Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:13, шпаргалка

Описание работы

шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

5.1. Социология как  наука: структуры  и уровни социологического знания

 Структура соц-го знания – не просто совокупность инф-ции, представлений и науч. понятий об обществен. явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об об-ве как динамично функционирующей и  развивающейся соц. сист. Она предстает как сист. взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, соц. групп или об-ва в целом. Подход к любому соц. явлению как к элементу об-ва и через само об-во, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся соц. сист. – один из важн. методов науч. социологии. Т.о., исходный элемент структуры соц. знания — знании об об-ве как целостном соц. организме. Это знания о сист. обществ. отнош., их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об об-ве вкл-ют в себя понимание объектив. законов его развития, представления об осн. сферах жизни об-ва и их взаимодействии и т.д. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся знания о соц. составе нас.  страны и соц. структуре об-ва, т.е. о классах, больших и малых соц., профес-ых и демограф. группах, их месте и взаимодействии в сист. эконом., соц. и полит. отнош. Еще один элемент структуры соц. знания — науч. представления, взгляды, теории, относящиеся к полит. социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения разл. соц. групп об-ва в сист. полит. отнош. и прежде всего в сист. отнош. власти. Под этим углом зрения рассмат-ся деят-ть разл. полит. партий и движ., функционирование всей полит. сист. об-ва. Важн. элементом структуры соц. знания явл-ся научн. представления и выводы социологов о деят-ти существующих в об-ве соц. институтов - гос-во, право, церковь, наука, культура, семьи и т.д. Все перечисл. науч. представления, понятия, взгляды и теории о разл. соц. явлениях и процессах связаны м/у собой и образуют ед. и сложную структуру соц. знания, которая отражает все стороны обществ. жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспроизводит об-во как целостную соц. сист. Все это составляет структуру социологии как наук

 В структуре соц. знания м/о выделить отд. уровни: 1) общесоциолог. теории; 2) спец. социолог. теории, которые харак-ся как частные; 3) конкретные социолог. исследования. Эти теории касаются сущностных моментов развития об-ва и в целом истор-го процесса. Важн. разделом общетеорет. социологии явл-ся теории обществ. отнош., раскрывающих природу и содержание эконом., полит., правов., нравствен., эстетич., религиоз. отнош. м/у соц. субъектами. На уровне общесоциолог. теорий каждое соц. явление рассм-ся с т.з. его места и роли в об-ве, его многообразных связей с др. явлениями.

 Спец. социолог. теории касаются отдел. сфер обществ. жизни, соц.групп и институтов. Их познавательный ракурс на много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве них м/т выступать, например, эконом. и соц. сферы жизни об-ва. Исследуются проблемы социально-эконом. отнош., производств. деят-ти людей, а также условия труда и соц. защиты разл. категорий нас., вопросы народного образования. Спец. социолог. теории направлены на решение практич.проблем сегодн. дня и ближ. будущего. Конкрет. соц.. исследования.

проводятся  в  виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Данные этих исслед. м/т служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспект. задач общест. и гос. жизни, деят-ти разл. соц. групп, труд. коллективов, полит. партий. Главное в конкрет.соц.  исследовании —получить объективную инф-цию о том, что происходит в об-ве, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. 
 

2.2. Наблюдение как  метод социологического  исследования

 Наблюдение в социологии — прост. метод сбора первичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерностью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблюдают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этич. стороне сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изуч. явлении, соц. факте исп-ся способы контроля: наблюд. за наблюдением; контроль др. методами; обращение к повторному наблюд. и т.п.

 Наблюд. считается достоверным, если при  повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты. 

2.2. Наблюдение как  метод социологического  исследования

 Наблюдение в социологии — прост. метод сбора первичной инф-ции, лежащий в основе др. методов. Он заимствован из естественных наук, куда пришел из жизни. Однако наблюдение в обыденной жизни и науч. наблюдение—не одно и то же. Науч. наблюдение отл-ся планомерностью, систематичностью, последующей проверкой рез-та. М/о встретить разл. виды наблюд.: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь явл-ся участником событий -журналист, социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем и т.д.) и невключенные, когда наблюдение осущ-ся при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Кажд. вид наблюд. имеет свои «+» и «-» стороны. «+» включенного наблюд. — возможность узнать все тонкости событий, движущие мотивы глав. действующих лиц. «-» — опасность потерять объективность оценки изуч. явления, т.к. исследователь нередко отождествляет себя с наблюдаемыми. Невключенное наблюд. значительно проще, но оно дает более поверхностную инф-цию об изучаемом явлении. При таком наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя. Наблюд. открытое и скрытое — это виды включенного наблюдения. В 1ом случае объект знает, что за ним наблюдают и вносит соответствующие коррективы в свое поведение. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюд. данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этич. стороне сбора 1ой инф-ции. При всей привлекат-ти наблюд. как метода сбора соц. инф-ции (простоте и небол. финанс. затратах) у него есть немало слабых мест- это трудности с гарантированием достоверности данных. Наблюдатель фиксирует локальные события, факты. Практ-ки трудно охватить больш. кол-во явлений.С целью получения объектив. инф-ции об изуч. явлении, соц. факте исп-ся способы контроля: наблюд. за наблюдением; контроль др. методами; обращение к повторному наблюд. и т.п.

 Наблюд. считается достоверным, если при  повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты. 
 

2.3. Функции социологической  науки

Познават. ф-ия заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представления о их сущности и содержании, связи с др. явлениями, характере и закономерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на основе анализа соц- процессов выработать науч. прогнозы их дальнейшего развития в сфере материал., полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы м/т иметь долговремен. или текущий хар-р: на уровне общесоциолог. теорий речь м/т идти о глубоком предвидении тенденций развития об-ва в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках спец. социолог. теорий м/б выработаны полезные прогнозы. Практич. ф-ия состоит  в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич. анализа соц. явлений и процессов разработать практ. рекомендации. В конеч. счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами об-ва - это делают все соврем. об-ва, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош.,  политич. сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф- ия идеологическая, поско-ку социология в той или иной форме выражает интересы определ. соц. групп, классов, полит. партий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения, формирование которого зависит от его соц. положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения затрагивают не только интересы той соц. группы, к которой он принадлежит, но и интересы др. соц. групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеолог. содержание, некий идеолог. оттенок. 

2.3. Функции социологической  науки

Познават. ф-ия заключается в исследовании соц. явлений с целью получить адекватные науч. представления о их сущности и содержании, связи с др. явлениями, характере и закономерностях развития. Познават ф-ия закл-ся также в том, чтобы на основе анализа соц- процессов выработать науч. прогнозы их дальнейшего развития в сфере материал., полит. или духов. жизни об-ва. Такие прогнозы м/т иметь долговремен. или текущий хар-р: на уровне общесоциолог. теорий речь м/т идти о глубоком предвидении тенденций развития об-ва в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках спец. социолог. теорий м/б выработаны полезные прогнозы. Практич. ф-ия состоит  в том, чтобы на основе эмпирич.интеоретич. анализа соц. явлений и процессов разработать практ. рекомендации. В конеч. счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях — от управления коллективом до управления делами об-ва - это делают все соврем. об-ва, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие эк-ки, соц-но-клас. и нац. отнош.,  политич. сист. об-ва. Одна из важн. ф-ий социологии—ф- ия идеологическая, поско-ку социология в той или иной форме выражает интересы определ. соц. групп, классов, полит. партий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соц. процессы, обществ. отнош. и деят-ть различ. субъектов с позиций определ. мировоззрения, формирование которого зависит от его соц. положения. Формулируемые социологом выводы и обобщения затрагивают не только интересы той соц. группы, к которой он принадлежит, но и интересы др. соц. групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеолог. содержание, некий идеолог. оттенок. 
 

11.1. Анархическое направление  в русской социологии конца 19 – нач. 20 вв.

