Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Актуальность. Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.

Содержание

Введение
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.

1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.

1.2. Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.

1.3 Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Глава 2. Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3. Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат - неблагополучная семья.docx

— 156.49 Кб (Скачать)

     Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства детям, нуждающимся в разных ее видах, разработаны критерии и показатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

     Критериями  считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков. Распоряжения, постановления подтверждают определенную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.

     Показатели  — это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К таким показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, межведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.

     Виды  помощи — это перечень необходимых направлений деятельности специалистов и мероприятий, направленных на восстановление нормальной жизни детей и семей.

     Социальная  помощь — совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономических мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).

     Психологическая помощь — специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменен1 ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрослыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищающими его права [37, 40].

     Педагогическая  помощь — это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

     Социально-педагогическая помощь предполагает деятельность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополучных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников [37, 47].

     Социальный  педагог может оказывать патронаж - одна из форм работы социального педагога, т. е. посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально-экономическими целями. 11атронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные Связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает оказывать профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком.

     Экономическая помощь — это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, организация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.

     Правовая  помощь — это система мер, направленных на защиту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.

     Медицинская помощь — комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекционных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.).

     Можно выделить также дополнительно следующие  моменты работы с неблагополучной семьей:

  • Превентивная работа, направленная на предотвращение или 
    профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную 
    жизнь семьи.
  • Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.
  • Приход разведенных родителей на выходные дни — «воскресный папа» или «воскресная мама», а также бабушка и дедушка -1 
    поможет ребенку научиться строить отношения в реальной ситуации.

     Необходимо  также выделить в работе с неблагополучными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь. 

     2.3. Содержание и опыт  работы социальных  служб по социальной  защите и помощи  семьям в КБР 

     В деятельности социальных служб КБР  особое внимание обращается на оказание социально - бытовых, социально - правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

     В этом плане большое значение имело  принятие ряда нормативно - правовых актов  по определению статуса социальной службы предприятия или учреждения, независимо от формы собственности, предоставляющие социальные услуги, или граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без статуса юридического лица. Реализация активной политики в  этом направлении требует внедрения  новых механизмов и технологий, форм и методов. Поэтому велись поиски по созданию учреждений социального  обслуживания семьи, женщин и детей  нового типа, способных оказывать  им широкий спектр социально - экономических, психолого-педагогических, медико-социальных услуг.

     Так, в сентябре 1996 года был открыт территориальный  Центр социальной помощи семье и  детям в Урванском районе, рассчитанное на 60 мест.

     Опыт  социального обслуживания семьи  и детей в Урванском районе КБР интересен тем, что здесь  предпринимается попытка применить  комплексный подход в работе с  семьей и детьми, учитывая менталитет населения, национальные и религиозные  особенности региона и потребности  семьи в сегодняшних условиях [26,92].

     Особенностью  этого типа учреждений является многопрофильность  и многофункциональность по видам  оказываемых услуг и перечню  категорий населения, которым эти  услуги предоставляются. В Центр  принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, оказавшихся  в трудных жизненных ситуациях.

     Специфика контингента детей, небольшие сроки  их пребывания в отделении требуют  от специалистов чрезвычайной гибкости и изобретательности, высокой общей  и профессиональной культуры, активного  поиска форм организации работы.

     Структура центра включает следующие подразделения:

     отделение первичного приема информации и прогнозирования. Специалистами этого отделения  разработана и внедрена система  статистических показателей, характеризующих  уровень социального обслуживания семьи и детей районов и  прогнозирующая их потребности в  социальной помощи;

  • отделение медико-социальной помощи, предназначенной для содержания детей из семей, где имеются лица с нарушением психологического здоровья, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, прошедшие курс лечения, консультирования по медико-социальным вопросам;
  • отделение психолого-педагогической помощи, где проводят психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию детей из семей из с неблагоприятными психологическими условиями;
  • учебная часть, в которой организовано обучение по программам национальной школы.

     Кроме психолого - педагогической и социальной реабилитации. решаются проблемы дальнейшего  жизнеустройства каждого ребенка.

     Одновременно  с функциями социального приюта, Центр осуществляет социальный патронаж семей с асоциальным поведением, проводит консультативную работу с родителями так называемых “трудных” детей.

     Важным  отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного  неблагополучия.

     Работа  с семьями ведется по следующим  направлениям. Разработана комплексная  программа “Подросток” по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, около двух лет реализуется программа  “Семья”, в рамках которой открыты  при Центре социальные мастерские, где различные клубы: ”Надежда”, ”Гармония”, “В кругу друзей”, ”Поддержка которые учат подростков азбучным истинам, знакомым их ровесникам из благополучных  семей с раннего детства, формирует  элементарные навыки общения с противоположным  полом, учат практическим навыкам, необходимым  в семье, способам выхода из конфликтной  ситуации и т.д.

     Специалистами Центра уделяется большое внимание раннему выявлению неблагополучных  семей с целью изучения их условий  жизни, оздоровления их морально - психологического климата, оказания реальной помощи и  поддержки.

     Эффективно  работает “телефон доверия”. Кроме  того, что оказывается консультативная  и экстренная психологическая помощь, по сигналам, поступившим на его  номер, специалисты часто выезжают на места для решения проблем, с которыми столкнулись ребенок  и его семья. 

     В условиях недостаточной информированности  населения, о деятельности такого типа учреждений и мерах реализуемых  государственной службой в этом направлений, актуальна деятельность Центра в плане пропаганды идей укрепления поддержки семьи и детства, освещения  в средствах массовой информации мер социальной помощи семье и  детям. Для реализации этого направления  Центр сотрудничает с местной  газетой “Маяк”, местным телевидением.

     О степени эффективности деятельности Центра свидетельствуют следующие показатели:

     - за время своего функционирования  Центром в Урванском районе  было обслужено стационарно более  2,5 тысяч детей, в том числе  75 - из неблагополучных семей, 148 - из семей “группы риска”. Около  95% детей и подростков, прошедших  психолого - педагогическую, медико - решена проблема жизнеустройства  более 100 детей, по тем или  социальную реабилитацию в Центре, вернулись в семью иным причинам, не имеющим возможности проживания  в семье по сравнению с предыдущими  годами в районе отмечено значительное  снижение преступности среди  несовершеннолетних, в Урванском  районе практически нет безнадзорных  и беспризорных детей.

     Деятельность  Центра по социальной работе с семьей и детьми получила оценку и признание, как на местном так и на Федеральном  уровне. В 2002 году ему присвоен статус Базового экспериментального Центра социальной помощи семье и детям Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

     Вошла в практику работы организация специализированных заездов детей - сирот и детей, находящихся в школах - интернатах, в РДРЦ “Радуга”.

     Главной задачей центра “Радуга” является реабилитация утраченных возможностей и функции организма и социальная адаптация ребенка к условиям проживания, что является неотъемлемой частью медико-социальных  мероприятий, направленных на охрану здоровья подрастающего  поколения.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения