Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:24, реферат
Актуальность. Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.
Введение
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.
1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.
1.2. Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.
1.3 Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Глава 2. Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3. Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение
Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства детям, нуждающимся в разных ее видах, разработаны критерии и показатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.
Критериями считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков. Распоряжения, постановления подтверждают определенную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.
Показатели — это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К таким показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, межведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.
Виды помощи — это перечень необходимых направлений деятельности специалистов и мероприятий, направленных на восстановление нормальной жизни детей и семей.
Социальная помощь — совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономических мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).
Психологическая помощь — специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменен1 ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрослыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищающими его права [37, 40].
Педагогическая помощь — это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).
Социально-педагогическая помощь предполагает деятельность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополучных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников [37, 47].
Социальный
педагог может оказывать
Экономическая помощь — это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, организация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.
Правовая помощь — это система мер, направленных на защиту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.
Медицинская помощь — комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекционных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.).
Можно выделить также дополнительно следующие моменты работы с неблагополучной семьей:
Необходимо
также выделить в работе с неблагополучными
семьями два вида услуг: поддерживающие
услуги (для семей, которые еще могут справиться
со своими проблемами) и защищающие услуги
(для семей, которые не могут справиться
со своими проблемами и им необходимо
помочь.
2.3.
Содержание и опыт
работы социальных
служб по социальной
защите и помощи
семьям в КБР
В деятельности социальных служб КБР особое внимание обращается на оказание социально - бытовых, социально - правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В
этом плане большое значение имело
принятие ряда нормативно - правовых актов
по определению статуса социальной
службы предприятия или учреждения,
независимо от формы собственности,
предоставляющие социальные услуги,
или граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без статуса
Так, в сентябре 1996 года был открыт территориальный Центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, рассчитанное на 60 мест.
Опыт
социального обслуживания семьи
и детей в Урванском районе
КБР интересен тем, что здесь
предпринимается попытка
Особенностью этого типа учреждений является многопрофильность и многофункциональность по видам оказываемых услуг и перечню категорий населения, которым эти услуги предоставляются. В Центр принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Специфика контингента детей, небольшие сроки их пребывания в отделении требуют от специалистов чрезвычайной гибкости и изобретательности, высокой общей и профессиональной культуры, активного поиска форм организации работы.
Структура центра включает следующие подразделения:
отделение
первичного приема информации и прогнозирования.
Специалистами этого отделения
разработана и внедрена система
статистических показателей, характеризующих
уровень социального
Кроме
психолого - педагогической и социальной
реабилитации. решаются проблемы дальнейшего
жизнеустройства каждого
Одновременно
с функциями социального
Важным отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия.
Работа с семьями ведется по следующим направлениям. Разработана комплексная программа “Подросток” по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, около двух лет реализуется программа “Семья”, в рамках которой открыты при Центре социальные мастерские, где различные клубы: ”Надежда”, ”Гармония”, “В кругу друзей”, ”Поддержка которые учат подростков азбучным истинам, знакомым их ровесникам из благополучных семей с раннего детства, формирует элементарные навыки общения с противоположным полом, учат практическим навыкам, необходимым в семье, способам выхода из конфликтной ситуации и т.д.
Специалистами
Центра уделяется большое внимание
раннему выявлению
Эффективно
работает “телефон доверия”. Кроме
того, что оказывается
В
условиях недостаточной
О
степени эффективности
-
за время своего
Деятельность Центра по социальной работе с семьей и детьми получила оценку и признание, как на местном так и на Федеральном уровне. В 2002 году ему присвоен статус Базового экспериментального Центра социальной помощи семье и детям Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Вошла в практику работы организация специализированных заездов детей - сирот и детей, находящихся в школах - интернатах, в РДРЦ “Радуга”.
Главной
задачей центра “Радуга” является
реабилитация утраченных возможностей
и функции организма и
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения