Семья и брак как социальные интитуты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть семью ка социальный институт.
Задачи:
-изучить понятие социальный институт;
-рассмотреть происхождение, развитие института семьи и их функции;
-изучить брак как социальный институт и функции

Содержание

Введение 3
1.Понятие социальный институт 5
2.Происхождение, развитие института семьи и функции 7
3.Брак как социальный институт и его функции 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Семья и брак как социальные институты.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

     Особенно  наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении  добрачного сексуального опыта молодых  людей. Во многих современных обществах  вступление в брак девственников  считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи  служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный  опыт строго запрещается (по крайней  мере, в отношении женщин).

     2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

     3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля.

     Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для  социализации детей. Семья для ребенка  является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

     4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье (218, с. 56). Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

     5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

     6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

     7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.[6]

3. Брак как социальный институт и его функции 

     Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

     Каждый  признак данного определения, как  правило, отражает существенные характеристики брака как юридического факта.

     Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Как правило, в литературе указывается, что слово «союз» по содержанию шире понятия сделки либо договора, поскольку  помимо распределения обязанностей в семье союз мужчины и женщины  предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Однако, как представляется, такое понимание акцентирует  внимание на внеправовых аспектах брачных  отношений. Юридическое же определение  брака предполагает понимание слова  «союз» как состояния, т.е. юридического факта особого рода, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия.

     В последнее время становится все  больше противников признака гетеросексуального брака. В некоторых странах получили юридическую защиту гомосексуальные браки. Наконец, в западной доктрине в последнее время получили распространение концепции, предлагающие закрепить в законодательстве плюралистическую теорию брака, т.е. сводящие роль государства к защите той модели брака, которая, по мнению вступающих в брак лиц является для них оптимальной. Тем не менее, в Российской Федерации защитой пользуются лишь брачные отношения мужчины и женщины, поэтому признак гетеросексуальности брака является существенным для российского права.[5]

     Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых  странах, где господствует мусульманская  религия, существуют полигамные браки (многоженство).

     В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак должно происходить свободно и добровольно. Супруги также, как  правило, свободны расторгнуть свой брак. Отсутствие добровольного согласия при вступлении в брак является основанием для признания брака недействительным.

     В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина  и женщина, вступающие в брак, равны  между собой как в отношении  личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих  детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время  брака.

     В-пятых, брак — это такой союз, который  зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они  ни продолжались, не могут перейти  в брачные отношения, защищаемые государством:

     В-шестых, цель брака — создание семьи. Это  является весьма существенным признаком  понятия брака в Российской Федерации. Отсутствие такой цели является основанием для признания брака фиктивным. Однако в последнее время высказывается  мнение, что последовательная характеристика брака как сделки, опосредующей преимущественно  имущественные отношения между  супругами, предполагает отказ от данного  признака.

     В-седьмых, брак — это такой союз, который  порождает между супругами юридические  права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права  одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

     Правильный  выбор супруга регулируется двумя  типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

     Нормы экзогамии, прежде всего, базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов.

     Как мы все знаем, половые отношения  могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако имеется в  виду, что  брак в человеческом обществе считается единственно подходящей, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного участника в современном обществе может служить достаточным поводом для развода

     Институт  брака фактом своего существования  свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство разделило их на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, чем сейчас, а на заре человеческой истории их не было вовсе.[4]

     В любом обществе — древнем или  современном — семья формируется обычно через брак. Брак – это  санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря торжественному заключению брачных уз. Это  может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, становятся законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза,  тем самым наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них.

     Брак  как социальный институт – это  комплекс норм и ценностей. Нормы  предписывают, как надо искать брачного партнера, как строить отношения. Ценности – это шкала, с помощью  которой люди оценивают конкретный брачный союз. На основе такой шкалы  один брак описывается как «счастливый», другой – как «несчастливый», «удачный» - «неудачный».

     Сфера отношений, регулируемая браком как  социальным институтом, условно делится  на несколько частей:

     1.      Процедура поиска брачного партнера.

     2.      Форма заключения брачного союза.

     3.      Отношения, складывающиеся после заключения брака.

     4.      Процедура расторжения брака.

       «Настоящий» брак имеет, как правило, налет святости, оформленной в терминах религиозных или гражданских ритуалов. Нередко этот налет наносится в течение столь длительного времени, что приобретает вид сущности (например, выведение брака из Божественной воли). Брак – это сексуальный союз в той форме, которая принята здесь и сейчас, это социальная условность, за завтрашнюю форму которой никто не может поручиться. Однако брак является относительно устойчивой формой и в качестве таковой обладает принудительной силой по отношению к индивидам, которые его воспроизводят, конструируют и в то же время подчиняются его логике как «естественному положению вещей».[3]

        Как и любой иной институт, брак связывает социальный и культурный уровни социокультурного пространства. В культурном пространстве он существует как система норм и  ценностей, а в социальном пространстве – это совокупность относительно устойчивых, повторяющихся  практик  людей, которые оглядываются на ценностно-нормативную  систему, но постоянно стремятся  приспособить ее к своим личным осознанным интересам и чувствам. Между социальным и культурным уровнями брака имеется извечное и неустранимое противоречие, которое является источником развития брака как института. Люди знают, «как надо» вступать в брак и вести себя в нем, но иррациональное чувство любви, сексуальные влечения толкают к жизни «не по правилам», но с оглядкой на существующие нормы. В такой противоречивой атмосфере и рождается брак как форма социального взаимодействия индивидов.

Информация о работе Семья и брак как социальные интитуты