Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:58, контрольная работа
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Семья – социальный институт 6
1.2 Типы и функции семьи 8
1.3 Кризис современной семьи 13
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция, потому что, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.
Хозяйственно-
Семья
как первичная ячейка является воспитательной
колыбелью человечества. В семье
главным образом воспитываются
дети. В семье ребенок получает
первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием,
оказывает помощь по дому, приобретает
опыт заботы о родителях, братьях и сестрах,
а главное, учится разумному потреблению
материальных и духовных благ, накапливает
опыт общения с деньгами, у него развивается
умение ценить и уважать труд людей. Лучший
пример для ребенка - это пример родителей,
поэтому в большинстве случаев дети являются
отражением родителей.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет
индивидуальный подход к человеку, вовремя
замечает просчеты в воспитательной деятельности,
активно стимулирует проявляющиеся (порой
очень рано) положительные качества и
борется с отрицательными чертами характера.
При этом если учитывать, что на первые
годы жизни ребенка приходится ряд важных
«сенситивных пиков» развития (эмоций,
познавательной активности, характера),
то значение семейного воспитания оказывается
практически незаменимым компонентом
среди других социальных институтов. Вот
почему, упуская возможности воздействия
на ребенка в дошкольные годы, семья часто
лишается их вообще.
У каждой семьи, каждого взрослого свои
формы и свои пределы возможностей работы
с детьми. Это зависит не только от экономического
базиса семьи, образованности и общей
культуры ее членов и даже не всегда от
педагогических способностей того или
иного родителя (они могут быть направлены
и на воспитание ханжеских и корыстных
качеств). Эти возможности определяются
всей совокупностью духовно-нравственных,
личностных черт каждого из супругов и
членов семьи, ее морально-психологической
атмосферой.
Восстановительная
функция семьи состоит в
1.3
КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, сознательный отказ от рождения единственного ребенка. Также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов - семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми.
Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.
Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.
Постепенная
утрата семьей ее учительско - воспитательной
роли и приобретение этой роли обществом
и государством.
Время, проводимое ребенком в семье, все
более и более укорачивается. Раньше ребенок
получал образование и воспитание в семье
("домашнее образование"). Затем с
появлением общественных школ ребенок
с 7—8 лет переходил от семьи к школьному
воспитанию и обучению. Первые годы до
последнего времени он все же проводил
в семье. Но теперь, с быстрым ростом и
распространением детских садов, площадок,
детских игр и т.п., — и в эти годы уже ребенок
переходит в руки общества, выходит из-под
крова семьи в широкий мир своих сотоварищей,
в мир "детского общества" и в среду
"детского государства".
Одним
из проявлений кризиса семьи является
– развод. В нашей стране наряду
со свободой брака существует и право
супругов на развод. По статистике ежегодно
расторгается примерно 930 тысяч браков
(это приблизительно 1,5 % от их общего
количества) и образовывается 2788 тысяч
новых семей. Таким образом, соотношение
между браками и разводами составляет
примерно 3:1. Но этот показатель различен
в зависимости от места жительства и возраста
людей. Так в больших городах разводов
приходится больше чем в сельской местности.
По мере роста числа разводов возможность
того, что они будут компенсированы повторным
браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15
% женщин с детьми повторно выходят замуж.
В результате увеличивается количество
неполных семей. Основной причиной развода
является неподготовленность супругов
к семейной жизни. На молодых супругов
наваливаются бытовые, финансовые проблемы.
В первые годы супружеской жизни молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу. Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное «лёгкое» отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.
По результатам опроса проведенного в 2006г в городе Архангельске больше всего семейной жизни мешает по ответам мужчин недостаток денег -30%, плохие жилищные условия -28%, невнимание супруги– 16%, ревность -14%. По мнению женщин, усложняет семейную жизнь: плохие жилищные условия – 20%, отсутствие комфортного жилья – 18%, невнимание супруга – 12%, ревность – 12% [3, с.52-68].
