Самостоятельная работа как фактор социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

В процессе функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава первая. Сущность процесса социализации личности…………..4
Раскрытие понятия социализации……………………………...….4
Стадии, задачи и механизмы социализации…………………...….7
Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся…………………………………………………………………..…...11
2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся………………………………………..…...11
2.2. Тенденции развития самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………….20

Работа содержит 1 файл

вступительный реферат по социологии.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Самарский государственный экономический  университет

Кафедра      Социологии и педагогики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

для поступления в аспирантуру по

специальности №   22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» .

на  тему:  «Самостоятельная работа как фактор социализации личности»

 

 

 

 

Выполнила:

Суровушкина Екатерина  Николаевна   

Ф.И.О. (полностью)


 

 

 

Самара 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Глава первая. Сущность процесса социализации личности…………..4

    1. Раскрытие понятия социализации……………………………...….4
    2. Стадии, задачи и механизмы социализации…………………...….7

Глава вторая. Самостоятельная работа как фактор социализации учащихся…………………………………………………………………..…...11

2.1. Проблема организации самостоятельной учебной работы как фактора социализации учащихся………………………………………..…...11

2.2. Тенденции развития самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе……………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………...19

Список использованной литературы………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. 
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

В связи с этим актуальным является поиск новых образовательных  технологий, способных инициировать процесс социализации личности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Решением данной проблемы может стать использование самостоятельной работы как средства, способствующего социализации личности учащихся в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая. Сущность процесса социализации личности

    1. Раскрытие понятия социализация

Понятие «социализация» характеризует  в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие  культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет  функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализацию не следует сводить  к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы.

Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и  направленно-организуемых, так и  стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни  личности, и может рассматриваться  как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим  социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными ни были условия  социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как  саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности1.

 Важно иметь в виду, что  социализация есть процесс, продолженный  в течение всей жизни человека.

В связи с этим обычно различают  определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Социализация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако, здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социализации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью. Такие крайности можно назвать отрицательными видами приспособления. Один из них называется «конформизм» – пассивное, лишенное личностного содержания принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм характеризуется отсутствием собственной позиции, беспрекословным следованием определенным образцам, подчинением авторитетам.

Асоциальное значение конформизма  состоит в том, что человек  с конформным сознанием создает  себе алиби в различных жизненных  ситуациях, объясняя свои действия, или  бездействия ссылками на силу обстоятельств, что далеко небезразлично для  социального здоровья общества.

Разумное приспособление к социальным условиям, не наносящие ущерба, как  самой личности, так и окружающим, должны быть не только не осуждаемы, но во многих случаях и поддерживаемы.

В противном случае теряют смысл  вопросы о социальных нормах, дисциплине, организованности, и даже целостности  общества.

Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее социальной и нравственной ответственностью. У человека всегда есть выбор и, следовательно, должна быть социальная ответственность. Разумное устройство общества предполагает взаимную уравновешенность личности перед обществом и ответственности общества перед личностью.

Элементы социальной структуры  личности:

1. Способ реализации в деятельности  социальных качеств, проявляющейся  в образе жизни и таких видах  деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, социально-бытовая. При этом труд должен рассматриваться, как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы.

2. Объективные социальные потребности  личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека, как общественного существа. Личность может осознавать, или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение.

3. Способности к творческой деятельности, знание, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования, как личности.

Причем, творческие способности могут  проявляться не обязательно в  таких сферах деятельности, которые  по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в  таких, которые на первый взгляд, творческими не являются. Например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. В общем, творчество – отличительная черта человека, как личности.

4. Степень овладения культурными  ценностями общества то есть  духовный мир личности.

5. Нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность и убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладая  знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» – родственники, друзья, знакомые и т. д. и «дальнее» – общество в целом). Личность, получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята, как применение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Эта последняя трактовка является наиболее традиционной для современной социологической литературы, где под социализацией понимается процесс социального становления человека, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социализация личности – сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.

 

    1. Стадии, задачи и механизмы социализации

Существуют различные подходы  к выделению стадий социализации. Основания для ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий  институт социализации и т. д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека.

Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с  формированием основных психических  функций и элементарных форм существенного  поведения.

Для каждого возраста или этапа  социализации выделяют три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и психологические. Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.

Естественно-культурные задачи –  достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания и т. д.)

Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.

По мнению А.В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.

Социализация осуществляется через  ряд разнообразных механизмов. Выделяют социально-психологические механизмы  социализации: подражание, внушение и т.д., различные социальные институты как механизм социализации: школа, семья и т. д. Все они складываются в универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи  его семье и ближайшему ему  окружению человека.

Институциональный механизм – реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура – это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Информация о работе Самостоятельная работа как фактор социализации личности