Семейный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, уникальным значением семьи в воспроизводстве общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества. Исследователи подтверждают, что семейная жизнь является определяющей чертой человечества, а семья - приоритетной ценностью любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества.

Содержание

Ведение ………………………………………………………………….……….. 4
1 Теоретический анализ динамики развития семьи как социального института ………………………………………………………………………… 5
Понятие и сущность семьи как социального института ………………….. 5
Теоретические подходы к изучению семьи ……………………………..… 7
2 Основные тенденции процессов изменения структуры и функций семьи в белорусском обществе. Семейная политика Республики Беларусь ………... 12
2.1 Трансформация функций семьи в обществе ……………………………... 12
2.2 Принципы семейной политики Республики Беларусь …………………... 18
Заключение ……………………………………………………………………... 26
Список использованных источников …………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК 2010!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Последствия изменений структуры  и функций семьи, которые были  инициированы спонтанным ходом  исторического развития, процессами  индустриализации, урбанизации, другими  связанными с ними процессами, которые в своей совокупности указывают на нестабильность семьи как социального института и определяются необходимостью проведения социальной политики в нашей стране. 

     2.2 Принципы семейной политики Республики Беларусь 

     Семейная политика — это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института.

     Основными принципами семейной политики являются:

  • самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
  • сохранение достигнутых социальных гарантий, поддержки семьи, их дальнейшего совершенствования, осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи;
  • равенство каждой семьи и всех ее членов в праве на социальную поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства;
  • обеспечение выживания и защиты каждого ребенка, его полноценного физического, психического, нравственного, интеллектуального и социального развития независимо от социального статуса родителей (семьи);
  • равноправие между женщинами и мужчинами в достижении справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
  • планирование мер, принимаемых в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и культуре, с учетом ориентации на семью;
  • партнерство государства и семьи, разделение ответственности за семью, сотрудничество государственных органов с общественными объединениями, религиозными и благотворительными организациями по вопросам улучшения положения семьи;
  • сочетание общегосударственных и региональных мер по укреплению и развитию семьи с учетом специфики социально-экономического и демографического развития территорий.

     Государственная  политика Республики Беларусь в отношении  семьи и детей направлена на обеспечение  достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на  создание необходимых условий для существования семей и ее основных задач.

     Семья – это фундамент общества, основа его стабильности и процветания. Социальное благополучие человека, его  духовно-нравственные ценности напрямую зависят от семейного воспитания. Будущее нации – в сохранении и укреплении семейных ценностей, что в значительной степени требует заботы государства. Внимание к семье обусловлено и той демографической ситуацией, которая сложилась в Республике Беларусь. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни решает только часть проблемы. Для выхода страны из демографического кризиса необходим значительный и устойчивый рост рождаемости.

      Созданные в стране политические и социально-экономические  условия позволяют начать реализацию жизненно важных социальных проектов. Многое сделано для улучшения положения многодетных семей и детей, оставшихся без родительской опеки. Продолжена работа по совершенствованию ключевых для общества сфер – охраны здоровья и образования.

      2006 год, объявленный Годом матери, явился началом большого и важного дела – повышения социального статуса женщины-матери, престижа здоровой и крепкой семьи. Логическим продолжением стало объявление 2007-го Годом ребенка, 2008-го - Годом здоровья. Главная задача – сделать все возможное для защиты прав и соблюдения законных интересов детей, их гармоничного развития и здорового роста.

      Система социальной защиты семей с детьми охватывает совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных категорий семей с детьми, прежде всего, социально уязвимых.

      Основополагающими нормативно-правовыми актами, регулирующих реализацию государственной семейной политики являются Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 года № 46 «Об утверждении  основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2007г. № 676); Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», «О социальном обслуживании», Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года № 135 «Об утверждении Национальной программы демографической  безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы».

      В соответствии с Национальной Программой разработаны региональные и городские  мероприятия по демографической  безопасности, обеспечивающие реализацию семейной политики.

      Мероприятия по демографической безопасности доведены до сведения руководителей организаций  и учреждений города. В коллективные договоры организаций города включены различные льготы и гарантии для  работников, в том числе: оказание работникам материальной помощи при рождении ребенка; предоставление работникам, вступающим в брак, выходных дней и оказание им материальной помощи; предоставление одному из родителей оплачиваемого выходного дня 1 сентября в семье детей-первоклассников; оказание материальной помощи работникам для подготовки детей к учебному году; оказание материальной помощи женщинам ко Дню матери; приобретение для многодетных семей билетов и абонементов для бесплатного посещения музеев, выставок, концертов.

