Семейный бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, уникальным значением семьи в воспроизводстве общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависит стабильность и устойчивость существования общества. Исследователи подтверждают, что семейная жизнь является определяющей чертой человечества, а семья - приоритетной ценностью любого современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются своего рода социальными индикаторами, раскрывающими общее положение дел в стране, реальные перспективы конкретного общества.

Содержание

Ведение ………………………………………………………………….……….. 4
1 Теоретический анализ динамики развития семьи как социального института ………………………………………………………………………… 5
Понятие и сущность семьи как социального института ………………….. 5
Теоретические подходы к изучению семьи ……………………………..… 7
2 Основные тенденции процессов изменения структуры и функций семьи в белорусском обществе. Семейная политика Республики Беларусь ………... 12
2.1 Трансформация функций семьи в обществе ……………………………... 12
2.2 Принципы семейной политики Республики Беларусь …………………... 18
Заключение ……………………………………………………………………... 26
Список использованных источников …………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК 2010!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто  ни разу не упомянул бы по какому-либо поводу семью, тем не менее, ученых, специализирующихся в области социологии семьи не так-то много. По-видимому, это зависит от роли семейного измерения общества. В ХIХ в., когда ключ к настоящему и будущему связывали с очень популярной тогда темой происхождения человечества, семья оказалась в центре внимания не случайно. Так Ф.Энгельс (1820-1895) посвятил марксистской трактовке происхождения семьи отдельную книгу. В первой половине ХХ в., стремясь понять как устроено общество, социологи рассматривали семью как стабилизирующий механизм. Основатель структурного функционализма Т.Парсонс (1902-1979) неоднократно обращался к теме семьи и написал работу по социализации семьи.

     В науке сложилось два основных направления изучения семьи –  как социального института и  как социальной группы.

      Функционалистский подход – составляющая часть изучения семьи как социального института  – направлен на поиск того общего, что присуще разным типам семей  в ходе истории, однако концентрирует  внимание не только на универсальности  семьи, на исторических формах реализации «идеи» семьи, но сосредоточен более на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как социального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Э. Дюркгейм как «отец» функционализма непосредственно повлиял на поиск присущих семье механизмов солидарности и сплочённости, концентрируя внимание на роли каждого члена семьи в семейной жизни, на роли мужчины и женщины в семье. Другой непримиримый оппонент эволюционизма это английский антрополог и социолог Б. Малиновский, он заостряет внимание на связях между элементами семьи как социального института. Современные социологи считают, что функционалистский подход может сочетаться с эволюционистским изучением семьи в качестве института, и это справедливо, так как в целом институциональное изучение семьи и общества представляет собой «чисто научное» изучение, проявление науки «ради науки». Также в XIX веке возникает и другое, прикладное или эмпирическое, изучение семьи, явно перекликающее ся с функционалистским подходом, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях, что, в конечном счете, призвано раскрыть споры сплочения отдельных семей и самого института семьи. Речь идёт об изучении семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада.

      Родоначальником этой социологической традиции является французский  социолог  Ле-Пле, находившийся под влиянием идей О. Конта о семьях как «мельчайших обществах», спонтанно устойчивых при смене поколений благодаря склонности к солидарности. Чтобы понять общество, необходимо понять семью – вот формула Ле-Пле, считавшего, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктующую форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы.

     Ле  Пле поставил семью в центр  интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению  к остальным социальным процессам. Фундаментальным элементом общества по Ле Пле является семья, корневая семья (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына). Социальный порядок и подлинная свобода зависят от роли семьи в обществе, корневой семьи, которая исключает ригидность патриархальной семьи и "эгоистический атомизм" современной, нестабильной семьи. Стремясь исследовать общество как естествоиспытатель, Ле Пле хотел понять причины социальных революций через "самоличное" изучение простейшей модели общества - семьи, через социальное возвышение и падение семей [4, с.47-50].

     В разных странах Европы им были составлены монографии нескольких сот семей  из различных слоев и классов . Анализ бюджета семьи, связанный  с количественным выражением жизнедеятельности  семьи, явился толчком к разработке индексов образа жизни. Эти бюджетные обследования семей опирались на классификации семей от их возникновения до распада, т.е. предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы. Ле Пле уже как микросоциолог своими "монографиями" семей создал возможность разработки модели семейного поведения, позволяющей количественно фиксировать уровень жизни, использование социального времени, и т.п.

     О влиянии Ле Пле можно судить по следующему факту. Ему удалось установить, что система сельской семьи в  силу ее близости к "традиционной," оказалась лучше адаптирована к эпохе Великой Депрессии, чем урбанизированная семьи. Следует к этому добавить, что по мнению видного американского социолога и историка семейных изменений Аллана Карлсона, Ле Пле явился родоначальником интеллектуальной традиции: Ле Пле - Карл Циммерман - Питирим Сорокин - Роберт Нисбет - которая усматривает истоки любых разновидностей тоталитаризма в упадке семьи, и относит семейные изменения к важнейшему фактору социальной истории.

     Э. Берджесс, определявший семью как  «единство взаимодействующих личностей» и, увидевший в крахе «традиционной» семьи не институциональный кризис семьи вообще, а лишь «усиление» эмоциональных опор брака, и тем самым, института супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером социально-психологической перспективы в изучении семьи как микрогруппы. Э.Берджесс говорит о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи. В этом смысле можно сказать, что было угадано возникновение нового стиля семейных отношений, новое распределение семейных ролей. Распространение семей с двумя работающими родителями сопровождалось изменениями в числе детей, в брачности и разводимости.

     Во  второй половине ХХ века в социологии семьи, благодаря стараниям Р.Хилла, направленным на создание системных теорий, учитывающих разные уровни изучаемого объекта, были предприняты попытки создания концептуально-терминологического аппарата, способного органично соединить исследование семьи одновременно как института и малой группы. Тем не менее, продолжает сохраняться до сих пор подразделение всей имеющейся дюжины теорий на макро- и микро- социологические. К первым относят обычно структурно-функциональный анализ и теории конфликта, ко вторым - символический интеракционизм, теорию обмена и феноменологическую теорию (или этнометодологию).

     Одна  из теорий получила широкую известность  и породила множество модификаций, в т.ч. и в области социологии семьи. Это - типология теорий американских социологов Г.Баррела и Г.Моргана. Все теории подразделяются на те, в которых исходным является индивид как первичный элемент с его субъективной устремленностью, и те, которые исходят из социального мира, независимого от индивидов и от их субъективных интерпретаций. Морган чётко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Разложение коллективной собственности и появление частной собственности, и появление частной собственности ведёт от материнского рода к отцовскому и превращает парную семью в моногамную. Морган, таким образом, отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

     Весомый вклад в разработку проблем социологии семьи внёс русский социолог, правовед историк М.М. Ковалевский, возглавивший вместе с не менее именитым русским социологом Е. В. Роберти первую в России кафедру социологии. На основе историко-сравнительного метода М. М. Ковалевский создал теорию генетического родства всех социальных явлений и общественных институтов – «генетическую социологию». В 1895 г. вышла книга М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». Автором был дан глубокий анализ брачно-семейных отношений в древнейшую эпоху человеческого общежития.

     П.А. Сорокина семья интересовала как  основная ячейка и основной индикатор  общества, но, подобно многим ученым, его мировоззрение складывалось под влиянием "легального марксизма" и "научного социализма". П.А. Сорокин  публикует малоизвестную, но на редкость актуальную и по сей день статью "Кризис современной семьи" в "Ежемесячном журнале для всех" (№ 2 и 3 за 1916 г.). В ней автор дает глубокий анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института и малой группы, излагая ряд причин ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников.

     Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

     1) вступление в первый брак - образование  семьи;

     2) начало деторождения - рождение первого  ребенка;

     3) окончание деторождения - рождение  последнего ребенка;

     4) "пустое гнездо" - вступление  в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

     5) прекращение существования семьи  - смерть одного из супругов.

     На  каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

     Методологической  основой понимания причин, побуждающих  людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации.

    Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей по А. Маслоу, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  тенденции процессов  изменения структуры  и функций семьи  белорусской семьи. Семейная политика Республики Беларусь
 
    1. Трансформация функций семьи  в обществе
 

     Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

     Социологическая дефиниция семьи как социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма исторически изменчивы; отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой.

     Говоря  о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества [5, с.38].

     Как парциальная социальная группа семья осуществляет ряд функции, важнейшие из которых приведены ниже в таблице. 

     Таблица – Общественные и  индивидуальные функции  семьи 

Сфера семейной деятельности Общественные  функции Индивидуальные  функции
репродуктивная биологическое воспроизводство общества удовлетворение потребности в детях
воспитательная (социализация личности) социализация молодого поколения удовлетворение потребности

 в  родительстве

экономическая экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества получение материальных средств одними членами семьи от других
сфера первичного социального контроля моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми   формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
сфера  духовного общения развитие личности членов семьи духовные взаимообогащение членов семьи
социально-статусная предоставление социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры удовлетворение потребности

в социальном продвижении

досуговая организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга удовлетворение потребностей

 в совместном проведении досуга

Информация о работе Семейный бизнес