Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 19:55, курсовая работа
Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщины обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Введение…………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. Основные подходы к понятию "социальная роль" и "ролевой конфликт" и их классификация………………………………………………….5
§1. Понятие "социальная роль" и "ролевой конфликт", основные подходы к изучению………………………………………………………………………….5
§2. Ролевой конфликт работающей женщины как частный случай межролевого конфликта личности………………………………………………9
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование ролевого конфликта работающей женщины…………………………………………………………………………13
§1.Чувств вины работающей женщины……………………………………..13
§2. Программа эмпирического исследования ролевого конфликта работающей женщины…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………..20
Литература…………………………………………………………………...….23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
РОЛЕВОЙ
КОНФЛИКТ РАБОТАЮЩЕЙ
ЖЕНЩИНЫ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Основные подходы к понятию
"социальная роль" и "ролевой конфликт"
и их классификация……………………………………………
§1. Понятие "социальная роль" и
"ролевой конфликт", основные подходы
к изучению…………………………………………………………
§2. Ролевой конфликт работающей женщины как частный случай межролевого конфликта личности………………………………………………9
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование
ролевого конфликта работающей женщины……………………………………………………………
§1.Чувств вины работающей женщины……………………………………..13
§2. Программа эмпирического исследования
ролевого конфликта работающей женщины………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщины обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования, направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной - что даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом своей деятельности. Стратегии уменьшения ролевого напряжения, которые можно отнести к психологическим, касаются изменения внутренних установок женщины, ее ценностных ориентации и самовосприятия. Психологические тактики снижения ролевого напряжения связаны с процессом восприятия женщиной себя, своей жизненной ситуации.1
Степень научной разработанности темы. Ролевой конфликт работающей женщины, в связи с актуальностью данной проблемы и практической направленностью, является предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых. Большинство отечественных исследований ориентированы на социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей в трудах таких авторов как: Васюнина Л.А., Власова О.А, Гурко Т.А., Дудченко О., Мезенцева Е.Б., Ниворожкина Л.Н., Перова И., Рощин С, Сидорова Т.Н., Токсанбаева М., Ясная Л. Целью работ является определение путей адаптации женщин к новым социально-экономическим условиям.
Объектом исследования являются работающие замужние женщины, имеющие одного или более детей.
Предмет исследования - ролевой конфликт работающей женщины: факторы, связанные с разной степенью его выраженности, и психологические стратегии, используемые женщинами для его снижения.
Целью работы является определение личностных коррелят, особенностей ценностно-нормативных ориентаций женщин, специфики поведения, ведущих к снижению ролевого конфликта работающей женщины.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) анализ направлений изучения проблемы ролевого конфликта работающей женщины как частного случая межролевого конфликта личности;
2) анализ и оценка степени разработанности проблемы ролевого конфликта работающей женщины;
3) разработка программы и методических приемов эмпирического исследования ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной при совмещении профессиональной и семейной сфер жизни;
4) на основе полученных данных определить факторы, связанные с разной степенью выраженности ролевого конфликта, и психологические стратегии, используемые женщинами для его снижения.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве теоретических оснований в настоящем исследовании использовались работы зарубежных и отечественных исследователей по проблемам ролевого конфликта работающей женщины. Методологическим основанием работы выступает структурно-функциональный подход к анализу межролевого конфликта личности. Использованы такие общенаучные методы исследования, как опрос и наблюдение.
Научная новизна работы. В исследовании выделены характеристики ролевого конфликта работающей женщины как социально-психологического феномена: определены психологические факторы, связанные с разной степенью выраженности ролевого конфликта у работающей женщины и изучены психологические стратегии используемые женщинами для снижения ролевого конфликта.
Теоретическая и практическая значимость в том, что она расширяет социально-психологические представления о причинах возникновения и развития ролевого конфликта работающей женщины, факторах, связанных с разной степенью выраженности этого феномена, и личностных коррелятах, влияющих на интенсивность ощущения женщиной ролевой напряженности.
На основе полученных результатов может быть разработана программа социально-психологической помощи женщинам, испытывающим ролевое напряжение или стресс по причине совмещения ими профессиональных и семейных ролей. Публикация результатов данного исследования может помочь работающим женщинам осознать используемые ими тактики и стратегии, что позволит им изменить восприятие своей актуальной жизненной ситуации и, возможно, тем самым способствовать снижению чувства ролевой напряженности.
Апробация в использовании надежных методов исследования, математической обработки и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей, а также, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА
1. Основные подходы
к понятию "социальная
роль" и "ролевой
конфликт" и их классификация.
§ 1.
Понятие "социальная
роль" и "ролевой
конфликт", основные
подходы к изучению.
Люди очень сложны и разнообразны. Поступки одного человека отличаются от поступков другого. От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Более того, один и то же человек будет вести себя по-разному в разных ситуациях: например, с членами своей семьи и с едва знакомыми людьми. Все зависит от того, какую роль он выбрал и исполняет ее согласно социальным нормам. Так, например, роль преподавателя полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями преподавателя. К ним относятся чтение лекций и проведение практических занятий на определенном уровне, подготовка к занятиям по нескольку часов в день, проявление должного уважения к студентам и сотрудникам. Таким образом, социальная роль – это ожидаемое поведение, направленное на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу, между статусом и ролью есть промежуточное звено — ожидания людей. Ожидания могут фиксироваться, закрепляться, и тогда они становятся социальными нормами, но только при условии, что их рассматривают как обязательные требования (предписания). Однако они могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями. Вывод: ролью называется поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом.
В современной интерпретации понятия «социальная роль» выделяется обычно несколько значений:
1) динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции);
2) нормативно одобренный способ поведения личности (образец);
3) совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции). Каждое из этих значений фиксирует тот или иной аспект ролевой структуры личности. Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса.
Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли. Нормативный аспект (нормативная структура) характеризует, с одной стороны, набор требований (предписаний, пожеланий, оценок и т. д.), а с другой — нормативные ожидания других участников взаимодействия. Значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Концепция «обобщенного другого» выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ2. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью. Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р. Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.
Социальное действие как система, включающая множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли3. «Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа». Система социальных ролей характеризуется такими чертами как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).4