства.
Традиционное действие
осущ-ется ч/з привычку. В реальном поведении
людей чаще всего присут-ют все указанные
типы действий. Каждый из них отличается
своей мотивацией, а нередко содержанием
и механизмом осущ-ния соц. действия. Вебер
исходил из того, что в историч. процессе
растет степень рациональности
соц. действий. Это видно в развитии капитализма:
рационал-ся способ ведения хоз-ва, управление
в области эк-ки, политики, науки, культуры;
образ мышления людей. Воплощением рацион-сти
Вебер считает прав. гос-во, функционирование
которого базируется на рационал. взаимодействии
интересов граждан, подчинении их закону,
а также общезначимым полит. и морал. ценностям.
8.2. Прогнозирование соц. процессов
Фундаментальная социология дополнена системой прикладных наук, обеспечивающих ее непосредственный выход к общественной практике. К таким наукам могут быть отнесены социальное прогнозирование, социальное проектирование и программирование, социальное управление и планирование и т. п. Их теоретические предпосылки заложены в фундаментальной социологии, в ее теориях и методологии. В качестве же прикладных наук они имеют дело с разработкой методов практической социальной деятельности, призваны ее сопровождать и обслуживать, в частности прогнозировать результаты наличной деятельности и будущих социальных действий, разрабатывать проекты возможных социальных результатов и программы их достижения, планы социального развития и т. д. Они, в известном смысле, образуют «праксиологию», но не как особую общую науку о практике, а как прикладное звено общественных наук.
Поскольку практика предстает формой объективного общественного процесса, постольку социальное научное познание, будучи ее отражением, составляет науку и о практике. С этой точки зрения не может быть двух наук о социальной практике. Вместе с тем научная социальная теория и ее методология в приложении к практике выглядят иначе, чем в форме инструментов познавательной деятельности. Вопрос, следовательно, сводится к тому, чтобы исследовать практические формы теории, т.е. формы, в которых она выступает в роли руководства к действию, а также метода самой практики.
Знание методов социальной практики нужно, прежде всего, для «социальной инженерной деятельности», «социальной технологии» в широком ее смысле. Вопрос ставится не о заимствовании методов «социальной инженерии», принципов «инструментализма», «праксиса» или «социальной кибернетики», а о разработке средств и инструментов прикладной социологии.
Соц. прогнозирование – изучение перспектив развития соц. явлений.
1. Экстраполяция. 2. Историческая аналогия. 3. Компьютерное моделирование. 4 . Сценарии будущего. 5. Метод экспертных оценок.
Прогнозы: 1. Поисковые – выявляют, каким будет будущее, исходя из реалистичных оценок тенденции развития общества в настоящее время.
2. Нормативные – ориентированы на достижение в будущем определенных целей и содержат практические рекомендации
3. Аналитические – научные
4. Предостережения
– предотвратить предполагаемое
плохое будущее.
11.2. Метод фокус-групп в соц. исследовании
Создатель Д. Хоманс. Малая группа состоит из: 1. диада – все основано на чувствах; 2. триада – по большинству голосов.
Метод фокус-групп сост. из 2 этапов:
1. Определяем лидера, составляем социограмму
2. Обсуждение, доверительная беседа, дискуссии со всеми участниками группы
Применяется
этот метод в маркетинговых
(выпуск
товара)
4.3. Соц. ф-ии семьи
Семья
— один из наиболее древ. и значимых соц.
институтов. Семья выполняет целый ряд
функций, среди которых важн. явл-ся репродуктив.,
воспитат., хозяйственно-эконом. и рекреационная.
Это воспроиз-во в детях числен-ти родителей.
Чтобы ч/з 25—30 лет уровень нас. в нашей
стране не снизился, кол-во детей в кажд.
семье д/б не менее двух. Соц-но-демограф.
ситуация в наст. вр. вызывает большую
озабоченность у многих специалистов.
Для нее характерны снижение уровня рождаемости,
старение нас., увеличение кол-ва однодетных
и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.
Исследования показывают, что не только
конфликтующие, но и срав-но благополучные
в плане стабильности пары нередко не
решаются заводить 2го, 3го, а подчас даже
одного ребенка, опасаясь, что их брак
будет столь же непрочен, как и многие
др. Наблюдаются большие различия м/у рождаемостью
в разн. регионах страны и у разн. групп
нас. Наиболее низкая рождаемость в круп.
городах. У женщин с высшим образов. показатель
рождаемости в 3 раза ниже, чем у женщин
с начал. образов. Воспитат. Для нормал.,
полноценного развития ребенка семья
жизненно необходима, и ее нельзя заменить
никакими др. институтами или обществ.
