Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Актуальность. Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.

Содержание

Введение
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.

1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.

1.2. Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.

1.3 Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Глава 2. Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3. Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат - неблагополучная семья.docx

— 156.49 Кб (Скачать)

     В последние двадцать лет за рубежом  и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная — уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная — снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая — невозможность удовлетворения основных потребностей).

     Опыт  работы с детьми, попавшими в детские  дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.

     Подробно  остановимся на самом главном  факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].

     Попадая в новые условия, ребенок с  особой силой стремится вернуться  к прежней жизни, в которой  у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там находятся их родители!

     Опыт  работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не их самих.

     Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

     У детей более старших возрастов  оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.

     Длительное  проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].

     Если  ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

     Работа  с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления — оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близкие люди — родители. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов — сделать все, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.

     Сегодня много говорят об открытии института  приемных семей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребенка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок проживает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и отношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвращение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью — самый хороший результат работы учреждений социально-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].

     В исследованиях отечественных и  западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].

     Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

     По  мнению зарубежных психологов, причины  психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.

     Все иллюзии очень устойчивы, они  есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматической ситуацией у человека возникает переживание, которое показывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уверенности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий — очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями.

     Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью. 

 

      Глава 2. Технология социальной работы в  оказании и решении  проблем неблагополучных  семей. 

      2.1. Семейная политика  государства и  социальное потранирование, как путь решения  проблем семьи. 

     Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

     Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей[24,57].

     Самостоятельно  регулируя семейные отношения, семья  несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

     Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

     Семья выступает в качестве социального  института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни. Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны [24, 65].

     Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.

     В настоящее время в Российской Федерации насчитывается не малое количество неблагополучных  семей. Существует также типология социального риска, т. е. выявление семей, которые в силу объективных или субъективных - причин находятся в состоянии жизненного затруднения нуждаются в помощи со стороны государственной системы дальнейшей защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе «инвалид»), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; полные семьи; семьи военнослужащих срочной службы, семьи, ведущие аморальный образ жизни. Возникают новые категории таких семей: (семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; и, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, годами не выплачивающих заработную плату. Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей условлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семьи первоначально сосредоточила в себе все основные функций по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, развивает их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, мешающий только семье.

     Все множество проблем, связанных с  современной семье, можно разделить  на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей "группы риска". Социально-экономические проблемы, в этой группе можно отнести проблемы, связанные с пониманием жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи [27, 89].

     Удельный  вес семей с несовершеннолетними  детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения