Семья как обьект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Семья как объект социальной работы.

1.1. Современная семья и ее социальные проблемы……………………………5

1.2. Организация социальная защиты семьи……………………………..……11

1.3. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй………………………………………………...…..14

1.4.Методы социальной работы с семьей………………………………………17

1.5. Социальные службы семьи……………………………..…………………..19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

семьеведениеx34.docx

— 47.73 Кб (Скачать)

Кроме этого очевидно, что необходимо как  можно быстрее ввести в действие новые государственные стандарты  социального обслуживания семьи  и детей, потому что многие федеральные  программы не выполняются.

При организации  работы с  семьей  важен  следующий  принцип:  любая  система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет  оказание  влияния  на семью  извне,  заставляет  каждого,  кто  стремится  искренне  помочь  ей  в разрешении проблем, делать это не «огнем и  мечом»,  а  очень  осторожно.  В противном  случае  семья  или  не  идет  на  контакт  со  специалистом,  или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы). 

1.3. Психолого-педагогические  особенности деятельности  специалиста по  социальной работе  с семьёй

Говоря  о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста  в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо владеть психологическими навыками. Сегодня специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать в системах разной величины. Он может быть должностным лицом военного ведомства, ведомства социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором программ, и во всех этих видах деятельности ему потребуются знания психологии, психоконсультирования, психодиагностики и психокоррекции семейных отношений.

Проблемы  клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при  решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это  создаёт высокий уровень ответственности  и напряженности всей деятельности социального работника, порождает  специфические трудности. Имеют  место нежелательные эмоциональные  реакции, вызванные некомпетентностью  клиентов, их бестактностью, попытками  вывести социального работника  из равновесия и т.д. В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё  это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять  решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

Особенности познавательных и эмоциональных  трудностей дают представление о  волевом напряжении, характерном  для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где  работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие  факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему «синдром выгорания», обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и  обыденные проблемы определённой категории  семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

Сегодня же специалист, работающий с семьёй, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами  разной величины. Он может быть должностным  лицом военного ведомства, ведомства  социальной защиты и поддержки населения, местных органов власти, автором  программ, социальным аналитиком, управляющим или работником агентства. Однако, главным образом, он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам семей.

Работа  с семьёй может также вестись  в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое  здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.

Внимание  любой из сфер социальной работы сосредоточено  на человеке, на семье. И какие бы не возникали у членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют  различные социально-психологические  явления, которые или укрепляют  или, что чаще всего бывает, разрушают.

Необходимой предпосылкой успешного решения  основных проблем семьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней.

Деятельность  специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном  случае они проводят консультацию молодых  супругов, в другом – совместно  с родителями вырабатывают общую  линию воспитания подростка, в третьем  – решают проблемы неполной или  многодетной семьи, в четвёртом  – занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т.д. В принципе, эти  многоплановые контакты социального  работника с семьями, порождаемые  потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами  проявления общих закономерностей  социальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают его  социально-педагогические понятия  о поведении индивида и малой  социальной группы, о типах семьи  и процессах её социализации, поведении  сложных структур и разнообразии культурных систем, а также о собственно личности социального педагога  или работника и присущих ему  профессиональных качествах.

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника  как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании  социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать  клиента (семью) на самопомощь, а также  осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.  

1.4.Методы социальной работы с семьей.

Теория  и практика социальной защиты и поддержки  семьи выдвинула множество различных  методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование.  Они проявляются  в каждом из разнообразных видов  профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и  личностных потребностей и интересов.

Существуют  определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические  виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу  проблемных интересов семьи или  её членов.

1. Индивидуальная работа с членами семьи (клиентом). Она включает  в себя общение с клиентом с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны. Основное назначение социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой оказались, понять свою роль в совместных действиях, а также включиться в конкретный  процесс деятельности по выходу из жизненно трудной ситуации или обстоятельств. В этих целях социальный педагог применяет различные методы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

2. Менеджмент социальной работы с семьёй. В общих чертах роль менеджмента выглядит следующим образом: он обеспечивает связь семьи с источниками необходимых ресурсов, существующими в комплексной сети обеспечения услугами, и управляет обеспечением этими услугами во времени. Менеджеры функционируют также, как посредники примирители, адвокаты. Он отличается глубокими знаниями возможностей и прав клиентов, процедур в данном и другом агентствах, а также умение выступать в роли примирителя и арбитра.

3. Семейная терапия. В данной области усилия социального работника нацелены на помощь семье в преодолении возникающих порой проблем во взаимоотношениях, а также проблем поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, супружеские конфликты, конфликты родителей со своими родителями.

При помощи семейной терапии решаются также  проблемы бытового пьянства и алкоголизма, проблемы социально-ролевой адаптации, вопросы сексуальных ценностей  и сексуального поведения, проблемы выбора друзей, взаимоотношения семьи  и школы. Семейная терапия более  приемлема  для агентств семейного  консультирования, школы, клиники, для  лиц с психическими заболеваниями, центров оздоровления по месту жительства.

4. Организация социальной работы  с семьёй по месту жительства. Это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа (администрации города, посёлка). В оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечении здоровья, благосостояния и отдыха семей различных групп населения.

Сегодня реально такая деятельность начинается обычно по инициативе организации ветеранов  войны, инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увольнениям.

5. Административное управление. Это функция группы штатного персонала, который руководит общей программой социальной   службы в данном агентстве. В задачи и обязанности управленческого персонала входит определение целей программы, анализ социальных и социально-психологических условий жизни в муниципальном округе, городе, посёлке, выработке решений о том, какие потребуются исполнительные и управляющие штатные работники, какой должна быть организационная структура агентства, его финансовые дела и фонды обеспечения деятельности агентства (Торохтий, 2000).

Существуют  и другие виды профессиональной деятельности в социальной работе. Это исследования, консультирование, планирование, контроль, обучение, проведение семинаров и  симпозиумов и т.д.

6. Профессиональная подготовка специалистов различного профиля для работы с семьёй. Она необходима для занятия профессиональной должности и проводится по учебному плану, который:

  • Строится на базе гуманитарных наук и интегрируется с ними;
  • Обеспечивает обучение по следующим направлениям:
  • практическая социальная работа;
  • политика области социального благосостояния и сферы услуг;
  • поведение людей и социальная среда;
  • социальные исследования.
  • Нацелена на выработку практических навыков на основе приобретения опыта в полевых условиях (Торохтий, 2000).

В практике социальной работы с семьёй реализуются  различные методы социальной работы, причём умение комплексно использовать различные методы определяется уровнем  профессиональной компетентности специалиста  и подготовленностью семьи. 

1.5. Социальные службы семьи.

Для управления государственной семейной политикой  созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального собрания России, в администрации  Президента Российской Федерации. В  структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение  – Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры  координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба  семьи – один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей. Целью службы семьи является обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций (прежде всего терапевтической воспитательной, репродуктивной), способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, а также содействовать одиноким людям в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Наиболее  целенаправленно сеть учреждений социального  обслуживания семьи и детей развивается  в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

Организационные меры включают следующие  мероприятия:

  • принятие специальных законодательных и иных правовых актов края решений местных органов власти и управаления;
  • внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;
  • разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевового характера по отдельным направлениям семейной политики;
  • формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Информация о работе Семья как обьект социальной работы