Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, шпаргалка
шпаргалки по социологии
5.1. Социология как наука: структуры и уровни социологического знания
Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии. Т.о., исходный элемент структуры соц. знания — знании об об-ве как целостном соц. организме. Это знания о сист. обществ. отнош., их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об об-ве вкл-ют в себя понимание объектив. законов его развития, представления об осн. сферах жизни об-ва и их взаимодействии и т.д. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся знания о соц. составе нас. страны и соц. структуре об-ва, т.е. о классах, больших и малых соц., профес-ых и демограф. группах, их месте и взаимодействии в сист. эконом., соц. и полит. отнош. Еще один элемент структуры соц. знания — науч. представления, взгляды, теории, относящиеся к полит. социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения разл. соц. групп об-ва в сист. полит. отнош. и прежде всего в сист. отнош. власти. Под этим углом зрения рассмат-ся деят-ть разл. полит. партий и движ., функционирование всей полит. сист. об-ва. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся научн. представления и выводы социологов о деят-ти существующих в об-ве соц. институтов - гос-во, право, церковь, наука, культура, семьи и т.д. Все перечисл. науч. представления, понятия, взгляды и теории о разл. соц. явлениях и процессах связаны м/у собой и образуют ед. и сложную структуру соц. знания, которая отражает все стороны обществ. жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит об-во как целостную соц. сист. Все это составляет структуру социологии как наук
В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явлениями.
Спец. социолог. теории касаются отдел. сфер обществ. жизни, соц.групп и институтов. Их познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве них м/т выступать, например, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия труда и соц. защиты разл. категорий нас., вопросы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на решение практич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.
проводятся
в виде анкетирования, устных опросов,
наблюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т
служить основанием для выработки рекомендаций
относительно решения текущих и перспект.
задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл.
соц. групп, труд. коллективов, полит. партий.
Главное в конкрет.соц. исследовании
—получить объективную
инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то
его сфере и как это воспринимается людьми.
2.2. Наблюдение как метод социологического исследования
Наблюдение в социологии — прост. метод сбора первичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерностью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблюдают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этич. стороне сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изуч. явлении, соц. факте исп-ся способы контроля: наблюд. за наблюдением; контроль др. методами; обращение к повторному наблюд. и т.п.
Наблюд.
считается достоверным, если
2.2. Наблюдение как метод социологического исследования
Наблюдение в социологии — прост. метод сбора первичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерностью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблюдают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этич. стороне сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изуч. явлении, соц. факте исп-ся способы контроля: наблюд. за наблюдением; контроль др. методами; обращение к повторному наблюд. и т.п.
Наблюд.
считается достоверным, если
2.3. Функции социологической науки
Познават.
ф-ия заключается в исследовании соц.
явлений с целью получить адекватные науч.
представления о их сущности и содержании,
связи с др. явлениями, характере и
закономерностях развития. Познават ф-ия
закл-ся также в том, чтобы на основе анализа
соц- процессов выработать науч. прогнозы
их дальнейшего развития в сфере материал.,
полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы
м/т иметь долговремен. или текущий хар-р:
на уровне общесоциолог. теорий речь м/т
идти о глубоком предвидении тенденций
развития об-ва в ближайшем и отдаленном
будущем, в рамках спец. социолог. теорий
м/б выработаны полезные прогнозы. Практич.
ф-ия состоит в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич.
анализа соц. явлений и процессов разработать
практ. рекомендации. В конеч. счете эти
рекомендации направлены на улучшение
механизма соц. управления, повышение
его эффективности на всех уровнях — от
управления коллективом до управления
делами об-ва - это делают все соврем. об-ва,
особенно наиболее цивилизованные. Ни
одно из них не пускает на самотек развитие
эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош., политич.
сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф-
ия идеологическая, поско-ку социология
в той или иной форме выражает интересы
определ. соц. групп, классов, полит. партий
и движений. Социолог осмысливает исследуемые
им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть
различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения,
формирование которого зависит от его
соц. положения. Формулируемые социологом
выводы и обобщения затрагивают не только
интересы той соц. группы, к которой он
принадлежит, но и интересы др. соц. групп,
в том числе классов. Тем самым данные
выводы и обобщения приобретают идеолог.
