Семья, как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Семья – социальный институт 6

1.2 Типы и функции семьи 8

1.3 Кризис современной семьи 13

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная Социология семьи.doc

— 104.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

ПЛАН РАБОТЫ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

1.1 Семья  – социальный институт 6

1.2 Типы  и функции семьи 8

1.3 Кризис  современной семьи 13

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПЛАН  РАБОТЫ 

1. Семья  – социальный институт

2.Типы  и функции семьи

3. Кризис  современной семьи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Гюго  называл семью «кристаллом общества», а Ф.Адлер считал: «Семья – это  общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

     Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

     В процессе исторического развития отношения  семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, в брачном законодательстве, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.  
Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что мы наблюдаем в трудовом коллективе, по месту жительства, в повседневной жизни.  
           Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, что, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

     Ценностный  подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     1.1 СЕМЬЯ – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 

     Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Экономисты добавили в это понятие свои аспекты, и у них появилось следующее определение: семья  - это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства [1, с. 306].

     В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны это  социальный институт, с другой –  малая социальная группа, имеющая свои закономерности развития и функционирования. Она сочетает в себе свойства социальной организации и социальной структуры [2, с 7].

     Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

     Специфика этого социального института  состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением. Это "стандартная" семья. Ей в противоположность существуют "нестандартные" семьи, создаваемые двумя или более людьми любого пола, не являющимися родственниками. О "нестандартных" семьях можно, например, прочитать в лекционном курсе Нейла Смелзера, одного из известных современных американских социологов.

     Семья как социальный институт имеет и  еще две особенности. Семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

     Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов [2, с. 8-13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 ТИПЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 

     Типы  семейных структур многообразны и образуются  в зависимости  от характера супружества, родства и родительства.

     Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Такую семью отличает тесная связь между мужчиной и женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление обезопасить и защитить семью. Моногамия встречается в пять раз реже в истории человечества, чем полигамия.

     Полигамия – брак состоящий из нескольких партнеров. Этот вид брака подразделяется на следующие

       типы: полигиния – брак одного  мужчины с несколькими женщинами  и полиандрия – брак нескольких мужчин с одной женщиной. Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и системы супружества и система родства, то возникают такие экзотические формы полигамии, как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) или сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем). Отрицательной стороной полигамного брака является конфликтность и напряженность, вызванные соперничеством из-за потенциальных брачных партнеров.

     Типы  семейных структур, могут определяться по критериям родительства – супружества – родства, подчеркивают какие-либо свойства и связи с линиями отца или матери. На основе принципов патри или матрилокализации семейных групп ученые прибегаю к выделению патрилинеарных и матрилинеарных семей, где наследование имущества, социального положения, фамилии ведется по отцу либо по матери соответственно. Например, различают матрилокальные, патрилокальные и неолокальные семьи, в зависимости от пространственно-территориальной локализации проживания. Матрилокальными называются семьи, если молодожены переходят жить в дом родителей жены, патрилокальными, если остаются жить у отца мужа и неолокальными являются семьи, имеющие возможность проживать отдельно от родителей.

     В зависимости от особенностей разделения власти и от того совместно или авторитарно принимаются семейные решения различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, в которых наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав, и преобладает ситуативное распределение власти, говорят об эгалитарных семьях. Американский социолог м. Зельдич выделяет партнерскую семью, в которой проявляются различные виды влияния супругов на семейную жизнь. Это могут быть коллегиальные, автономные, доминантные, синкретические и др. семьи. Возрастающая значимость женского общественного труда породила так называемые двухкарьерные семьи, для которых характерна непросто работа обоих супругов, а серьезное отношение к своей карьере, ориентация на успешность и достижимость. Увлеченность обоих супругов своей профессией, с одновременной привязанностью друг к другу привело к появлению коммутируемых или «общественных» семей.

     Традиционная (патриархальная) семья предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений. Для такой семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей, главенство мужчины.

     Неотрадиционная (эксплуататорская) семья предполагает равное участие мужчины и женщины в общественном труде, однако, домашние обязанности возложены целиком на женщину.

     Эгалитарная семья (семья равных) характеризуется  справедливым разделением домашних обязанностей, совместным обсуждением  проблем и  принятием решений  всеми членами семьи, а так же эмоциональной насыщенностью отношений в семье.

     По  социальному положению супругов или родителей супругов. Семьи  могут быть гомогенными, где супруги  являются выходцами примерно из одной  социальной группы и гетерогенными, в которых супруги – выходцы из разных классов, каст, социальных групп. 

     Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений  бывают нуклеарными, состоящими из двух поколений (родители и их дети), расширенными, объединившими две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех и более поколений (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов), родственными, включающими две или более нуклеарных семей, состоящую из непрямых родственников, с общим домохозяйством (супружеская пара, дети, братья и сестры кого-либо из супругов), повторными, в которых вместе с супругами могут находиться дети, как от данного брака, так и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.

     В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, на родительство и родство отца и матери с детьми. Нуклеарные семьи принято называть также полными семьями. Наличие брачных партнеров указывает на то, какими семьи могут быть: полными, формально полными и неполными. Семьи с одним родителем и детьми – неполные (прежде неполные семьи в основном были семьями вдов, ныне они – главным образом итог разводов).

     Семьи изменяются по численности и  детности (по числу детей). Детность семьи  является одним из важнейших показателей, отражающим суть семейного образа жизни. В демографии и социологии принято следующее деление семей по детности: многодетные, малодетные, бездетные.

     Семьи можно классифицировать по социально-психологическому здоровью на благополучные, проблемные, конфликтные, кризисные.

     - благополучные отличаются общностью интересов, сходностью семейных ценностей, высоким уровнем уважения друг к другу;

     - проблемные семьи возникают на  почве неудовлетворения потребностей  одного или нескольких членов  семьи;

     - конфликтные – конфликт норма  и образ жизни;

     - кризисные – находятся на грани распада, отсутствует взаимопонимание, не прослеживаются особенности возрастного развития детей.

     Выделяется  ряд семей по доходам:

     - бедные – доход на одного  человека ниже прожиточного минимума  или равен ему;

     - малообеспеченные – доход на одного человека превышает прожиточный минимум, но не достигает средних для общества показателей;

     - обеспеченные - доход на одного человека достигает средних показателей для общества;

     - состоятельные – доход на одного  человека заметно выше среднего  показателя, что позволяет себе ни в чем не отказывать;

     - богатые – уровень дохода выше рационального потребительского бюджета, рассчитанного на полное удовлетворение современных потребностей человека.

     Итак, можно сказать, что разнообразие семейных структур зависит от поставленных исследовательских задач, с учетом их изменений во времени – от старта семейной жизни к ее финишу [3,с.32-36].

     Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Информация о работе Семья, как социальный институт