Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:58, контрольная работа
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Семья – социальный институт 6
1.2 Типы и функции семьи 8
1.3 Кризис современной семьи 13
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Семья – социальный институт 6
1.2 Типы и функции семьи 8
1.3 Кризис современной семьи 13
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ПЛАН
РАБОТЫ
1. Семья – социальный институт
2.Типы и функции семьи
3. Кризис
современной семьи
ВВЕДЕНИЕ
Гюго
называл семью «кристаллом
Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.
В
процессе исторического развития отношения
семьи и общества, семьи и личности
систематически изменялись, прежде всего,
под воздействием господствующего
в данном обществе способа производства,
образа жизни и общественных отношений.
Прогресс общества в значительной степени
был связан с устранением (уменьшением)
дискриминации женщин на производстве,
в социальной и духовной сферах, в брачном
законодательстве, с существенным изменением
функций семьи, созданием условий для
совершенствования брачно-семейных отношений,
повышения их воспитательного потенциала.
Семья является ячейкой общества, поэтому
на ее функционирование влияют все социально-экономические
и культурные процессы (как позитивные,
так и негативные), происходящие в нем.
На семью и ее нравственное состояние
непосредственно воздействуют факторы
окружающей социальной среды, то, что мы
наблюдаем в трудовом коллективе, по месту
жительства, в повседневной жизни.
Жизнь
семьи характеризуется материальными
и духовными процессами. Через семью сменяются
поколения людей, в ней человек рождается,
через нее продолжается род. Семья, ее
формы и функции напрямую зависят от общественных
отношений в целом, а также от уровня культурного
развития общества. Естественно, что, чем
выше культура общества, тем выше культура
семьи.
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
1
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1
СЕМЬЯ – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Экономисты добавили в это понятие свои аспекты, и у них появилось следующее определение: семья - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства [1, с. 306].
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности развития и функционирования. Она сочетает в себе свойства социальной организации и социальной структуры [2, с 7].
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика
этого социального института
состоит в том, что семья обладает
устойчивой структурированной
Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Как
уже выше отмечалось, семья в социологии
рассматривается не только как социальный
институт, но и как малая социальная группа.
Каковы же отличительные признаки ее в
последнем качестве? Во-первых, семья представляет
собой особого рода союз между супругами,
отличающийся духовной общностью, глубокими
доверительными связями. Во-вторых, в семье
складываются доверительные отношения
между родителями и детьми, в силу чего
семья называется типичной первичной
группой: эти отношения играют фундаментальную
роль в формировании природы и идеалов
личности; они формируют чувства целостности,
стремление членов семьи полностью разделять
присущие ей взгляды и ценности. В-третьих,
семья образуется особым образом: на основе
взаимных симпатий, духовной близости,
любви. Для образования других первичных
групп (они, как мы уже отмечали в теме
по социальной структуре общества, разновидность
малых групп) достаточно наличия общих
интересов [2, с. 8-13].
1.2
ТИПЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Такую семью отличает тесная связь между мужчиной и женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление обезопасить и защитить семью. Моногамия встречается в пять раз реже в истории человечества, чем полигамия.
Полигамия – брак состоящий из нескольких партнеров. Этот вид брака подразделяется на следующие
типы: полигиния – брак одного
мужчины с несколькими
Типы
семейных структур, могут определяться
по критериям родительства – супружества
– родства, подчеркивают какие-либо свойства
и связи с линиями отца или матери. На основе
принципов патри или матрилокализации
семейных групп ученые прибегаю к выделению
патрилинеарных и матрилинеарных семей,
где наследование имущества, социального
положения, фамилии ведется по отцу либо
по матери соответственно. Например, различают
матрилокальные, патрилокальные и неолокальные
семьи, в зависимости от пространственно-
В зависимости от особенностей разделения власти и от того совместно или авторитарно принимаются семейные решения различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, в которых наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти, говорят об эгалитарных семьях. Американский социолог м. Зельдич выделяет партнерскую семью, в которой проявляются различные виды влияния супругов на семейную жизнь. Это могут быть коллегиальные, автономные, доминантные, синкретические и др. семьи. Возрастающая значимость женского общественного труда породила так называемые двухкарьерные семьи, для которых характерна непросто работа обоих супругов, а серьезное отношение к своей карьере, ориентация на успешность и достижимость. Увлеченность обоих супругов своей профессией, с одновременной привязанностью друг к другу привело к появлению коммутируемых или «общественных» семей.
Традиционная (патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений. Для такой семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей, главенство мужчины.
Неотрадиционная (эксплуататорская) семья предполагает равное участие мужчины и женщины в общественном труде, однако, домашние обязанности возложены целиком на женщину.
Эгалитарная семья (семья равных) характеризуется справедливым разделением домашних обязанностей, совместным обсуждением проблем и принятием решений всеми членами семьи, а так же эмоциональной насыщенностью отношений в семье.
По
социальному положению супругов
или родителей супругов. Семьи
могут быть гомогенными, где супруги
являются выходцами примерно из одной
социальной группы и гетерогенными,
в которых супруги – выходцы из разных
классов, каст, социальных групп.
Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными, состоящими из двух поколений (родители и их дети), расширенными, объединившими две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех и более поколений (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов), родственными, включающими две или более нуклеарных семей, состоящую из непрямых родственников, с общим домохозяйством (супружеская пара, дети, братья и сестры кого-либо из супругов), повторными, в которых вместе с супругами могут находиться дети, как от данного брака, так и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.
В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на родительство и родство отца и матери с детьми. Нуклеарные семьи принято называть также полными семьями. Наличие брачных партнеров указывает на то, какими семьи могут быть: полными, формально полными и неполными. Семьи с одним родителем и детьми – неполные (прежде неполные семьи в основном были семьями вдов, ныне они – главным образом итог разводов).
Семьи изменяются по численности и детности (по числу детей). Детность семьи является одним из важнейших показателей, отражающим суть семейного образа жизни. В демографии и социологии принято следующее деление семей по детности: многодетные, малодетные, бездетные.
Семьи можно классифицировать по социально-психологическому здоровью на благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные.
- благополучные отличаются общностью интересов, сходностью семейных ценностей, высоким уровнем уважения друг к другу;
-
проблемные семьи возникают на
почве неудовлетворения
- конфликтные – конфликт норма и образ жизни;
- кризисные – находятся на грани распада, отсутствует взаимопонимание, не прослеживаются особенности возрастного развития детей.
Выделяется ряд семей по доходам:
-
бедные – доход на одного
человека ниже прожиточного
- малообеспеченные – доход на одного человека превышает прожиточный минимум, но не достигает средних для общества показателей;
- обеспеченные - доход на одного человека достигает средних показателей для общества;
-
состоятельные – доход на
- богатые – уровень дохода выше рационального потребительского бюджета, рассчитанного на полное удовлетворение современных потребностей человека.
Итак, можно сказать, что разнообразие семейных структур зависит от поставленных исследовательских задач, с учетом их изменений во времени – от старта семейной жизни к ее финишу [3,с.32-36].
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.