содержание, некий идеолог. оттенок.
2.3. Функции социологической науки
Познават.
ф-ия заключается в исследовании соц.
явлений с целью получить адекватные науч.
представления о их сущности и содержании,
связи с др. явлениями, характере и
закономерностях развития. Познават ф-ия
закл-ся также в том, чтобы на основе анализа
соц- процессов выработать науч. прогнозы
их дальнейшего развития в сфере материал.,
полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы
м/т иметь долговремен. или текущий хар-р:
на уровне общесоциолог. теорий речь м/т
идти о глубоком предвидении тенденций
развития об-ва в ближайшем и отдаленном
будущем, в рамках спец. социолог. теорий
м/б выработаны полезные прогнозы. Практич.
ф-ия состоит в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич.
анализа соц. явлений и процессов разработать
практ. рекомендации. В конеч. счете эти
рекомендации направлены на улучшение
механизма соц. управления, повышение
его эффективности на всех уровнях — от
управления коллективом до управления
делами об-ва - это делают все соврем. об-ва,
особенно наиболее цивилизованные. Ни
одно из них не пускает на самотек развитие
эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош., политич.
сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф-
ия идеологическая, поско-ку социология
в той или иной форме выражает интересы
определ. соц. групп, классов, полит. партий
и движений. Социолог осмысливает исследуемые
им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть
различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения,
формирование которого зависит от его
соц. положения. Формулируемые социологом
выводы и обобщения затрагивают не только
интересы той соц. группы, к которой он
принадлежит, но и интересы др. соц. групп,
в том числе классов. Тем самым данные
выводы и обобщения приобретают идеолог.
содержание, некий идеолог. оттенок.
11.1. Анархическое направление в русской социологии конца 19 – нач. 20 вв.
Теорет.
содержание и практ. направленность
анархизма были всесторонне обоснованы
в трудах рус. мыслителей и революц-ов
Михаила Бакунина и Петра Кропоткина.
Как считал М. Бакунин
суть анархии выражена в словах: «предоставьте
вещи их естествен. течению». Отсюда одна
из центр. идей анархизма — идея свободы
личности как ее естеств. сост., которое
не д/о нарушаться никакими гос. институтами.
Исходя что личность д/б свободной и ей
нельзя ничего навязывать, Б. в то же
время указывал на то, что об-во д/о предоставить
условия для полноценного развития кажд.
чел-ка, что и определяет реал. возможности
его соц. свободы. Чел-к, по словам
Б., вступает в противоречие с обществ.
институтами, ограничивающими его свободу.
Гос-во - всегда власть меньшинства, противопоставленная
народу сила. Оно остается «законным насильником
воли людей, постоянным отрицанием их
свободы». В кон. счете оно явно или неявно
закрепляет «привилегии какого-нибудь
меньшинства и реал. порабощение огромного
больш-ва». Рисуя картину свобод. социалист.
общения, Б. в то же время резко критикует
«гос. социализм», в котором гос-во регулирует
все процессы экон-го, полит-го и дух-го
развития об-ва. Такой социализм, по мнению
Б., обнаружил свою полную несостоятельность.
Будучи сугубо «регламентаторским» и
«деспотическим», он далек от цели удовлетворять
потребности и законные стремления
большинства людей. Идеи анархизма получили
свое дальнейшее развитие в работах
П. Кропоткина, который утверждал, что
анархизм есть нечто большее, чем простой
способ действия или же идеал свобод. об-ва.
К. резко выступал п/в гос-ва и «гос. социализма»,
считал, что трудящиеся сами в состоянии
«выработать строй, основанный на их личной
и коллект. свободе». Речь шла о создании
самоуправляющегося федерал. союза свобод.
ассоциаций людей, отнош. м/у которыми
строились бы на принципах солидарности,
справедливости и безначалия и регулировались
бы в основн. морал. нормами. Проблемам
нравствен. регулирования отнош. м/у людьми
К. придавал большое значение. В процессе
обществ. жизнедеят-сти эти их чувства
получают дальнейшее развитие и обогащение,
приобретают соц. смысл и значение. Таковы
изначальные нравств. чувства взаимной
поддержки и солидарности, лежащие в основе
морали. На К. и на Б. оказали значит.
