Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, шпаргалка
шпаргалки по социологии
7.1. О.Конт – родоначальник социол. науки
Основателем
социологии как самостоят. и целост.
науки об об-ве стал фран. уч. и фил-ф —
позитивист Огюст
Конт. Он выступал п/в того, чтобы считать
об-во простой совокупностью индивидов,
которые рассматривались многими мыслителями
как своего рода «соц. атомы», существующие
чуть ли не автономно по отнош. друг к другу.
Согласно этому, чем более развиты отдел.
индивиды с т.з. их способностей к производств.,
дух. и др. деят-ти, нравств., политич. и
др. качеств, тем совершеннее будет и об-во.
Все эти качества в людях надо развивать.Сами
по себе эти качества ни в ком развиваться
не м/т. Необходимо: воспитание и образование,
благодаря которым люди могут овладеть
знаниями и опытом предшествующих поколений;
включение людей в разнообразные виды
общения, чтобы они могли осущ-ть на соврем.
уровне производств., полит. и дух. деят-сть
— писателя, художника, композитора, ученого
и т.д. К. ввел в научный оборот понятие
социология, обозначающее учение об
об-ве, которое он нередко называл еще
философией. К. пользовался также
понятиями соц. статика
для истолкования структуры об-ва и соц.
динамика, с помощью которого раскрывал
механизм функционирования и развития
об-ва. К. называл свою фил-ию и соц-ию
позитивными, поясняя при этом, что они
полностью базируются на данных науки
— не на воображении или догадках, а на
научных наблюдениях. Он вошел в историю
науки и философии как основоположник
позитивизма — одного из наиболее влиятельных
и поныне направлений в области философии
и социологии. Центр. звеном философско-социолог.
взглядов К. явл-ся открытый им «великий
осн. закон интеллектуал.
эволюции челов-ва». Согласно закону,
познават. деят-ть людей и в целом их обществ.
сознание прошли ч/з 3
стадии своего развития. На теологич.
стадии развития обществ. сознания
доминирует религиоз. мифология. Чел-к
стремится к абсолют. познанию поражающих
его воображение явлений и в конечном
счете объясняет их действием абсолют.
сверхъестеств. сил. В конце осущ-ся переход
к единобожию (монотеизму). К тому же место
религиоз. воображения начинает занимать
опыт. знание о связях и зависимостях явл.
внеш. мира и жизни людей. На метафиз.
стадии чел. сознание больше оперирует
не воображением, а понятиями, отражающими
реал. процессы внеш. мира. Однако из-за
слабого развития науки эти понятия довольно-таки
абстрактны. Различного рода явления объясняются
путем выделения неких абстрактных сущностей,
выражением которых яв-ся предметы внеш.,
в т.ч. соц. мира. В качестве «общ. сущности»
наз-сь природа, космос, материя, дух как
источники всех телесных и дух. явлений.
Данный метод не позволял окончательно
избавиться от мифов. На позитивной
стадии чел. сознание в своих суждениях
и выводах исходит из науч. наблюдений.
Пред-ют интерес взгляды К. на закономерный
и прогрессивный хар-р
развития об-ва. Последнее подчиняется
в своем развитии биолог-им, а также «астроном-им»
законам. Он писал о влиянии на развитие
об-ва климата и расового состава нас.
Но глав. влияние на развитие об-ва оказывает
интеллектуальная эволюция челов-ва как
эволюция его сознания. При этом особую
роль он отводил науке как высшему проявлению
интеллектуальной эволюции.
10.2. Программа и план в соц. исследовании
Подготовка
социологич. исследования нач-ся с разработки
его программы, состоящей из 2 разделов.
В методологич. раздел
программы входят: а)
формулировка и обоснование соц. проблемы;
б) определение объекта и предмета социологич.
исследования; в)
определение задач исследователя и формулировка
гипотез. Методич.
раздел предполагает определ. изучаемой
совокупности, харак-ку методов сбора
1ой социологич. инф-ции, последоват-ть
применения инструментария для ее сбора,
логич. схему обработки собранных данных
на ЭВМ. Определяющей частью программ.
любого исслед. явл-ся глубокое и всестороннее
обоснование методологич. подходов и методич.