учрежд. Существ. влияние на формирование
личности ребенка указывает и атмосфера
внутри семьи. Установлено, что пьянство
родителей явл-ся одной из важн. причин
негативных отклонений в поведении детей
и детской преступности. Стереотипы
семейного воспитания. 1. Детоцентризм,
т.е. всепрощенческое отнош. к детям, ложно
понимаемая любовь к ним. Дети вырастают
избалованными, не приемлют разумных запретов
и обязанностей, в т.ч. и долга п/д родителями.
2. Профессионализм,
т.е. тенденция своеобразного отказа родителей
от воспитания детей под предлогом того,
что этим д/ы заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы
в дет. садах и школах. Такие родители считают
своим долгом материально обеспечить
своих детей. Семья оказывала огромное
влияние на развитие личности кажд. ее
члена, расширяя или ограничивая пространство
для самореализации детей и взрослых.
Рекреацион. ф-ия включает в себя и духовно-эстетич.
моменты, в т.ч. организацию семейного
досуга и отдыха. Рекреацион. аспекты семейной
жизни теснейшим образом связаны с культурой
семейн. отнош., а это влияет на жизнедеят-ть
семь, ее стабильность и в конечном счете
на самосуществование брачной пары. Все
ф-ии семьи тесно взаимосвязаны, но их
соотнош. и удельный вес м/б различными.
8.3. Крестьянство в соц. структуре общества. Проблемы разв-я фермерства
Крестьянство - этот слой делится на социализиров. крест-во - это работники предприятий коллектив. форм собственности: ОАО, ЗАО и частнопредпринимательское (фермерское) крест-во - фермеры имеют в своей лич. собственности ср-ва произ-ва, земля же принадлежит гос-ву, а им сдается в долгосроч. аренду.
В настоящее
время крестьянство состоит из колхозного,
совхозного и небольшого слоя фермеров
(их число 1 % населения), которые строят
свои предприятия на арендованной земле,
применяя при этом наемный труд. Иногда
фермеры работают сами, им помогают жены
и дети. Фермерство – более адаптированная
социальная группа сельского социума
к условиям капиталистического рынка,
нежели колхозно-совхозное крестьянство.
Если средний размер фермерского участка
по России равен 50 га, то передовые фермеры
имеют по 200 – 250 га (что сопоставимо с Канадой
или США). Фермерство смогло выжить прежде
всего в районах, где возможно рентабельное
ведение товарного хозяйства, где производство
прибыльно при нынешних ценах на сельскохозяйственную
продукцию. Но на территории Башкортостана
колхозы до сих пор вполне себя оправдывают
(хотя, безусловно не все). Они получают
новейшую импортную технику, им помогает
правительство, предоставляются субсидии.
Главный вопрос, который является болезненным
для России – о собственности на землю,
он сейчас находится в стадии разрешения
и, будем надеяться, на улучшение положения
в сельском хозяйстве.
5.2.-13.3 Соц. исследование: понятие, виды, осн. этапы
Социолог.
исследов. — это процесс познания,
в котором прояв-ся 2 уровня социолог. знания:
теоретико-методологич. и эмпирич.. В нем
сочетаются дедуктивный и индуктивный
методы анализа. Социолог. исследов. нач-ся
с его подготовки: обдумывания целей, программы,
плана, определения средств, сроков проведения,
способов обработки инф-ции и т.д. – 1ый
этап. 2ой этап — сбор первич. социолог.
инф-ции. Это собранные в различ. форме
необобщенные сведения —
записи исследователя, выписки из док-тов,
отдел. ответы опрашиваемых и т.д. 3ий
этап — подготовка собранной в ходе
социолог. исследов. (анкетного опроса,
интервью, контент-анализа и т.д.) инф-ции
к обработке на ЭВМ, составление программы
обработки, обработка на ЭВМ. 4ый
этап — анализ обработанной инф-ции,
подготовка научн. отчета по итогам исследования,
формулирование выводов и рекомендаций
для заказчика, субъекта управления. Различ.
3 осн. вида социолог.
исследов.: 1. Разведыват.
(пилотажное) исследов.
— самый простой вид социолог. анализа,
позволяющий решать ограничен. задачи.
По сути идет «обкатка» инструментария
(метод. док-тов): анкеты, бланка-интервью,
опросного листа, карточек изучения док-тов
и др. В ходе него уточняются цели, гипотезы,
задачи, вопросы, их формулировка. 2.
Описат. исследов.
— более сложный вид социолог. анализа.
Оно обычно проводится когда объект анализа
—большая совокуп-ть, отличающаяся разнообраз.
характер-ми, н-р, труд. коллектив круп.
предприятия, где работают люди разн. профессий,
пола, возраста, стажа работы и т.д. 3
аналитич. исследов.
Оно не только описывает элементы изучаемого
явления или процесса, но и позволяет выяснить
причины, лежащие в его основе. Аналитич.
исследов. невозм/о без детально разработанной
программы и отшлифованного инструментария.
3.1. Теория соц. стратификации и соц. мобильности
Все об-во
делится на разл. слои — страты,
которые разл-ся м/у собой по уровню доходов,
видам деят-ти, полит. взглядам, культур.
