Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Актуальность. Существующие противоречия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую очередь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.

Содержание

Введение
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.

1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.

1.2. Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.

1.3 Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Глава 2. Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3. Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат - неблагополучная семья.docx

— 156.49 Кб (Скачать)

     Главной задачей работника, осуществляющего  медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].

     Социально-психологический  патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

     Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

      Социальный  патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].

     Кроме того, с помощью социального патронажа  социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного — с одной стороны, и психологического и психосоциального, с  другой.

     Главным когнитивным умением специалиста  при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [20, 95].

     Тем самым социальный патронаж семьи  предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

     Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

     Социальный  патронаж семьи включает следующие  направления:

     информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;

     - прямое вмешательство в ситуацию;

     - заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;

     - непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);

     - контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

     На  всех этапах работы с клиентом ответственные  за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с клиентами.

     В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения социальными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]

     Таким образом, патронаж в системе патроната  и социальной работы означает:

     - на уровне клиента — его начало с момента определения и квалификации социальной службой жизненной ситуации клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и 
его ближайшего окружения;

     - на уровне содержания патронажной  работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

     - на уровне методов патронажа  — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

     - на уровне организации — это  система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

     - на уровне границ социальной  работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

     - на уровне продолжительности  работы — пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

     - на уровне кадрового обеспечения  деятельности системы патроната и проведения патронажа — принципиальное изменение профиля образования специалистов по социальной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, готового работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы; на уровне определения круга лиц, участвующих в патронате и патронаже средствами социальной работы, — это обязательное их расширение и подключение не только специалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонтеров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличивающая потенциальные возможности специализированной и квалифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.

 

      2.2. Практика и профилактика  учреждений социальной  реабилитации семей  «группы риска» 

     Для определения наиболее эффективной  формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

     Помощь  по-разному оценивается специалистами  и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возникающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

     В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения.

     Анализ  причин попадания детей в разного  вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т. д.

     Перечень  причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возможного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ребенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родительских прав, помещают ребенка в государственные учреждения разного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего выявления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием, социализацией. Органы местного самоуправления согласно статье 34 Гражданского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].

     В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации приняли закон «Об организации работы по опеке и попечительству», в котором предусмотрели возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей на соответствующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позволяет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовку заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т. д. Защита прав и законных интересов детей не осуществляется в полной мере.

     Число специалистов, занимающихся защитой  прав несовершеннолетних, опекой и попечительством (в расчете на 5 тыс. детского населения один специалист) не увеличивается, так как у  местных органов самоуправления отсутствует достаточная материальная база как для введения дополнительных ставок в органы образования, так и охвата всех детей, которые нуждаются в государственной помощи (в 2000 г. не было специалистов в 576 районах).

     За  последние десять лет значительно  расширился круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют данные органы. Так, категория детей, нуждающихся в государственной защите, включает и детей, имеющих законного представителя (например, опекуна), и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, беспризорных, безнадзорных, имеющих проблемы в развитии и т. д. [24, 56].

     В эту категорию входят также дети, проживающие в семьях, но которым в достаточной степени не обеспечен уход или семья не способна достичь необходимого уровня нормальной жизнедеятельности без оказания им помощи со стороны органов местного самоуправления или государства.

     Рост  числа детей, нуждающихся в государственной  помощи и поддержке, значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность выявления таких детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры требуют введения межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которые нуждаются в помощи со стороны государства.

     Право определения, относится ли ребенок  к категории нуждающегося в государственной защите, помощи и поддержке, принадлежит главе органа опеки и попечительства (главе администрации или главе местного самоуправления), который издает соответствующие постановления об этом. Для профессионального грамотного подхода к решению данной проблемы главе администрации или главе местного самоуправления необходимо иметь полную картину возможностей оказания помощи и поддержки детей и подростков на муниципальном уровне, видеть возможности каждого комитета и департамента в части ее оказания. Дети не могут быть конкретно «чьими-то», например комитета по образованию, здравоохранению, социальной защиты и т. д. Дети, которые нуждаются в государственной помощи и поддержке, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку необходимо оказывать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, т. е. по месту жительства. Недопустимым должно стать положение, когда ребенка отправляют за несколько тысяч километров от места жительства, забывая о нем до 18 лет, так как главная задача государства не поместить его в государственное учреждение, в сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье [24, 60].

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения