Ролевое движение как субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Пионерами субкультурных исследований стали ученые Чикагской социологической школы, которые в начале 20-х годов прошлого века изучали образ жизни группировок из городских трущоб, уделяя особое внимание механизму трансляции ценностей и норм культуры, особенностям формирования групповых идентичностей (У. Уайт, Ф. Трэшер, Р. Парк). Социологи данного направления были уверены, что преступления должны рассматриваться в контексте жизни рабочего класса, гетто и трущоб, то есть в контексте формирования идентичности преступных группировок.

Содержание

1. Постановка научной проблемы..........................................................................3
2. Актуальность темы...........................…………………………………………....4
3. Объект и предмет исследования........................................................................5
4. Цель работы.......................................................………………………………....5
5. Задачи исследования............................................................................................5
6. Гипотезы.................................................................................................................6
7. Описание понятий, используемых в исследовании........................................6
8. Исследовательская часть.....................................................................................7
9. Выводы..................................................................................................................20
10. Рекомендации.....................................................................................................21
Список использованной литературы..................................................................21
1. Постановка научной проблемы

Работа содержит 1 файл

контрольная по политологии и социологии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени академика  Д.Н. Прянишникова 
 
 
 
 
 

                Кафедра истории

                и социологии. 
                 
                 
                 
                 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Политология и социология»

на  тему: «Ролевое движение как субкультура» 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 4 курса факультета заочного обучения специальности «Экономика и управление на предприятии АПК»

                группы  Эз-08 Тиунова А.А.

                шифр: Эз-07-290 

                Проверил: Старший преподаватель Чернышов А.Ю. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

              Пермь 2011

Содержание. 

1. Постановка научной  проблемы..........................................................................3

2. Актуальность темы...........................…………………………………………....4

3. Объект и предмет  исследования........................................................................5

4. Цель работы.......................................................………………………………....5

5. Задачи исследования............................................................................................5

6. Гипотезы.................................................................................................................6

7. Описание понятий,  используемых в  исследовании........................................6

8. Исследовательская  часть.....................................................................................7

9. Выводы..................................................................................................................20

10. Рекомендации.....................................................................................................21

Список  использованной литературы..................................................................21 

    1. Постановка научной проблемы

      Теоретико-методологические подходы к анализу феномена молодежного  ролевого движения сформированы в русле  основных перспектив социологии культуры.

      Пионерами субкультурных исследований стали  ученые Чикагской социологической школы, которые в начале 20-х годов прошлого века изучали образ жизни группировок из городских трущоб, уделяя особое внимание механизму трансляции ценностей и норм культуры, особенностям формирования групповых идентичностей (У. Уайт, Ф. Трэшер, Р. Парк). Социологи данного направления были уверены, что преступления должны рассматриваться в контексте жизни рабочего класса, гетто и трущоб, то есть в контексте формирования идентичности преступных группировок. А. Коэн, Р. Мертон, позднее присоединившиеся к этим исследованиям, предположили, что индивиды, не имеющие возможности следовать стратегиям более успешного класса, вынуждены выбирать девиации асоциального типа на пути в своем стремлении к успеху. Концепция трансакционизма (Х. Беккер и С. Коэн) послужила переходным звеном от исследований девиации к изучению субкультуры

      Виртуализация повседневности молодежи актуализирует  анализ Интернет-пространства как канала коммуникации и специфической языковой среды современной молодежи – публикации В. Нестерова, М. Пипенко.

      Молодежные субкультуры возникают и функционируют в контексте социально-экономических отношений, являясь порождением общества массового потребления или испытывая на себе давление индустрии культуры. Признавая вклад указанных социологов в анализ культуры в целом и феномена молодежной субкультуры, в частности, следует отметить, что в отечественной социологии еще недостаточно исследована специфика ролевого движения в перспективе синтеза субкультурного и жизненно-стилевого подходов. Отсутствуют комплексные исследования, позволяющие изучить данный феномен в рамках культурного контекста современной России в русле актуальных вопросов современной социологии и молодежной политики.

    2. Актуальность работы.

    Актуальность  работы определяется необходимостью анализа трансформации жизненных стилей молодежи в современном российском обществе. Новые молодежные субкультуры и движения позволяют реализовать потребность в социальной принадлежности, культурной нише, сформировать отличительный стиль и идентичность, предоставляя человеку в индивидуалистическом обществе новые возможности солидарности, недостаточные в традиционных социальных институтах. Ролевые игры живого действия позволяют создавать или реконструировать любую историческую или вымышленную культурную среду, способствуют самовыражению, реализации творческих способностей.

    Разнонаправленные тенденции расширения возможностей жизненного выбора молодежи при одновременном росте факторов риска по-новому формулируют повестку дня государственной молодежной политики. Если в период рыночных реформ поддержка молодежи со стороны государства не была первостепенной задачей, то сегодня внимание к молодому поколению на политическом уровне настолько велико, что Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 2009 год был объявлен Годом Молодежи. Дискурсивное поле современной молодежной политики включает органы власти, бизнес, СМИ и общественность в качестве агентов поддержки молодежных инициатив и проектов, мобилизующих ценности успешности, предприимчивости, знания этнокультурных традиций, профессионализма и творчества. Являясь одной из наиболее массовых досуговых субкультур, ролевое движение обладает значительным социальным потенциалом проведения регулярных мероприятий как регионального, так и всероссийского масштаба с многотысячным участием молодежи. При этом субкультура сохраняет горизонтальный характер самоорганизации, не допуская жестких иерархий, централизации и фиксации культурных стандартов, специфических для многих других общественных движений.