Теорет. содержание и практ. направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах рус. мыслителей и революц-ов Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Как считал М. Бакунин суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естествен. течению». Отсюда одна из центр. идей анархизма — идея свободы личности как ее естеств. сост., которое не д/о нарушаться никакими гос. институтами. Исходя что личность д/б свободной и ей нельзя ничего навязывать, Б. в то же время указывал на то, что об-во д/о предоставить условия для полноценного развития кажд. чел-ка, что и определяет реал. возможности его соц. свободы. Чел-к, по словам Б., вступает в противоречие с обществ. институтами, ограничивающими его свободу. Гос-во - всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». В кон. счете оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реал. порабощение огромного больш-ва». Рисуя картину свобод. социалист. общения, Б. в то же время резко критикует «гос. социализм», в котором гос-во регулирует все процессы экон-го, полит-го и дух-го развития об-ва. Такой социализм, по мнению Б., обнаружил свою полную несостоятельность. Будучи сугубо «регламентаторским» и «деспотическим», он далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей. Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах П. Кропоткина, который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свобод. об-ва. К. резко выступал п/в гос-ва и «гос. социализма», считал, что трудящиеся сами в состоянии «выработать строй, основанный на их личной и коллект. свободе». Речь шла о создании самоуправляющегося федерал. союза свобод. ассоциаций людей, отнош. м/у которыми строились бы на принципах солидарности, справедливости и безначалия и регулировались бы в основн. морал. нормами. Проблемам нравствен. регулирования отнош. м/у людьми К. придавал большое значение. В процессе обществ. жизнедеят-сти эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают соц. смысл и значение. Таковы изначальные нравств. чувства взаимной поддержки и солидарности, лежащие в основе морали. На К. и на Б. оказали значит. влияние идеи Прудона о справедливости как «высшем законе и мере чел. деяний», способные определять направленность деят-ти и поведения людей. Из идеи справедливости выводились понятия свободы и равенства. Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравств. влияние на личность, нельзя ломать чел. природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Таковы теорет. и практ. установки анархизма, возложенные его российскими вождями 
 

6.3. Г. Спенсер и  его органическая  теория общества

Спенсер явл-ся основателем органич. шк. в социологии. Суть органич. теории об-ва закл-ся в том, что оно рассматр-ся как ед. сист. взаимодействия природ., прежде всего биологич., и соц. факторов. Согласно этой теории, все стороны обществ. жизни органично связаны м/у собой и не м/т функционировать вне данной связи. С. рассматривал об-во как организм, развивающийся по естеств., биологич., законам. Он уподобил об-во живому биологич. организму, обосновывая такой подход с помощью след. доказат-в: 1) как живые организмы, так и любые об-ва в процессе их роста и развития увелич-ся в своей массе; 2) те и др. усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и др. продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появл-ся и исчезают. Пред-ет интерес теория эволюции С., в т.ч. соц. В эволюции он выделил след. осн. моменты: переход от прост. к сложн. (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределен. к определен. (возрастание порядка). «Что такое соц. эволюция» —есть прогрессивное развитие об-ва по пути его усложнения и совершенствования деят-ти соц. институтов, прежде всего полит. С т.з. С., в процессе соц. эволюции увелич-ся значение коллект- деят-ти людей и разного рода соц. институтов. С. далек от фаталистич. понимания эволюции как абсолютно неподвласт. чел-ку, он постоянно подчеркивал, что соц. эволюция совершается людьми в процессе их деят-ти, ставил и решал вопросы мотивации соц. поведения и деят-ти людей. С. заявлял, что об-во не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физич. и дух. деят-ти индивидов. В то же время кажд. гражданин д/н смотреть на себя с т.з. не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объектив., понимая свое место в об-ве как «одной из многочисл. обществ. единиц». Как член об-ва он д/н действовать в направлении улучшения соц. жизни. 

8.1. Э. Дюркгейм и  его теория эволюционного развития общества

Эмиль Дюркгейм продолжил разработку теории об-ва как ед. соц. организма, такой сист., элементы которой д/ы гармонировать м/у собой ради сохранения целого. В своей теории соц-го реализма он исходил из того, что природу соц. явлений следует объяснять соц. факторами, что исход. моментом анализа поведения людей, их разнообразной деят-ти явл-ся об-во как сист. взаимодействий индивидов, соц. групп и соответствующих соц. институтов. Д. был сторонником разработки науч. метода в социологии, заключающегося в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общест. жизни. Он приступил к разработке метода социологии - есть наука о соц. фактах, под которыми он понимал, полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдел. индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечн. причинами соц. явлений выступают идеи и дух. ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к застает уже сложившимися опред. полит., прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. установки. Он д/н их усвоить и реализовать на практике. Д. указывает на 2 осн. признака соц. фактов: их объективное существование по отнош. к отдел. индивидам и их принудительное воздействие на людей. Д. исходил из понимания чел-ка как соц. существа, развитие и деят-ть которого проходят под определяющим воздействием на него соц. норм и предписаний. У соц. фактов общая дух. природа и сущность. Все они — проявления групп. или массового сознания. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"