ориентациям и т.д. Соц.
стратификация – это дифференциация
некой данной совокупности людей на классы
в иерархическом ранге. Она находит выражение
в существов. высших и низших слоев. Ее
основа и сущность - в неравномерном распределении
прав и привилегий, ответственности и
обязанности, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов
того или иного сообщества. Под соц.
мобильностью понимается любой переход
индивида или соц. объекта (ценности), т.е.
всего того, что создано или модифицировано
челов. деят-тью, из одной соц. позиции
в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под
горизонт. соц. мобил-тью или перемещением,
подразумевается переход индивида или
соц. объекта из одной соц. группы в
др., расположенную на одном и том же уровне.
Перемещение некоего индивида из одного
гражданства в др., из одной семьи (как
мужа, так и жены) в др. при разводе или
при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения
соц. объектов (радио, автомобиля, моды)
в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению
из Айовы до Калифорнии или с некоего места
до любого др. Под вертикал.
соц. мобил-тью подразум-ся те отнош.,
которые возникают при перемещении индивида
или соц. объекта из одного соц. пласта
в др. В зависимости от направления перемещения
сущ-ют 2 типа вертик. Мобил-ти: восходящая
и нисходящая, т.е. соц.
подъем и соц. спуск. В соответствии
с природой стратификации есть нисходящие
и восходящие течения эконом., политич.
и профес. мобильности. Восход.
течения сущ.ют в 2 осн. формах: проникновение
индивида из нижнего пласта в существующий
более высокий пласт; или создание
такими индивидами новой
группы в более высокий
пласт на уровень с уже
существующими группами
этого пласта. Нисход.
течения также имеют 2 формы: 1ая закл-ся
в падении индивида с более выс. соц. позиции
на более низкую без разрушения при этом
исходной группы, к которой он ранее принадлежал;
др.форма прояв-ся в деградации соц. группы
в целом, в понижении ее ранга на фоне др.
групп или в разрушении ее соц. единства.
14.1. Интегральная социология П.А. Сорокина
Сорокин
делил соц-гию на теоретическую
и практическую. Теоретич.
соц-гию он делил на 3 отдела: Соц.
аналитика изучает строение (структуру)
соц. явления и его осн. формы. Предмет
соц. механики— процессы взаимодействия
людей— поведение людей и тех сил, которыми
оно вызывается и определяется. Соц.
генетика изучает развитие соц. жизни,
ее отдел. сторон и институтов. Понятно,
что развитие соц. явления опред-ся его
строением (структурой) и взаимодействием
с др. явлениям, так что соц.генетика содержит
в себе соц. аналитику и соц. механику.
Практич. соц-гия харак-ся как прикладная
дисциплина. Опираясь на законы, которые
формулирует теоретич. соц-гия, она д/а
помогать об-ву и чел-ку управлять соц.
силами в соответствии с поставленными
целями. Объектами изучения неопозитивист.
соц-гии Сорокина яв-ся соц. поведение
и деят-ть людей, соц. группы и структура
об-ва в целом, а также происходящие в нем
соц. процессы. Неоднородность об-ва, его
объектив. деление на разные соц. группы
нашли свое отражение в теории
соц. стратификации
и соц. мобильности.
Соц. стратификация – это дифференциация
некой данной совокупности людей на классы
в иерархическом ранге. Она находит выражение
в существов. высших и низших слоев. Ее
основа и сущность - в неравномерном распределении
прав и привилегий, ответственности и
обязанности, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов
того или иного сообщества. Под соц.
мобильностью понимается любой переход
индивида или соц. объекта (ценности), т.е.
всего того, что создано или модифицировано
челов. деят-тью, из одной соц. позиции
в др. Сущ-ет 2 осн. типа соц. мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под
горизонт. соц. мобил-тью или перемещением,
подразумевается переход индивида или
соц. объекта из одной соц. группы в
др., расположенную на одном и том же уровне.
Перемещение некоего индивида из одного
гражданства в др., из одной семьи (как
мужа, так и жены) в др. при разводе или
при повторном браке. Ими же явл-ся перемещения
соц. объектов (радио, автомобиля, моды)
в рамках одного соц. пласта, подобно перемещению
из Айовы до Калифорнии или с некоего места
до любого др. Под вертикал.
соц. мобил-тью подразум-ся те отнош.,
которые возникают при перемещении индивида
или соц. объекта из одного соц. пласта
в др. Сорокин был противником всяких соц.
потрясений, в т.ч. революций, и выступал
за нормал. эволюционный
путь развития. Он анализирует развитие
культур народов, разрабатывает теорию
ценностей. Понятие «ценность» выступает
как одно из важн. в его соц-гии. С помощью
этого понятия объясняется поведение
индивидов и соц. групп, их взаимодействия
по разным направлениям.