Самостоятельная работа как фактор социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

В процессе функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава первая. Сущность процесса социализации личности…………..4
Раскрытие понятия социализации……………………………...….4
Стадии, задачи и механизмы социализации…………………...….7
Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся…………………………………………………………………..…...11
2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся………………………………………..…...11
2.2. Тенденции развития самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………….20

Работа содержит 1 файл

вступительный реферат по социологии.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при  этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут  быть родители, учитель, друг и т.д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает  те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех этих механизмов. Но роль каждого из этих механизмов, их «удельный» вес в  осуществлении процесса социализации различен. Так, решающая роль на первых стадиях социализации принадлежит  традиционному механизму, в то время  как в подростковом возрасте на первый план выходит институциональный  механизм социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся

 

2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся

Современная ситуация в сфере  образования характеризуется стремительными преобразованиями, которые вызваны  Болонским процессом. В качестве значимых ориентиров развития на первый план вышли задачи развития самообразования. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы2.

Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента  в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные  формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

Основным субъектом самообразования  является личность, которая удовлетворяет  ряд потребностей. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

Самообразование выступает как  вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то, что  создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации»3.

Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме  и проявляется в первую очередь  посредством деятельности человека одним из видов которой является самообразование.

В самообразовании проявляется  индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов  самообразования в соответствии с потребностями личности.

Большую роль в  развитии навыков самообразования  играют знания, умения, навыки организации  самостоятельной работы. Несмотря на то, что самостоятельной работе обучающихся уделяется так много внимания в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность учебных заведений, а также в научных исследованиях, реальное положение дел в определении содержания и организации самостоятельной работы трудно признать удовлетворительным. Так, по данным М.И. Дьяченко, 45,5% студентов не умеют правильно организовать самостоятельную работу. Проведенный в ходе исследования анализ практики обучения в средних специальных учебных заведениях показал, что до 70% студентов нуждаются в четком планировании самостоятельной работы со стороны преподавателя, то есть не имеют развитых навыков самостоятельной учебной деятельности. Даже при некотором умении самостоятельно работать большинство студентов отмечают, что с трудом воспринимают информацию на слух, а также имеют серьезные проблемы в работе с учебной, учебно-методической и научной литературой. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывает у студентов различные затруднения4. Наши выводы подтверждаются данными многочисленных статей в периодической печати, посвященных вопросам организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений. Следовательно, можно констатировать несформированность у студентов психологической и методической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее организации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Это приводит к тому, что обучающиеся не выполняют учебный план, испытывают значительные трудности в выполнении курсовых, дипломных проектов, а в дальнейшем тяжело адаптируются к профессиональной деятельности, имеют меньше возможностей для профессионального роста.

 

2.2. Тенденции развития  самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе

Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде5.

Необходимость управления следует  из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы  являются цели, субъекты,  реализующие  эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.

Под системой самостоятельных  работ мы понимаем, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих  друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Цель самостоятельной  работы – помощь студентам в приобретении глубоких и прочных знаний по предмету, формирование умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике, развитие потребности в самостоятельном  пополнении знаний.

Рассматривая самостоятельную  работу как педагогическое средство управления самостоятельной деятельностью  студентов в учебном процессе, мы имеем в виду последовательность выполнения следующих этапов: планирование, организация, контроль и коррекция6.

Суть управления состоит  в оптимальном использовании  ресурсов для достижения поставленных целей.

I. На этапе планирования определяются цели самостоятельной познавательной деятельности, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и определение результатов работы.

Основаниями отбора целей  являются цели, определенные Государственным  образовательным стандартом, и конкретизация  целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие7:

  • Обучающие.
  • Тренировочные.
  • Закрепляющие.
  • Обзорные.
  • Развивающие.
  • Творческие.
  • Контрольные.

Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный  образовательный стандарт, источники  самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности  студентов (обучаемость, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

II. Организация самостоятельной работы – эта функция управления заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. То есть на этом этапе создаются условия для достижения педагогических целей. Хорошо организованная работа способствует повышению эффективности деятельности8.

Организация педагогом самостоятельной  деятельности студентов включает в  себя пять последовательных этапов:

  1. Информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы, учебного текста.
  2. Операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации.
  3. Этап обратной связи осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя и самоконтроля студента по их выполнению.
  4. Контрольный этап предполагает выполнение студентами разнообразных контрольных работ, что позволяет преподавателю сориентироваться в степени усвоения материала, данного студентам в качестве заданий для самостоятельной работы.
  5. Указательный этап позволяет педагогу в ходе проверки задании для самостоятельной работы уяснить, какие из них вызвали наибольший интерес, трудности при выполнении, какие из заданий могут быть выполнены, какие нет.

III. Контроль – эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы учащихся. При помощи контроля производится оценка степени достижения педагогом своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий9.

Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение  достигнутых результатов, сравнение  этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино  все функции управления, он позволяет  выдерживать нужное направление  педагогической деятельности и своевременно корректировать неверные решения.

Эффективность самостоятельной  работы, формирование навыков самостоятельной  деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственно новых знаний, очевидно, что анализ самостоятельной работы должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы учащиеся смогли до конца понять вопросы, в которых сделали ошибки.

Существуют следующие  виды контроля:

а) корректирующий – осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования  или тестовой проверки;

б) констатирующий – осуществляется по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов работы;

в) самоконтроль – осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным  вопросам;

г) итоговый – аттестация студентов по всем видам работы10.

А.С. Границкая в своей  работе «Научить думать и действовать» предлагает контрольный комплекс, который  обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы.

В данный комплекс входят следующие  виды контроля:

- контроль педагога;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль;

- внутренний самоконтроль.

Конечный этап контрольного комплекса – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные  действия сформированы, и необходимость  во всех видах внешнего контроля отпала11.

IV. Коррекция познавательной деятельности студентов заключается в анализе результатов педагогической деятельности, сравнение результатов на соответствие поставленным целям обучения, выявление причин недостижения поставленных целей, нахождение ошибок и внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».

Образование как институт социализации играет главную роль в  становлении и социализации индивидов. Развитие личности невозможно без формирования знаний, умений, навыков самообразования. Организация самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе способствует формированию и развитию самостоятельности, личной ответственности, готовит к активной, творческой профессиональной деятельности, к профессиональному росту через постоянное самосовершенствование.

Информация о работе Самостоятельная работа как фактор социализации личности