В России, как и везде, на уровне массового сознания происходит смена отношения к официальному зарегистрированному браку как обязательной форме совместной жизни. Более подробно проблема гражданского брака будет рассмотрена в практической части работы.
При
прогнозировании семейно-
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Это и понятно, поскольку все люди так или иначе связаны с семьей, она – естественная часть их жизни. С развитием семьи и изменением ее функций постепенно меняется и ценностное отношение к ней людей.
В развитых странах Запада с середины 1960-х гг., а в других странах Европы с конца 1980-х – начала 1990-х гг., все яснее стали проявляться такие признаки трансформации семьи, как уменьшение численности браков, их «старение», увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее «старение» (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей.
Эти изменения, начавшиеся в странах Северной и Западной Европы и несколько позже – в Южной Европе, к концу 1980-х гг. стали проявляться в Средней и Восточной Европе. Причины данных изменений продолжают обсуждаться учеными, причем трактуются они неодинаково. По-видимому, прав А. Вишневский, утверждая, что только экономическая реформа, спад экономики и даже кризис не могли бы обусловить сложившиеся демографическое положение, которое проявилось также и в заметном снижении рождаемости. Подобным же образом рассуждает и А. Романюк, который полагает, что корни проблемы материнства – не в финансовой сфере, а в изменении ценностных ориентаций.
О важности семьи в человеческой жизни можно судить по тому месту, которое отводится ей среди других важных для человека ценностей, таких как работа, друзья, свободное время, политика и религия. По данным опроса проводившегося в 1999г. среди жителей 32 стран Европы оценку «очень важно» семье в жизни человека дают 84%, работе 58%, друзьям 40%, далее идут свободное время, религия, политика.
Характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия был рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождался растущим одобрением такого способа совместного проживания [4, с.67-68]. В общественном сознании за подобными союзами все больше закрепляется название «гражданский брак», хотя термин возник в совершенно другом контексте – как брачный союз, зарегистрированный в государственных органах, альтернативный церковному браку. Выявить отношение населения к нерегистрируемому браку и рождению детей в подобных союзах помог социологический опрос, проведенный в апреле – мае 2002г. Для сбора информации использовался метод формализованного интервью. Проанализировано 517 анкет, авторы которых представляют три возрастные группы, условно названные «дети» (молодежь в возрасте 18-24 года – 252студента разных специальностей), «родители» (мужчины и женщины 40-55 лет – 169 человек) и «прародители» (55-70 лет – 96 человек).
Основополагающий признак гражданского брака для всех групп опрошенных – совместное проживание, причем часто его отмечали «дети», «родители» называли также совместное ведение хозяйства, а старшее поколение – наличие общих детей.
Ответы показали, что устоявшихся четких представлений о том, что такое гражданский брак, в обществе не сложилось. Самый большой разброс мнений связан с продолжительностью союза, который можно назвать гражданским браком. 66,9% из младшей группы считают достаточным совместное проживание до 1-го месяца, чтобы назвать свои отношения «гражданским браком»; среди «родителей» таковых 50,0; среди «прародителей» - 42,0%. Доля ответов, в которых отдано предпочтение длительным союзам, увеличивается в старших группах.
Цель
следующего блока вопросов – выявление
отношения респондентов к гражданскому
браку. В принципе такую форму совместного
проживания положительно рассматривают
в группе «детей» (81,2% мужчин и 76,9% женщин),
среди «родителе» соответственно 57,4 и
75,4%. В старшей группе зафиксированы равные
доли положительных и отрицательных ответов
(таблица 1).
Таблица 1 – Отношение респондентов к гражданскому браку (в % от числа анкет)
Группы опрошенных | Варианты ответов | ||
Положительное,
скорее положительное |
Отрицательное,
скорее отрицательное |
Затрудняюсь
с ответом | |
«Дети»
Муж.
Жен. «Родители» Муж. Жен. «Прародители» Муж. Жен. |
81,2
76,9 57,4 75,4 42,1 45,2 |
13,0
18,5 35,1 24,5 42,1 45,2 |
5,8
4,6 7,5 0,1 15,8 9.6 |