Семья и брак как социальные интитуты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть семью ка социальный институт.
Задачи:
-изучить понятие социальный институт;
-рассмотреть происхождение, развитие института семьи и их функции;
-изучить брак как социальный институт и функции

Содержание

Введение 3
1.Понятие социальный институт 5
2.Происхождение, развитие института семьи и функции 7
3.Брак как социальный институт и его функции 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Семья и брак как социальные институты.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

     Индивиды и социальные институты постоянно перестраивают брак. В результате он представляет собой то медленный, то быстрый процесс трансформаций. И дети вступают не в тот же брак, что их родители. Брак – это не жесткая конструкция, а процесс с более или менее отчетливо проявляющимися тенденциями.[1]

     Качество  брака зависит от того, как семья  выполняет свои основные функции, которые  соответствуют базовым потребностям человека. Эти функции следующие: экономическая (удовлетворение физических, материальных потребностей), репродуктивная (рождение и воспитание детей), эмоциональная (принятие, любовь), социально-статусная (образование, приобретение места в социальной иерархии, развитие чувства долга, социальная адаптация), духовного совершенствования (раскрытие личностного потенциала). Семья благополучна, если осуществляются все эти функции. Неблагополучной считается семья, в которой не реализуется хотя бы одна из функций.

     Любой брак начинается со знакомства и выбора партнера для совместной жизни. Влюбленные обычно уверены, что их встреча была случайной, тогда как за ней проглядывается закономерность: как правило, дети из благополучных семей больше нравятся друг другу, так же как дети из проблемных семей предпочитают таких же, как  они. Но если первые создают семью  с большим жизненным потенциалом, то вторым это удается далеко не всегда, ибо они, подобно родителям, чаще ведут неадаптивный образ жизни, используют семью как арену борьбы, перемещенной мести и невротического самоутверждения. Известно, что в семейной борьбе победителей не бывает. «Борцы» просто занимаются самоуничтожением и, в конце концов, разводятся, вовлекая в проблемы собственных детей.

     Статистика  свидетельствует о росте числа  разводов. Сегодня распадается каждый второй брак. Это всё больше заставляет задумываться о минимизации возможных  психологических и материальных потерь для обеих сторон в случае развода. Одной из таких форм и  есть брачный контракт, который является инструментом, в известной мере препятствующим обеим сторонам использовать процедуру  развода для сознательного нанесения  урона друг другу.

     Брачные правоотношения делят на личные и имущественные. Что касается личных брачных правоотношений, то традиция отечественного семейного законодательства такова, что не принято устанавливать множество данных прав и обязанностей. Но тем не менее эти правоотношения существуют и тоже имеют свои особенности:

    - во-первых, они не имеют материального содержания;

     - во-вторых, они неразрывно связаны  с личностью данного субъекта. Любые брачные правоотношения  начинаются с государственной  регистрации заключения брака.  В законодательстве понятие брака  отсутствует. Это связано с  тем, что брак является комплексным  институтом и, с одной стороны,  находится под воздействием норм  права, а с другой - под воздействием  нравственных норм.[2]

     Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту  жительства лиц, желающих вступить в  брак, вправе по просьбе данных лиц  разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати  лет. Порядок и условия, при наличии  которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств  может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут  быть установлены законами субъектов  Российской Федерации.

Заключение 

     В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

       Это существенно изменило характер  функционирования семьи и повлекло  за собой ряд позитивных и  негативных для общества последствий.  С одной стороны, оно способствовало  росту самосознания женщины, равенства  в супружеских отношениях, с другой  стороны, усугубило конфликтную  ситуацию, воздействовало на демографическое  поведение, приводя к снижению  рождаемости и увеличивая уровень  смертности.

Список  литературы 

     
  1. Кравченко  А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  2. Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  3. Смелзер Н. Социология: перевод с английского. – М.: феникс,2007.
  4. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для вузов – 3 издание, перераб. и доп. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  5. Фролов С.С. Социология, . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  6. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. - М.: Логос, 2008.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций.- М.: Наука, 2005.
  8. Харчев А.Г. Брак и семья. - М.: Просвещение,2006.

Информация о работе Семья и брак как социальные интитуты