Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и социальные функции семьи………………………………………………..5
Историческая революция и типы семейных структур…………………………………8
Проблемы и противоречия в сфере семейно-брачных отношений…………………..11
Тенденции развития современной семьи………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

 

Проблемы и  противоречия в сфере семейно-брачных отношений.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится  под влиянием общества. Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в  целом. Поэтому понять состояние  современной семьи и оценить перспективы ее дальнейшего развития можно, только учитывая те кардинальные изменения, которые произошли в общественной жизни и в массовом сознании на протяжении XX в. В то же время необходимо учитывать, что существует и эволюция семьи, обусловленная ее собственными внутренними закономерностями развития.

С середины XX в. произошли  существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьей изменения в основном всеми авторами описываются как  кризис традиционных семейных устоев. Наблюдается отказ от преданности браку на всю жизнь, интенсификация разводов и распад браков, отказ от стереотипного беспристрастного отношения к воспитанию потомства, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, широкое распространение абортов и внебрачных рождений.

Брак больше не представлен  в общественном сознании как единственно  возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что  произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении  к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.

Изменился процесс выбора брачных партнеров. До середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и  свадьбы. Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства -- отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи - экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.

Во второй половине XIX в. почти повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачноё общение. Молодые люди могут сами договариваться о женитьбе и уведомлять об этом родителей. Экономические  мотивы в создании семьи уходят на второй план. Тем не менее, родители по-прежнему выступают в качестве защитников интересов семьи в целом.

Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно  становится более разнообразным по составу участников. Теперь молодые люди, участвующие в общении, могут весьма сильно различаться по социальным, этническим и образовательным показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. В-третьих, меняются функции молодежного общения -- теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в процессе выбора брачного партнера и при заключении брака.

Предположительно это  может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что юноши и девушки полностью независимы в своем выборе от родителей и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим - менее осознаваемым, и это может в большей степени способствовать формированию внутриличностных конфликтов. Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет круг потенциальных знакомств и в итоге увеличивает возможности выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную тенденцию - рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, что приводит к более тщательному и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

Современное отношение  к браку и сексуальному поведению  существенно отличается от того, какое  существовало еще полвека назад. Первым важным моментом этого изменения  может быть названо переосмысление значимости сексуальности, что означает возрастание ее ценности и значимости для личности. Секс воспринимается как источник удовольствия, а сексуальная привлекательность - как ценное личностное качество. Это проявляется в изменениях сексуального поведения. Во-первых, оно все более откровенно выходит за пределы брака - сексуальные отношения теперь возможны как до брака, так и вне брака. Во-вторых, сексуальность приобретает в равной мере существенное значение, как для мужчин, так и для женщин. В связи с этим, получает массовое распространение практика добрачного сексуального поведения молодежи. Добрачное сексуальное поведение молодых людей часто в качестве основного мотива имеет именно получение, удовольствия и не связано ни с брачными интересами, ни с намерением иметь детей.

В связи с отмеченной ранее тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество, как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится, самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение  системы ценностей в области полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские.

Еще одним проявлением  смягчения нравов в отношении  сексуального и брачного поведения  является широкое распространение  добрачного сожителъста ("пробных", фактических браков) среди молодежи.

Изменение системы ценностей  в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что изменения образцов поло-ролевого поведения как у мужчин, так  и у женщин могут быть связаны  не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Изменения в современной  семье касаются как ее структуры, так и функций. Первая тенденция, связанная с изменением структуры  семьи, - это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений родственников, характерной для России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (и экономических, и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время  нормальным и желательным считается  раздельное проживание вновь образовавшейся молодой семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем. В случае невозможности для молодой семьи отдельного от родителей проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга.

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число  детей в семье уменьшается - в  большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи, а также ее функций, можно назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший "классическим" в XIX в. патриархальный тип становится настоящей "музейной редкостью". В современном обществе преобладает тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика - изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. В семье такого типа все большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов.

В связи с новым  социально-экономическим и культурным статусом женщины, у нее все чаще возникают индивидуальные - направленные во внесемейную сферу - потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупружеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

Сочетание двух тенденций - освобождение детей от родителей и женщин от мужчин - содействовало возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя ее к деторождению. Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

Супружеская семья базируется на институте "ухаживания", и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений "родители - дети".Следующей характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.Неполные семьи возникают как в результате разводов, так и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

Семья с неродными  родителями порождает много проблем. Когда женщина, имеющая ребенка  от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи  становятся расплывчатыми. Характер отношений  женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев и сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда оба бывших супруга вступают в повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам.

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался  либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены в пользу развода больше, чем женщины. После 1960 г. повышение частоты разводов последовательно захватывает все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3-4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины. Так как в настоящее время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни.

Альтернативой моногамным бракам являются в первую очередь полигамные или бигамные браки. Одним из вариантов такого брака является конкубинат.

Конкубинат - это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с  женщиной, имеющей от него "внебрачного" ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей).

Женская бигамия - это  устойчивый брачный союз (т. е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины  преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства - заботиться о своем ребенке.

Жизнестойкость института  моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и  инертностью культуры. Ценности моногамии  вряд ли будут исчерпаны, по крайней  мере, в первые десятилетия XXI в. В настоящее время существуют как семьи "патриархального" типа, так и "дето-центристского" (которых большинство), идет становление "супружеского" типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существовании

Тенденции развития современной семьи

Информация о работе Семья как социальный институт