    На  фоне процессов фрагментации и роста  разнообразия молодежной культуры возрастает роль мультикультурной молодежной политики как интегрирующей стратегии, способной мобилизовать конструктивные отношения молодежи, государства и общества. Однако, существующие сегодня попытки органов власти наладить сотрудничество или осуществить патронат над ролевым движением терпят неудачи ввиду отстаивания данной субкультурой традиций независимости и неформализуемости, даже если это негативно сказывается на социальном статусе. Ориентация данной субкультуры на самобытность и независимость является фактором, затрудняющим установление паритетного контакта со стороны молодежной политики, вновь поднимает вопрос о значимости исследований, направленных на выявление особенностей и специфики данного молодежного объединения.

    В современных условиях задача написания обобщенного социального портрета молодежи чрезвычайно усложняется, требуя охвата разнообразных жизненных стилей и стратегий потребления в многополярном пространстве влияний со стороны культурной индустрии, гражданского общества, государственной политики и групп сверстников. Внимание к конкретным молодежным субкультурам и практикам сфокусировано правилами социологического воображения, позволяющими понять человеческое многообразие в контексте социокультурных изменений. Перспектива исследования особенностей ролевой субкультуры в контексте современных проблем межпоколенческого взаимодействия задает важные ориентиры понимания и диалога. Рефлексия проблематики таких феноменов культуры общества, как ролевое движение, позволяет более объёмно и всесторонне понять смысл и перспективы социальных изменений, происходящих в современной России.

    3. Объект и предмет  исследования.

    Объект  исследования – особенности ролевой субкультуры в современном российском обществе. Предмет исследования – социальная идентичность ролевого движения в условиях культурных трансформаций. 

    4. Цель работы.

    Осуществить социальную идентификацию ролевого движения как субкультуры досугового типа в современном российском контексте.

    5. Задачи исследования.

  • рассмотреть основные подходы отечественных и зарубежных исследований к анализу молодежных субкультур;
  • истолковать социальный контекст генезиса и трансформации ролевого движения и определить место ролевиков на современной культурной сцене молодежных субкультур;
  • на конкретном эмпирическом материале проанализировать внутренние смыслы, каналы коммуникации, выявить специфику фольклорных практик в ее зависимости от состава ролевого движения;
  • произвести анализ специфических черт ролевого движения: его субкультурный, общественный, коммуникативный и средовой потенциал.

    6. Гипотезы.

    Период  культурной и экономической нестабильности мобилизует молодежь на создание альтернативных групп социализации, решающих вопрос культурной раздробленности путем солидаризации вокруг общей идеи, новой социальной практики, сплачивающей молодежные субкультуры. Фольклор ролевого движения в знаково-коммуникативной форме отражает мозаичность и взаимодополняемость субкультур, образующих ролевое движение, в динамике социокультурных трансформаций. Индустрия культуры как безличные силы стандартизации и маркетизации, обусловливает тенденцию к поглощению молодежных альтернатив. Ролевое движение способно интегрироваться в рекреационные, консьюмеристские модели поведения, если подвергается риску ценностная сторона субкультуры, унаследованная от нонконформистских субкультур.

    7. Описание понятий, используемых в исследовании.

    Ролевое движение - это своеобразное социальное образование, социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Но все-таки в игровых объединениях существуют ярко выраженное деление на «своих» и «чужих», общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, фольклор. «Игровое сообщество, — пишет Н.Ю. Гаврилова, — коллектив со своей групповой нормой, слегка различающейся в разных городах метками «свой» — «чужой», жаргоном (например, ругательством «дивный»), атрибутикой, идущей от «Властелина колец», пристрастием к «магическим» кольцам, заимствованным у хиппи браслетам из бисера, разнообразным кулонам, удобным на тренировках и в полевых условиях головным повязкам.

    8. Исследовательская  часть.

    В последние годы заметно растет интерес  к изучению проблем субкультуры, что подтверждается появлением исследований в философии, педагогике, юриспруденции, психологии, культурологии. Субкультура рассмотрена как особая культура какой-либо социальной группы: дети, молодежь, в том числе определенной национальности , заключенные, религиозная секта. Субкультура изучалась как эстетический феномен, исследована проблема нейтрализации отдельных видов субкультуры, предложена модель особой формы социализации человека в субкультуре.

    Анализ  определений молодежной, детской  и подростковой субкультуры позволяет  согласиться со следующим определением данного феномена — «социальное образование, отражающее ценностно-смысловое и повседневно бытийное социальное самоопределение, самоидентификацию определенно группы». В русле рассматриваемой нами проблемы примечательно определение культуры организации как паттерна коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем. Отсюда понятно, что сущность субкультуры раскрывается во взаимодействии группы как носителя субкультуры и общества.

    Традиционно считается, что в молодежной субкультуре  содержится противостояние официальной культуре — «неприятие молодым поколением культуры отцов, освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности». В то же время, контркультура немыслима и не существует без официального общества: они взаимодополнительны и связаны, это одно целое. Для такого рода «выпавших» культур предлагается использовать термин «экстернальные» (от лат. externus — чужой). Остановимся на некоторых положениях данного подхода.

Информация о работе Ролевое движение как субкультура