Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Сущность и социальные функции семьи………………………………………………..5
Историческая революция и типы семейных структур…………………………………8
Проблемы и противоречия в сфере семейно-брачных отношений…………………..11
Тенденции развития современной семьи………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 «Сибирская государственная геодезическая академия»

(ГОУ ВПО «СГГА»)

Институт геодезии и менеджмента

Кафедра производственного  менеджмента

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

на тему:

«Семья как  социальный институт»

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Чеснокова В. В. 

фамилия, имя, отчество

Группа:  БМЗ - 22  

Руководитель:    Колоткин М. Н.                  

фамилия, имя, отчество

                     профессор  __

должность, ученая степень

Зав. кафедрой: Павленко В.А. 

доцент   

должность, ученая степень

Дата допуска к защите   28.10.12 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

 

Сущность и социальные функции семьи………………………………………………..5

 

Историческая революция  и типы семейных структур…………………………………8

 

Проблемы и противоречия в сфере семейно-брачных отношений…………………..11

 

Тенденции развития современной семьи………………………………………………16

 

Заключение……………………………………………………………………………….17

 

Список литературы………………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не  обходились без семьи. Обозримое будущее общества  также  не  мыслится  без  семьи.  Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый  человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем  доме. 
 

Классическое определение семьи гласит, что семья — это  малая  социальная группа, члены которой связаны браком, родительством  и  родством,  общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.    
 
 Семья один из самых  древних  социальных  институтов.  Она возникла  намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого  подходили  по-разному.  Одна  из  первых  попыток определить   характер   брачно-семейных отношений  принадлежит  древнегреческому  философу  Платону.  Патриархальную семью он  считал  неизменной,  исходной  общественной  ячейкой. В целях достижения сплоченности общества Платон предлагал введение  общности  жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот  в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была  отличительной чертой  у  ряда  племен.  Такие  сведения встречаются  на  протяжении  всей античной эпохи. 
 Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени  выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание  на отношение семьи к  государству,  а  не  на  характеристику  ее  как особого социального института.  В  определенной  мере  эти  взгляды  разделяли  даже немецкие философы  Кант  и  Гегель, Основу  семьи  Кант  видел  в  правовом порядке, а Гегель – в  абсолютной  идее.  Заметим,  что  ученые,  признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия  “брак” и “семья”, различия между  ними сводятся  к  формальному  началу.     

Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная  взаимосвязь.  Недаром  в литературе прошлого, а иногда и настоящего,  они  нередко  используются  как синонимы. Однако в сути этих понятий есть  не  только  общее,  но немало  и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали,  что  брак  и семья  возникли  в  разные исторические  периоды.    
 Семья представляет собой  более  сложную  систему  отношений,  чем  брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей,  а также других родственников или просто  близких  супругам  и  необходимых  им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи  и  взаимодействия,  выступают потребности человека. 
 
Классификация семейно-брачных отношений 
  В истории человечества  сменилось  немало  форм  общественного  регулирования отношений между полами. Одни из этих  форм  были  характерны  для  отдельных племенных союзов, другие имели более широкое  распространение,  но  все они соответствовали  определенному  уровню   социально-экономического   развития общества. 

    Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и  женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми,  между  предками  и потомками.           

           Эту  санкцию  можно  считать  исторической   границей   между  добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась только  лишь  их природой, и браком как социально регулируемым  отношением  между  полами.   
            С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней  стадии  первобытного строя характерным  считается дуально-родовой  брак.  Эта  форма  группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение половых  связей  внутри рода, требование вступать в половые  отношения  только  с  членами  другого  рода. К групповому браку относят и полигамию (многобрачие),  которая  включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно  в  нескольких  брачных  союзах  с несколькими женщинами. Она  была  свойственна  преимущественно патриархату. Многоженство в  форме  семьи  гаремного  типа  в  ряде  мусульманских  стран (Пакистан, Египет и др.)[3]существуют и до сих пор. Полиандрия – женщина состоит одновременно  в  нескольких  брачных  союзах  с разными мужчинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  социальные функции семьи

Как уже выяснилось, причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека.  
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслову, делится на:  
 
1)Физиологические и сексуальные потребности; 

2)Потребности в безопасности своего существования;  
 
3)Социальные потребности в общении; 
 
4)Престижные потребности в признании;  
 
5)Духовные потребности в самореализации; 
 
Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. 
Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов. 
 
1. Репродуктивная функция семьи 
 
Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением “воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий”.

2. Социально-биологическая функция семьи 
 
В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это формируется в социально-биологическую функцию семьи. 
 
3. Функция социализации личности 
 
Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.  
 
4. Экзистенциальная функция. 
 
Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов. 
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность. 
 
5. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция 
 
Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. 
 
6. Социально-статусная функция 
 
Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. 
 
7. Рекреативная функция 
 
Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины. 
 
8. Досуговая функция 
 
Она осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.  
 
9. Воспитательная функция 
 
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.  
Первый аспект — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.  
Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.  
Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. 
 
10. Коммуникативная функция 
 
Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. 
 
11. Сексуальная функция 
 
Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

         Историческая революция и типы семейных структур

При всем различии точек  зрения на движущие силы истории, тем  не менее имеется некий набор  фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось  и сказывается и, может быть, еще  скажется на всем развитии общества.

Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной" модели семьи.

Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза  родственно-семейный принцип организации  общественной жизни, перевес ценностей  родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

В-третьих, незначительная психологическая  разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими  и другими социальными общностями при традиционализме, контрастируют  с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной  системы, состоящей из трех поколений  с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные  узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к  разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности  молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).

В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой  смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).

Своеобразной квинтэссенцией и  интегральным выражением всех перечисленных  выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне).

 

Семейная структура населения 

Эта структура отражает распределение населения по его положению в отношении к институту брака и семьи.  Семья в демографии определяется как группа людей, объединенных узами родства или свойства, совместным проживанием и бюджетом. 
Главным источником сведений о числе и структуре семей в демографии являются переписи населения. Семья – один из основных социальных институтов в обществе и основная демографическая ячейка. Она выполняет множество социальных функций, из них к демографическим относятся: 1) рождение и выхаживание детей; 2) создание условий, способствующих улучшению здоровья и продолжительности жизни членов семьи; 3) обеспечение собственной стабильности.  
Семьи в демографии группируются по размерам, брачному состоянию, по структуре и типам. 
          Средний размер семьи для некоторой группы населения определяется путем деления численности людей, проживающих совместно с семьей, на число семей. По брачному состоянию различаются семьи полные и неполные. Полная семья имеет в своем составе хотя бы одну супружескую пару. По своей структуре различаются семьи простые и сложные. Простая семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей, без других родственников или одного из родителей с детьми. Сложная семья может состоять из самых различных комбинаций двух или нескольких супружеских пар и родственников. 
Основные факторы уменьшения размеров семей – сокращение числа детей в семьях, дробление сложных семей на простые и, таким образом, упрощение семейной структуры населения. 
 
Факторы изменения среднего размера и структуры семьи: 
 
1.     Тенденция уровня брачности и рождаемости. Чем больше браков, тем выше уровень брачности, тем больше семей и выше доля людей в населении, проживающих в семьях. Поскольку большинство детей рождается в семьях, то чем больше семей, тем при прочих благоприятных условиях семьи имеют больше детей и, соответственно, тем больше сами семьи. 
 
2.     Тенденция уровня смертности, особенно детской. Чем ниже смертность взрослых, тем ниже уровень овдовения, тем больше продолжительность жизни в браке, и, при желании супругов иметь детей, их будет больше и, соответственно, будет больше размер семьи. 
 
3.     Изменение традиций семейной жизни (простыми и сложными семьями). Развитие обществ после промышленной революции идет в направлении постепенной ликвидации посреднической функции семьи, которую она выполняла тысячи лет и которая постепенно переходит от семьи к государству и другим социальным институтам. Поэтому молодежь, едва вступив в брак и создав семью, спешит отделиться от родителей. Освободиться от подчинения им. В результате семей становится больше, но размеры их уменьшаются, а структура упрощается. 
 
4.     Жилищная обеспеченность. С одной стороны жилищная недостаточность сдерживает рост брачности и рождаемости, а с другой – удерживает от разводов. 
 
Наряду с семьей, а иногда вместо нее в переписях населения изучается распределение населения по домашним хозяйствам(домохозяйствам). В отличии от семьи членами домохозяйства могут быть не только родственники или свойственники, но и друзья, компаньоны, наемные работники, постоянно проживающие в домохозяйстве и принимающие активное в его организации. Образующими признаками домохозяйства являются общность бюджета его членов (полная или частичная) и их постоянное совместное проживание и питание.

Информация о работе Семья как социальный институт