приемов изучения соц. проблемы. Под
соц. пробл. следует понимать «соц.
противоречие», сознаваемое субъектами
(индивидами, группами и т.д.) как значимое
для них несоответствие м/у существующим
и должным, м/у целями и рез-ми деят-ти,
возникающее из-за отсутствия или недостаточности
ср-в для достижения целей, препятствий
на этом пути, борьбы вокруг целей м-у различными
субъектами деят-ти, что ведет к неудовлетворению
соц. потребностей. Начинающ. социологи
часто путают объект и предмет исследов.,
хотя это далеко не одно и то же. Выбор
объекта и предмета исслед. в определ.
мере уже заложен в самой соц. проблеме.
Объектом исслед.
м/б любой соцб процесс, сфера соц. жизни,
труд. коллектив, , док-ты. Предмет
исследования —то, что подлежит непосредственному
изучению. Как ни важны сами по себе программа
и выборка, тем не менее без рабочего
плана невозм/о грамотно провести
социолог. исследование. В план закладываются
осн. процедурные мероприятия, которые
надо осущ-ть при исследовании. Это позволяет
с должной точностью определить затраты
времени, сил, ср-в, объем работы — науч.,
организационной. План создается на базе
определ. правил, суть которых состоит
в том, что все научно- исследоват. и организационно-техн.
процедуры и операции групп-ся в 4 раздела.
1ый раздел предусмат-ет порядок
подготовки, обсуждения, утверждения программы
и инструментария социолог. исслед. 2ой
раздел включает все организац.
и метод. виды работ, т.е. отвечает на вопросы:
что надо сделать, где и когда, в какие
сроки.3ий раздел
посвящен обычно планированию операций,
связанных с подготовкой собранной в «поле»
инф-ции. План д/н предусмат-ть, ско-ко специалистов
вычислит. центра необходимо задействовать
для выполнения этой процедуры. При ее
выполнении исследователи работают совместно
с программистами, операторами ЭВМ, под
контролем которых форм-ся массив инф-ции
для ввода в вычисл. машину. 4ый
раздел — это виды работ, связанные
с анализом рез-ов обработки.
7.3. Социальный статус и его виды.
Основой
социального неравенства в
Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный
П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.
Социологи выделяют:
1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.
2) приобретенный(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.
Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).
Человек
может иметь сразу несколько
статусов – интегральный
статус. Социальный
статус выражается сложными связями между
субъектами общественных отношений.
12.3. Соц. измерения социальных явлений
Кажд. вопрос в анкете или бланке интервью пред-ет собой в определ. степени шкалу измерений. Един. измерений выступают соответств. альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям проводится группировка респондентов. Измерение произв-ся с помощью разл. шкал, которым соот-ют разл. правила математ-го анализа данных. В социолог. исслед. применяются шкалы 3 осн. типов: номинал., ранговая (порядковая) и интервальная. Номинальная шкала -фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «Да» или «Нет», «Тепло» или «Холодно». Применяя ранговую шкалу, м/о зафиксировать более определ. состояние, отраж. ранжированное распределение типа «Холодно» — «Тепло» — «Горячо». Но цифр. величины пока отсут-ют. Если же мы точку замерзания, скажем, воды примем за нуль, а точку кипения (пар) — за 100 и расстояние м/у этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалу. Номинал. шкале в анкете обычно соот-ют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объект. харак-к респондента (пол, возраст, нац-сть и т.д.). Ранговой шкале (порядковой) соот-ует осн. число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Интерв. шкала более детальна, глубока. Она допускает обстоят. математ. обработку инф-ции. В социолог. исслед. с ее помощью измеряются те харак-ки, которые м/о выразить числами: возраст, образование, стаж работы, учебы и др.
10.1. Современная социология запада: осн. направления
Становление
неопозитивизма отн-ся к 20-м гг. нашего
столетия и связано с выработкой «стандартной
концепции науки». Она предп-ет реализацию
след. принципов: 1. соц. явления подчиняются
законам, общим для всей действит-ти —
прир. и культурно-истор.; 2. методы
соц. исслед. д/б такими же строгими, точными
и объектив-ми, как методы естествознания;
3. субъектив. аспекты чел. поведения
(мотивы, ценност. ориентации и пр.) м/о
исследовать ч/з их открытое проявление;
4. истинность науч. понятий и утвержд.
д/а устанавл-ся на основе эмпирич. процедур;
5. все соц. явления м/т и д/б описаны и
выражены количественно; 6. соц-ия как
наука д/б свободна от ценност. сужд. и
связи с идеологией. В рамках неопоз-ма
были сформулированы осн. требования к
проведению социолог. исслед., которые
м/о считать нормами
социолог. культуры: 1.
отбор понятий и их точная интерпретация;
2. формулирование гипотез; 3.
описание методов исслед.; 4. описание
данных и рез-тов исслед.; 5. аргументация
выводов; 6. приглашение к дискуссии
по исслед. теме. Неопоз-зм достиг пика
своей популярности в 40—-50-х гг, после
чего наступил спад. Возрождению неопоз-ма
в кон. 70-х — нач. 80-х гг. способствовала
общественно-полит. обстановка: требов.
надежной инф-ции и науч. экспертизы соц.
явл-й стало гос. заказом. Пон. структурно-функц-го
анализа употреб-ся в 2 знач-ях:
1. как объединяющее название школы
в соц-ии, которую основал и возглавил
Т. Парсонс; 2.
как метод исслед., по которому изменения
элемента сист. должны рассм-ся в связи
с изменен. всей сист. Ключ ко |всей концепции
П. — категория равновесия,
ибо об-во м/т сущ-ть и самосохраняться
только в равновесии. Нарушение равновесия
означает дестабилизацию или гибель соц.
сист. Отсюда осн. задача социологии —
дать рекомендации по
стабилизации об-ва,
т.е. по поддержанию
равновесия. Разрабатывая модель соц.
действия, П. считает, что ее осн. составляющими
элементами явл-ся деятель, ситуация и
ориентация деятеля на ситуацию. Предп-ся,
что деятель обладает активностью
и способен проанализ-ть ситуацию, поставить
п/д собой цель, опред-ть способы и методы
достижения этой цели. Ситуация
— это разнообразные физ., культур., соц.
факторы, которые актуальны для субъекта
в данный момент и от которых зависит его
действие. П. различает 3
типа об-ва: • примитивный,
в котором дифференциация выражена незначительно;
• промежуточный,
связанный с появл-м письменности, соц.
расслоения, выделения культуры в самостоят.
обл. чел. деят-ти; • современный,
характерной чертой явл-ся отделение прав.
сист. от религиоз., формирование администрат.
бюрократии, рыноч. эко-ки и демократ. избират.
сист. Амер. социолог Л.
Козер опред-ет социальный
конфликт как «борьбу за ценности
или статусные привилегии, за власть и
дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих
сторон состоят не только в овладении
ими, но и в нейтрализации или устранении
своего соперника» В качестве осн. ф-ий
соц. конфликта выд-ся: 1. интеграция
соц. структуры; 2. сохранение солидарности
внутри групп; 3. укрепление межчелов-х
отнош.; 4. управление соц. измен. Т.о.,
наиболее адекватной для регулирования
соц. конфликтов формой об-ва явл-ся демократ.
открытое, высокомобильное об-во, в котором
развертывание и протекание конфликтов
предельно формализовано. Символич.
интеракционизм - основатель, амер. социолог
Дж. Muд пытается создать спец. теорию
челов. эволюции. По
М., специфика чел-ка опред-ся отсутствием
у него развитой сист. инстинктов как основных
регуляторов поведения. Именно поэтому
человек обладает способностью изобретать
и применять символы,
что явл-ся основой сознат. приспособления
к окруж. среде, сознат. поведения и самонаблюдения.
М. различает две ступени соц. действия:
Общение посредством
жестов пред-ет собой как бы сокращенную,
свернутую схему действия, когда по отд.
движению м/о восстановить действие в
целом. Символически
опосредованное взаимодействие
т.е. взаимодействие с помощью языка, харак-ся
тем, что а) порождает примерно одинаковые
реакции при общении с любым индивидом;
б) позволяет ставить себя на место др.;
в) позволяет видеть себя глазами др.
чел-ка.Об-во, по М., — это сумма лиц,
с которыми индивид поддерживает отнош.
взаимодействия и чьи позиции, чье отнош.
явл-ся для него основой самопонимания
и планирования собственных поступков.
Описывая реал. и идеал. об-ва, М. рассматривает
их ч/з призму широты и качества взаимодействия.
Идеал. об-во харак-ся всеобщностью норм
и вовлеченостью в процесс коммуникации
всего чел-ва. Предпосылки возникн. идеал.
об-ва он видит в расширении мирохоз-ых
связей, полит. союзах гос-в.
4.2. Опрос как метод сбора соц. информации
Анкетный
опрос — важн. источник инф-ции
о реально существующих соц. фактах, о
соц. деят-ти. Проводимый опрос д/н отвечать
след. треб-ям: 1. длит-ть не д/а превышать
30—40 мин; 2. интерес к предмету опроса
д/н не снижаться, а постепенно нарастать;
3. первый вопрос д/б нейтральным; 4.
трудные вопросы н/о располагать в середине
анкеты, чтобы «подвести» респондента
к теме; 5. вопросы д/б ясными, четкими,
понятными опрашиваемым. Вопросы
анкеты разл-ся м/у собой. Инф-ция о фактах
и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения,
об интенсивности мнения, о поведении
в настоящем и прошлом служит основанием
деления их по содержанию. Ответы на
вопросы, дающие инф-цию о
факте, содержат объектив. сведения
об отвечающем на анкету (возраст, образ-е,
профессия, доход и т.п.). По
форме вопросы делятся на три
группы: 1. открытые (предусмат-ет
свобод. форму ответа: «Что могло бы содействовать
повышению Вашего интереса к работе?»);
закрытые («Что Вам нравится в Вашей
работе? Отметьте те из перечисл-х ниже
вариантов, которые совпадают с Вашим
мнением:); полузакрытые(основан
на добавлении к списку ответов фразы:
«Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.).
Укажите, какие именно».); 2. прямые
(это вопрос как бы «в лоб», н-р: «Доставляет
ли Вам работа моральное удовлетворение
или Вы трудитесь ради денег?»); косвенные;
3. личные и безличные.
Распространенной формой социолог. опросов
явл-ся интервью, которое пред-ет собой
своеобраз. целенаправлен. беседу «с глазу
на глаз» с опрашиваемым. Виды
интервью: свободное
интервью не имеет плана и заранее
сформулированных вопросов. Его проводят
социологи, которые сами опред-ют тему
беседы, формул-ют вопросы, их последоват-ть,
уточняют тему и т.д. Глубинное
интервью преследует цель получить
инф-цию, свидетельствующую о наличии
того или иного соц. факта, явления и объясняющую
причины появления дан. фактов, явлении.
Цель фокусирован. (направлен.)
интервью — изучение обществ. мнения
относит-но конкретного факта, ситуации.
9.2. Подготовка первичной социологической информации к обработке на ЭВМ
Допущенные
к обработке док-ты нумеруются начиная
с № 1 в целях контроля за их прохождением.
В дальнейшем массив док-ов передается
на кодирование.
Но п/д тем как передать анкеты в руки операторов,
надо закодировать открытые вопросы. На
кажд. открытый вопрос составляют не менее
пяти шифров-кодов. Обычно кодирование
таких ответов проходит в два-три этапа.
Сначала варианты ответов выписывают
отдельно, подсчитывают число употреблений
кажд. варианта — частота его повторения.
Затем варианты групп-ся по смысловой
близости, совпадению. Кодирование — связующее
звено м/у качествен. и количеств. инф-ей.
На дан. основе и осущ-ся числ. операции
с инф-ей, введенной в память ЭВМ. Если
во время кодирования произойдет сбой,
замена или потеря кода, то инф-ция окажется
неправильной. Сущность обработки первич.
инф-ции закл-ся в ее обобщении.
Рез-ты обобщения наз-ют социологич.
инф-ией. При обработке на ЭВМ рез-ты
отражаются в виде табуляграмм, структура
которых зависит от заложенной в ЭВМ программы,
поэтому здесь нужна помощь программиста.