Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:24, реферат
Актуальность. Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.
Введение
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.
1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.
1.2. Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.
1.3 Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Глава 2. Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3. Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение
Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].
Социально-
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].
Кроме
того, с помощью социального
Главным
когнитивным умением
Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
информационно-
-
прямое вмешательство в
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
- непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с клиентами.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения социальными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
-
на уровне клиента — его начало с момента
определения и квалификации социальной
службой жизненной ситуации клиента как
тяжелой и даже опасной для него самого
и
его ближайшего окружения;
-
на уровне содержания
- на уровне методов патронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
- на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
- на уровне продолжительности работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);
-
на уровне кадрового
2.2.
Практика и профилактика
учреждений социальной
реабилитации семей
«группы риска»
Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?
Помощь
по-разному оценивается
В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения.
Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т. д.
Перечень причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возможного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ребенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родительских прав, помещают ребенка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего выявления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией. Органы местного самоуправления согласно статье 34 Гражданского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].
В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли закон «Об организации работы по опеке и попечительству», в котором предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовку заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т. д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в полной мере.
Число специалистов, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, опекой и попечительством (в расчете на 5 тыс. детского населения один специалист) не увеличивается, так как у местных органов самоуправления отсутствует достаточная материальная база как для введения дополнительных ставок в органы образования, так и охвата всех детей, которые нуждаются в государственной помощи (в 2000 г. не было специалистов в 576 районах).
За последние десять лет значительно расширился круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют данные органы. Так, категория детей, нуждающихся в государственной защите, включает и детей, имеющих законного представителя (например, опекуна), и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных, безнадзорных, имеющих проблемы в развитии и т. д. [24, 56].
В эту категорию входят также дети, проживающие в семьях, но которым в достаточной степени не обеспечен уход или семья не способна достичь необходимого уровня нормальной жизнедеятельности без оказания им помощи со стороны органов местного самоуправления или государства.
Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность выявления таких детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры требуют введения межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которые нуждаются в помощи со стороны государства.
Право определения, относится ли ребенок к категории нуждающегося в государственной защите, помощи и поддержке, принадлежит главе органа опеки и попечительства (главе администрации или главе местного самоуправления), который издает соответствующие постановления об этом. Для профессионального грамотного подхода к решению данной проблемы главе администрации или главе местного самоуправления необходимо иметь полную картину возможностей оказания помощи и поддержки детей и подростков на муниципальном уровне, видеть возможности каждого комитета и департамента в части ее оказания. Дети не могут быть конкретно «чьими-то», например комитета по образованию, здравоохранению, социальной защиты и т. д. Дети, которые нуждаются в государственной помощи и поддержке, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку необходимо оказывать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, т. е. по месту жительства. Недопустимым должно стать положение, когда ребенка отправляют за несколько тысяч километров от места жительства, забывая о нем до 18 лет, так как главная задача государства не поместить его в государственное учреждение, в сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье [24, 60].
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения