Семья как обьект социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Семья как объект социальной работы.

1.1. Современная семья и ее социальные проблемы……………………………5

1.2. Организация социальная защиты семьи……………………………..……11

1.3. Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй………………………………………………...…..14

1.4.Методы социальной работы с семьей………………………………………17

1.5. Социальные службы семьи……………………………..…………………..19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

семьеведениеx34.docx

— 47.73 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «Северный государственный медицинский  университет»

     факультет клинической психологии и социальной работы

     Отделение социальной работы

     заочное обучение  
     
     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине «Семьеведение»

     Тема  «Семья как объект социальной работы» 
     
     

 
Выполнила: студентка 4  курса, 12потока

Стрекаловская Ирина Сергеевна

шифр зачетной книжки№ 47

Проверила: к.б.н., преподаватель

Шалаурова Елена  Викторовна

 
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск, 2010

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Семья как объект  социальной работы.

1.1. Современная  семья и ее социальные проблемы……………………………5

1.2. Организация   социальная защиты семьи……………………………..……11

1.3. Психолого-педагогические  особенности деятельности специалиста  по социальной работе с семьёй………………………………………………...…..14

1.4.Методы  социальной работы с семьей………………………………………17

1.5. Социальные  службы семьи……………………………..…………………..19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список  используемой литературы……………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве  малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

В настоящее  время «Семья», как малая социально-психологическая  группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и  модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные  процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется  современная семейная политика.

Сочетание внешних по отношению к семье  социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью  в столь сложные условия, что  собственных защитных сил ее оказывается  недостаточно. Интересы государства  и общества, потребности социального  самочувствия индивидов требуют  внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Практика  показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и  функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в  последнюю очередь потому, что  наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.

Общепризнанной  системой такой помощи, к которой  Российская Федерация прибегла по опыту  других стран, является организация  социальной работы в рамках всего  государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения  нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В  группу малообеспеченных в настоящее  время попадают не только многодетные  и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

Семья находится в постоянной динамике, меняется под и воздействием социально-политических условий, и силу внутренних процессов  своего развития. Вот почему она  является одной из важных сфер и  одним из главных объектов социальной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Семья как объект  социальной работы.

1.1. Современная семья  и ее социальные  проблемы.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную  систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А. Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Как малая  социальная группа семья:

  • реализует естественные (витальные) потребности своих членов;
  • создает условия для непосредственных контактов;
  • не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений по вертикали;
  • социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Наиболее  крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: А. Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский (методология  и методика), А. И.Антонов (рождаемость), В. А. Сысенко (устойчивость брака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины  развода), Л. А. Гордон, Э. В. Клопов (жизненный  цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая  типология семей), В. Л. Ружже (типология  семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских  конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов  жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное  поведение), З. А. Янкова (городская семья) и др.

      Принимая семью в качестве  объекта  воздействия  социальной  работы  и сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать  следующие  ее составные части: структуру,  окружение  семьи,  функционирование  и  историю развития.

  Под структурой семьи  понимают  систему отношений родства,  а также совокупность    духовных,    нравственных,    психологических     отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.

   В структуре семьи учитываются:

  • количество членов семьи (что определяет тип семьи  –  нуклеарная  или  большая),  их  родственные  связи  (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений  в  подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы  близости  и  отдаленности  между  членами семьи,  специфика   семейных   правил   и   норм,   эмоциональный   климат);
  • взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими  членами «большой»  семьи  (бабушки,  дедушки,  двоюродные  родственники   и   т.д.), взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.

Вторым  компонентом семьи  как  системы  является  окружение.  Под ним понимают ситуацию  проживания,  социоэкологический  статус,  взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние  референтной  группы  «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и  слабые  стороны этого влияния на семью.

 Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую  деятельность  ее  членов  –  совокупность  установок,  норм  и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи  в  их  отношениях  к другим ее членам (в  нуклеарной  модели  семьи  основными  семейными  ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер;  в  модели большой семьи – добавляются роли  дедушек  и  бабушек,  свекра  и  свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).

Ролевая значительность членов семьи (ведение  хозяйства – кто?,  забота о детях – кто?) сравнивается со  стандартами  и  учитывается  при  работе  с семьей как объектом воздействия.

  Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития.  Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние  их  на сегодняшнее положения дел  в  семье),  обычаи  и  традиции  семьи  и  стадии развития семейной жизни.

  Эмоциональный тон,  общность  семьи,  взаимосвязь всех  ее  членов  –важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается  внимание  при восприятии семьи как объекта социального воздействия.

Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой,     и многие ученые характеризуют нынешние  условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости,  рост  числа разводов  и  увеличение  числа  одиноких  людей.  Средняя   величина   семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,  3  –  в  селе.  Факторы  сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа  молодых семей вследствие снижения возраста вступления в  брак;  тенденция  отделения молодых семей от родителей;  увеличение  доли  семей  с  одним  родителем  в результате разводов, смерти одного из супругов  и  рождения  детей  одинокой матерью.

 Существенно  меняется состав семьи: 67 % составляют  простые семьи, состоящие из  супружеской пары с детьми  или без них. Число родившихся  в таких семьях не позволяет  обеспечить простое воспроизводство  численности населения. Растет  число одиноких  матерей и их детей.   Ежегодно  каждый  четвертый - пятый  новорожденный  становится ребенком из  неполной  семьи,  относимой обычно  к семье риска.

Сокращается число заключенных браков, большинство  разводов приходится на молодые семьи. Число семей, где расторгнут брак, но есть дети, составляет почти 70 % от общего числа.

Ежегодно,  по  данным Госкомстата,  распадается  500-600 тысяч  браков,  также  образуя  неполные  семьи,  и  почти столько  же  детей  в  возрасте  до 18 лет  становятся детьми семей  риска.

Катастрофические  размеры  приняло  социальное  сиротство несовершеннолетних,  жестокое  с  ними  обращение.   По данным социологических  исследований,  от  2  до  4 млн.  безнадзорных детей  заняты  попрошайничеством,  ниществованием.

Изменяются  виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в  семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение  детей. Количество молодых людей  в возрасте до 16-ти лет сократилось  на 3 млн, т. е. почти на 10 %. Детское  население страны составляет в настоящее  время около 37 млн человек. В ближайшие 2 – 3 года детей в школах станет на 33 % меньше. В 2009 г. число выпускников  составило 1,3 млн, а количество мест для приема в вузы и учреждения профтехобразования - 1,7 млн. Отпадет необходимость во вступительных экзаменах и платном образовании. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Социологические исследования репродуктивного поведения  семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более  состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность  иметь детей, чем менее состоятельные.

Семья несет огромную ответственность  за собственное выживание и воспитание полноценных граждан

Кроме выполнения традиционных функций, связанных  с рождением и воспитанием  ребенка, с решением повседневных проблем  семья призвана быть надежным психологическим "укрытием", помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

Семья выступает в качестве социального  института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых  и больных; создавая условия для  социализации детей, молодежи и, что  важнее всего, объединяя своих членов чувством любви и общности.

Информация о работе Семья как обьект социальной работы