      Главными  задачами в решении комплекса мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, являются: охрана здоровья матери и ребенка, снижение смертности и заболеваемости, внедрение медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий, обеспечивающих формирование устойчивой потребности у горожан к здоровому образу жизни и др. 

      Основными формами государственной помощи семьям, имеющим детей, являются:

  • денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах;
  • трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;
  • социальное обслуживание семьи (оказание социальных, психологических, социально-правовых услуг). 

     Целенаправленная  материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

     Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 3 лет назначаются безотносительно  совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. При этом семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, пособия назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи. Размеры пособий установлены в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума и пересматриваются четыре раза в год в связи с его изменением.

     Система государственной поддержки семей  постоянно совершенствуется.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об объявлении 2006 года Годом матери», начиная с 2006 года  при награждении многодетных матерей орденом Матери   им предоставляется единовременная денежная выплата в размере пятикратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату награждения.

     Одной из социальных программ, направленных на поддержку отдельных категорий  малообеспеченных семей и граждан, является государственная  адресная социальная помощь. В городе она  реализуется с 2001 года. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» количество граждан, получивших государственную поддержку, увеличилось в три раза.

       В целях совершенствования государственной  поддержки молодых и многодетных семей приняты ряд Указов Президента Республики Беларусь и постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Данными нормативными правовыми актами предусматривается:

  • предоставление многодетным семьям права на внеочередное включение в списки граждан на получение льготного кредита и на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
  • предоставление льготных кредитов многодетным семьям в размере до 95 % стоимости строительства жилья, из расчета 20 кв. метров на человека, сроком на 40 лет под 3 % годовых;
  • дифференцированный подход в оказании многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам при рождении третьего и последующих детей.

     Финансовая  помощь государства семьям в погашении  задолженности по льготным кредитам оказывается в следующих размерах:

     при рождении третьего ребенка – 30 % от суммы задолженности по выданным кредитам;

     при рождении четвертого ребенка – 50 % от суммы задолженности по выданным кредитам;

     при рождении пятого ребенка и последующих  детей – 100 % от суммы задолженности  по выданным кредитам.

     Многодетные семьи, наряду с другими категориями  семей, имеют право на получение  кредита на льготных условиях для оплаты обучения детей, получающих в высших учебных заведениях государственной собственности первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения).

     Семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, находятся на особом учете  при оказании социальных услуг, которые им оказывают 2 территориальных центра социального обслуживания населения города.

     Ежеквартально, с целью выявления семей, находящихся  в социально опасном положении, определения необходимых мер  помощи по ремонту печей, электрооборудования, многодетным семьям и семьям, находящимся в социально опасном положении заинтересованными службами (МЧС, РОВД, образования, здравоохранения, социальной защиты) осуществляются обследования указанных категорий семей. В ходе обследования решаются вопросы о временном помещении детей в городской социальный приют, лечебные учреждения до решения вопроса в отношении их родителей.

     Учреждения  социальной защиты взаимодействуют  с благотворительными общественными  организациями с целью оказания гуманитарной помощи нуждающимся гражданам.

     Рост  благосостояния семей, повышение рождаемости, решение жилищной проблемы, забота о здоровье матери и ребенка, уменьшение масштабов социального сиротства  – первоочередные задачи государства, которые находятся под пристальным  вниманием Президента страны.

     В рамках национального социологического исследования причин семейного неблагополучия, проведенного под эгидой ЮНИСЕФ, были выработаны рекомендации по улучшению положения семей в Беларуси. Один из выводов — необходимо пересматривать семейную политику и поддерживать хорошие семьи.

     Координатор программ представительства ЮНИСЕФ в Беларуси Ирина Чуткова на круглом  столе, прошедшем в Минске 28 октября 2009 года, подчеркнула, что исследование включает в себя анализ статистических данных в динамике за последние 20-25 лет, куда вошли данные о количестве браков, разводов, рождаемости, составе семей, доходов населения, обеспеченности жильем, формах и размерах государственной помощи семьям.  По ходу проведения исследования были выработаны рекомендации  для использования ведомствами, которые принимают решения в области формирования семейной политики.

     Как подчеркнула координатор проекта "Причины семейного неблагополучия в Республике Беларусь" Светлана Бурова, исследование показало, что  материальные сложности значительной части белорусских семей требуют большей поддержки государства, а именно - значительного увеличения минимальных государственных стандартов (бюджета прожиточного минимума, минимальной заработной платы и др.).

Информация о работе Семейный бизнес