Роль творчества в социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:55, практическая работа

Описание работы

В данной исследовательской работе рассматривается влияние творческой деятельности на социализацию подростков. Данная тема является крайне важной для современного общества, так как во время занятий творческой деятельностью дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Работа содержит 1 файл

Казанцев (работа).docx

— 50.19 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2:

Метод опроса.

Анкета для выявления творческой активности ребенка.

  1. Я посещаю различные творческие объединения, кружки, спортивные секции.

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Мне нравится делать что-то своими руками.

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Мне нравится участвовать в конкурсах творческой самодеятельности, школьных постановках.

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Уделяется ли внимание дополнительным занятиям изобразительного творчества в вашей школе?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Есть ли у вас дома место для занятий любимым видом творческой деятельности?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Принимают ли участие в организации вашей творческой деятельности родители и другие члены семьи?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

  1. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

А) Да.

Б) Нет

В) Иногда.

 

 

 

 

 

Приложение №3:

Интервью с подростками, занятыми в творческой деятельности.

 

  1. Вы занимаетесь какой-либо творческой деятельностью, если да, то как долго?
  2. Есть ли у вас братья и/или сестры, занимаются ли они творчеством?
  3. Расскажите о своем хобби.
  4. Чем вы занимаетесь в свободное от уроков время?
  5. Как часто вы сидите в интернете?
  6. Принимают ли участие в организации вашей творческой деятельности родители и другие члены семьи?
  7. Поддерживают ли вас родители (братья, сестры, другие родственники) в вашем стремлении к занятиям творчеством?
  8. Открыли ли вы для себя что-то новое благодаря творческой активности?
  9. Вы занимаетесь творческой деятельностью сами или по принуждению?

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4:

Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли Вы, что  окружающий Вас мир может быть  улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорошо;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что  сможете участвовать в значительных  изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что  некоторые из Ваших идей принесли  бы значительный прогресс:

а) да;

б) да, при благоприятных  обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что  в будущем будете играть столь  важную роль, что сможете что-то  принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете  предпринять какое-то действие, думаете  ли Вы, что осуществите свое  начинание:

а) да;

б) часто думаю, что смогу;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы  желание заняться делом, которое  абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера  этого дела.

7. Вам приходится заниматься  незнакомым делом. Испытываете  ли Вы желание добиться в  нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;

в) да, но только если мне  это нравится.

8. Если дело, которое Вы  не знаете, Вам нравится, хотите  ли Вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, хочу научиться только самому необходимому;

в) нет, хочу удовлетворить  только свое любопытство.

9. Когда Вы терпите  неудачу, то:

а) какое-то время упорствую  вопреки здравому смыслу;

б) махну рукой на эту  затею, так как понимаю, что она  нереальна;

в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. Профессию следует выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности  в ней;

в) преимуществ, которые она  обеспечит.

11. Путешествуя, могли  бы Вы легко ориентироваться  на маршруте, по которому уже  прошли:

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с  пути;

в) да, но только там, где местность  мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после беседы  сможете ли Вы вспомнить все,  что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запомню только то, что  меня интересует.

13. Когда Вы слышите  слово на незнакомом языке,  то можете повторить его по  слогам без ошибки, даже не  зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко  запомнить;

в) повторю, по не совсем правильно.

14. В свободное время  Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) безразлично, буду ли я  один (одна) в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то  делом. Решаете прекратить это  занятие только когда:

а) дело закончено и кажется  Вам отлично выполненным;

б) более-менее доволен (а);

в) не все удалось сделать.

16. Когда Вы одни (одна):

а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаюсь  найти себе занятие;

в) иногда люблю помечтать,  о вещах, которые связаны с  моей учебой.

17. Когда какая-то идея  захватывает Вас, то Вы станете  думать о ней:

а) независимо от того, где  и с кем нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в) только там, где будет  не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете  какую-то идею:

а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;

б) останусь при своем  мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):

в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком  сильным.

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в”  – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;

вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.

От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5:

Опрос экспертов.

 

Вопросы:

1. Добрый день. Расскажите, пожалуйста, как давно Вы  работаете с  подростками?

2. Какое у вас мнение  по поводу проблемы социализации  подростков через творческую  активность?

3. Как вы думаете, какова  роль творчества в жизни подростка?

4. Как вы  думаете, творческая  деятельность может негативно  повлиять на социализацию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6:

Сценарий фокус – группы.

 

Эффективность фокус-групп определяется тем, что большинство людей ощущает себя комфортно, если вовлечены в дискуссию как часть группы. При правильном осуществлении метода появляются лучшие возможности для получения углубленной информации, чем при индивидуальных интервью. Одновременно групповая динамика позволяет определить значимость такого явления, как групповое влияние.

Успешность фокус-группового исследования зависит от множества организационных и методических факторов.

В сценарий фокус-группы включены 2 одинаковые по объёму и возрастному составу группы подростков. Собираются 2 группы по 8 человек:

  1. Подростки участвующие в творческой деятельности.
  2. Подростки не участвующие в творческой деятельности.

Производится точечное выравнивание.

Участникам предлагается прийти в специально отведённое место  и назначенное время.

В течение определённого  времени участникам фокус – группы предлагается:

1. Записать на бэйджи свои имена, затем познакомиться и презентовать себя.

2. Вступительная часть, состоящая из своего рода «разогревающих» вопросов, дабы подготовить психологически респондентов.

3. Далее следует перечень специально подготовленных вопросов для этих групп.

4. Подведение итогов, формулировка общих выводов по обсужденным вопросам.

Обсуждаемые вопросы:

  1. Считаете ли вы, что занятия творчеством в вашей семье поощряются?
  2. Как вы считаете, достаточное ли количество времени уделяется вам родителями?
  3. Как на ваш взгляд на вас может повлиять творчество?
  4. Как вы проводите своё свободное время?

 

 

 

 

Приложение №7:

Таблица №1. «Простая».

 

«Факторы, оказывающие влияние  социализацию подростков»

                  Факторы    

потенциального характера

 

 

Категории

подростков

Окружение подростка (семья, сверстники, педагоги)

Школа и образование

Досуговые учреждения, а  также учреждения детского творчества

Подросток из неблагополучной  семьи

     

Подросток из нормальной семьи

     

Подросток из дет.дома

     

 

В графе «Факторы потенциального характера» я взяла 3 наиболее распространённых фактора, которые могут повлиять на уровень социализации подростка.

Смысл работы с  таблицей заключается в том, что необходимо отметить  галочкой имеющий место  быть фактор напротив нужной  категории  подростков.

 

 

 

 

 

 

Приложение №8:

Таблица№2. «Сложная».

«Факторы, оказывающие влияние  социализацию подростков»

                     Факторы                потенциального характера

 

Категории подростков

Окружение подростка (семья, сверстники, педагоги)

Школа и образование

Досуговые учреждения, а  также учреждения детского творчества

 

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Подросток из неблагополучной  семьи

     

Подросток из нормальной семьи

     

Подросток из дет.дома

     

Информация о работе Роль творчества в социализации подростков