Семья и брак как социальные интитуты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:26, реферат

Описание работы

Цель: Рассмотреть семью ка социальный институт.
Задачи:
-изучить понятие социальный институт;
-рассмотреть происхождение, развитие института семьи и их функции;
-изучить брак как социальный институт и функции

Содержание

Введение 3
1.Понятие социальный институт 5
2.Происхождение, развитие института семьи и функции 7
3.Брак как социальный институт и его функции 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Семья и брак как социальные институты.docx

— 48.60 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1.Понятие  социальный институт 5

2.Происхождение,  развитие института семьи и функции 7

3.Брак  как социальный  институт и его  функции 14

Заключение 20

Список  литературы 21

Введение 

     Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых  из поколения в поколение, а также  необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек  обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

     Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые  лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки  зрения этноцентризма.

     Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Трудно найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось  бы такое число общезначимых и  повседневных потребностей. Семья выступает  основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней  человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Более того, в большинстве примитивных  обществ Центральной Африки, народов  Севера семья является единственным реально функционирующим институтом. Семью можно определить как основанное на кровном родстве, браке или  усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей.

     С институтом семьи тесно связан другой общественный институт- институт брака - санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

     Цель: Рассмотреть семью ка социальный институт.

     Задачи:

     -изучить  понятие социальный институт;

     -рассмотреть  происхождение, развитие института  семьи и их функции;

     -изучить  брак как социальный институт  и функции

1.Понятие  социальный институт 

     Социальный  институт - устойчивая форма организации  общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью  и материальными средствами для  осуществления социальных функций, управления и властвования. «Социальный институт» является одной из основных категорий социологии. В ней отражаются определенные организационные формы социальных действий и процессов, общие роли социальных общностей и групп. Простейшие виды и взаимодействия - это те «кирпичики», из которых складываются сложные социальные институты. Возникновение социальных институтов прямо детерминировано образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям («табель о рангах»), с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и, вместе с тем, инструментом их формирования. М. Барбер метко назвал социальные институты «фабриками» по воспроизводству социальных связей. Их можно считать нормативными, так как содержание этих связей устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.[2]

     Социальный  институт - это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и  пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений в них и подготовкой кадров. Социальный институт объективирован, структурирован, функционален. Успех  деятельности института зависит  и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, его организации, и от признания его престижа (Я. Щепаньский).

     Пониманию социального института не противоречат трактовки западных социологов. В книге М. Тейлора, Л. Рин, С. Розенталя, К. Догби «Введение а социологию» социальный институт рассматривается как "набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества".

     В английском словаре по социологии отмечается, что термин "институт" широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой  и санкционированной социальными  нормами. Он имеет главное значение в социальной структуре. Подобно  термину "роль", понятие "институт" направлено на установление образцов поведения. Но институт рассматривается  как более общее, высшего порядка  объединение, включающее множество ролей.

     Авторы  словаря выделяют пять главных институциональных комплексов:

     1) экономические институты, которые служат производству .и распределению ценностей и услуг;

     2) политические институты, которые  регулируют их использование  и связаны с властью; 

     3) институты стратификации, детерминирующие  распределение позиций и ресурсов;

     4) институты родства, которые связаны  с браком, семьей и социализацией  молодежи;

     5) культурные институты, связанные  с религиозной, научной и художественной  деятельностью. Авторы исходят  из того, что институционализация  - это процесс, посредством которого  социальная практика становится  настолько регулярной, что появляется  возможность описывать ее как  институт.[3] 

2.Происхождение, развитие института семьи и функции 

     В большинстве примитивных обществ  семья - это единственный реально  функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной  Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы  социальных институтов - там нет  правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь  этих людей. Все вопросы распределения  власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных  семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

     При переходе к более сложным культурам  все большее значение начинают приобретать  другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные  племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает  появление торговцев, грузчиков  товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит  за рамки института семьи. Чуть позднее  появляются специализированные мастера  и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой  для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты  осуществляют, таким образом, функцию  специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.[4]

     В примитивных обществах порядок  обычно поддерживается без участия  формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные  члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.[5]

     Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

     Структура семьи. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

     Когда речь заходит о семье, прежде всего, представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отношению к братьям или сестрам, дядям или тетям.

     Если  нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит и семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей.[8]

     В таких семьях ответственность и  забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается  ситуация, когда ребенок тесно  связан не только с родителями, но и  со своими дядями и тетями. Он окружен  взрослыми, которые в некоторых  случаях готовы взять на себя обязанности  родителей. Таким образом, у ребенка  в родственной семье появляется большая возможность для общения  и социализации к большему числу  ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В случае смерти матери или ухода  ее из семьи ее роль в известной  степени могут играть родственники.

     В реальной жизни родственная семья  далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут  быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут  быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.[7]

     Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?

     1. Функции сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.

Информация о работе Семья и брак как социальные интитуты