Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:59, реферат
В процессе функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков.
Введение………………………………………………………………….3
Глава первая. Сущность процесса социализации личности…………..4
Раскрытие понятия социализации……………………………...….4
Стадии, задачи и механизмы социализации…………………...….7
Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся…………………………………………………………………..…...11
2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся………………………………………..…...11
2.2. Тенденции развития самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………….20
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.
Рефлексивный механизм социализации
осуществляется через индивидуальное
переживание и осознание, внутренний
диалог, в котором человек
Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит традиционному механизму, в то время как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный механизм социализации.
Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся
2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся
Современная ситуация в сфере
образования характеризуется
Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А.
Шуклина, перенос акцента на самообразование,
актуализацию личностного момента
в образовательной деятельности
человека является требованием времени.
Суть его в том, чтобы личность
самостоятельно формировала, «образовывала»
себя, используя институциональные
формы образования как
Основным субъектом
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В рамках социально-философской
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой является самообразование.
В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности.
Большую
роль в развитии навыков самообразования
играют знания, умения, навыки организации
самостоятельной работы. Несмотря на то, что самостоятельной
работе обучающихся уделяется так много
внимания в нормативно-правовых актах,
регламентирующих деятельность учебных
заведений, а также в научных исследованиях,
реальное положение дел в определении
содержания и организации самостоятельной
работы трудно признать удовлетворительным.
Так, по данным М.И. Дьяченко, 45,5% студентов
не умеют правильно организовать самостоятельную
2.2. Тенденции развития
самостоятельной работы
Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде5.
Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
Цель самостоятельной работы – помощь студентам в приобретении глубоких и прочных знаний по предмету, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике, развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.
Рассматривая самостоятельную работу как педагогическое средство управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе, мы имеем в виду последовательность выполнения следующих этапов: планирование, организация, контроль и коррекция6.
Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов для достижения поставленных целей.
I. На этапе планирования определяются цели самостоятельной познавательной деятельности, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и определение результатов работы.
Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие7:
Основаниями отбора содержания
самостоятельной работы являются Государственный
образовательный стандарт, источники
самообразования (литература, опыт, самоанализ),
индивидуально-психологические
II. Организация самостоятельной работы – эта функция управления заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. То есть на этом этапе создаются условия для достижения педагогических целей. Хорошо организованная работа способствует повышению эффективности деятельности8.
Организация педагогом самостоятельной деятельности студентов включает в себя пять последовательных этапов:
III. Контроль – эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы учащихся. При помощи контроля производится оценка степени достижения педагогом своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий9.
Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление педагогической деятельности и своевременно корректировать неверные решения.
Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственно новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.
Существуют следующие виды контроля:
а) корректирующий – осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки;
б) констатирующий – осуществляется
по заранее составленным индивидуальным
планам изучения дисциплины или выполнения
определенного задания для
в) самоконтроль – осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам;
г) итоговый – аттестация студентов по всем видам работы10.
А.С. Границкая в своей
работе «Научить думать и действовать»
предлагает контрольный комплекс, который
обеспечивает сплошную контролируемость
результатов самостоятельной
В данный комплекс входят следующие виды контроля:
- контроль педагога;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
- внутренний самоконтроль.
Конечный этап контрольного
комплекса – внутренний самоконтроль.
Переход к внутреннему
IV. Коррекция познавательной деятельности студентов заключается в анализе результатов педагогической деятельности, сравнение результатов на соответствие поставленным целям обучения, выявление причин недостижения поставленных целей, нахождение ошибок и внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Заключение
Механизм и процесс
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».
Образование как институт социализации играет главную роль в становлении и социализации индивидов. Развитие личности невозможно без формирования знаний, умений, навыков самообразования. Организация самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе способствует формированию и развитию самостоятельности, личной ответственности, готовит к активной, творческой профессиональной деятельности, к профессиональному росту через постоянное самосовершенствование.
Информация о работе Самостоятельная работа как фактор социализации личности