влияние идеи Прудона о справедливости
как «высшем законе и мере чел. деяний»,
способные определять направленность
деят-ти и поведения людей. Из идеи справедливости
выводились понятия свободы и равенства.
Принцип равенства толкуется как уважение
к личности. Оказывая нравств. влияние
на личность, нельзя ломать чел. природу
во имя какого бы то ни было нравственного
идеала. Таковы теорет. и практ. установки
анархизма, возложенные его российскими
вождями
6.3. Г. Спенсер и его органическая теория общества
Спенсер
явл-ся основателем органич. шк. в социологии.
Суть органич. теории об-ва закл-ся в том,
что оно рассматр-ся как ед. сист. взаимодействия
природ., прежде всего биологич., и соц.
факторов. Согласно этой теории, все стороны
обществ. жизни органично связаны м/у собой
и не м/т функционировать вне данной связи.
С. рассматривал об-во как организм,
развивающийся по естеств., биологич.,
законам. Он уподобил об-во живому биологич.
организму, обосновывая такой подход с
помощью след. доказат-в: 1)
как живые организмы, так и любые об-ва
в процессе их роста и развития увелич-ся
в своей массе; 2)
те и др. усложняются; 3)
их части приходят во все большую зависимость
друг от друга; 4)
те и др. продолжают жить как целые, хотя
составляющие их единицы постоянно появл-ся
и исчезают. Пред-ет интерес теория эволюции
С., в т.ч. соц. В эволюции он выделил след.
осн. моменты: переход от прост. к сложн.
(интеграция); переход от однородного
к разнородному (дифференциация);
переход от неопределен. к определен.
(возрастание порядка).
«Что такое соц. эволюция» —есть прогрессивное
развитие об-ва по пути его усложнения
и совершенствования деят-ти соц. институтов,
прежде всего полит. С т.з. С., в процессе
соц. эволюции увелич-ся значение коллект-
деят-ти людей и разного рода соц. институтов.
С. далек от фаталистич. понимания эволюции
как абсолютно неподвласт. чел-ку, он постоянно
подчеркивал, что соц. эволюция совершается
людьми в процессе их деят-ти, ставил и
решал вопросы мотивации соц. поведения
и деят-ти людей. С. заявлял, что об-во
не будет развиваться, если не создать
условия для нормальной физич. и дух. деят-ти
индивидов. В то же время кажд. гражданин
д/н смотреть на себя с т.з. не только субъективной,
исходя из своих желаний и стремлений,
но и объектив., понимая свое место в об-ве
как «одной из многочисл. обществ. единиц».
Как член об-ва он д/н действовать в направлении
улучшения соц. жизни.
8.1. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества
Эмиль
Дюркгейм продолжил разработку теории
об-ва как ед. соц. организма, такой сист.,
элементы которой д/ы гармонировать м/у
собой ради сохранения целого. В своей
теории соц-го реализма
он исходил из того, что природу соц. явлений
следует объяснять соц. факторами, что
исход. моментом анализа поведения людей,
их разнообразной деят-ти явл-ся об-во
как сист. взаимодействий индивидов, соц.
групп и соответствующих соц. институтов.
Д. был сторонником разработки науч.
метода в социологии, заключающегося в
рационалистическом,
т.е. строго логическом, объяснении явлений
общест. жизни. Он приступил к разработке
метода социологии - есть наука о соц.
фактах, под которыми он понимал, полит,
прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы
и ценности, вырабатываемые коллективным
сознанием людей и заставляющие отдел.
индивидов действовать в соответствии
с этими идеями, нормами и ценностями.
Конечн. причинами соц. явлений выступают
идеи и дух. ценности людей, которые они
реализуют на практике. В них он находит
источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к
застает уже сложившимися опред. полит.,
прав., морал. и др. нормы, ценности и соц.
установки. Он д/н их усвоить и реализовать
на практике. Д. указывает на 2
осн. признака соц. фактов: их объективное
существование по отнош. к отдел. индивидам
и их принудительное
воздействие на людей. Д. исходил
из понимания чел-ка как соц.
существа, развитие и деят-ть которого
проходят под определяющим воздействием
на него соц. норм и предписаний. У соц.
фактов общая дух. природа и сущность.
Все они — проявления
групп. или массового сознания.