Роль структуры и функции в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

В социологической литературе большое внимание уделяется проблемам функции и структуры. Функциональный анализ является как самым перспективным, так, и наименее систематизированным направлением среди современных социологических теорий. Большой вклад в развитие данного направления социологической мысли внесли такие исследователи как Р.Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц и др. Развиваясь одновременно на многих интеллектуальных фронтах, исследования о функции и структуре имели тенденцию расширения. Однако более глубокого анализа оно достигли на современном этапе. Современные слабости функционального анализа говорят о необходимости периодически пересматривать прошлое, чтобы лучше строить будущее.
Все это предопределяет актуальность выбранной темы.
Целью представленной курсовой работы является исследование отдельных авторов в области структуры и функции в социологии.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Структура: понятие, виды, особенности формирования……….……….3
1.1. Элементы социальной и культурной структуры……………….……….3
Альтернативные способы адаптации индивидуума к
существующим условиям………………………………………………6
1.3. Вопросы нормы и патологии…………………………………………….8
2. Роль функции в социологии…………………………………………………11
2.1. Основные постулаты функционального анализа………………………..…11
2.1.1. Постулат функционального единства общества …………..………….12
2.1.2. Постулат универсального функционализма ……………..………….12
2.1.3. Постулат необходимости ……………………………………………..13
2.2. Радикальность функционального анализа …………………………….....13
2.3. Парадигма для функционального анализа в социологии …………..…….14
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

233..doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Проще говоря, нормальным является само существование  преступности при условии, что она  достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень, быть может, не невозможно установить4. Здесь мы сталкиваемся с выводом, казалось бы, совершенно парадоксальным.

         По мнению  Э. Дюркгейма преступность  является одним из факторов  общественного здоровья, неотъемлемой  частью всех здоровых обществ. На

первый  взгляд такое заключение поражает, и мы сами долгое время были озадачены этим. Однако как только это первое чувство проходит, нетрудно найти доводы, объясняющие, почему преступность следует отнести к числу нормальных явлений, и в то же время подтверждающие эту мысль5.

     Он  полагает, что  преступность — нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно. Обосновывает Э. Дюркгейм свою позицию следующим образом. Преступление совершается в совершении деяния, наносящего ущерб очень сильным коллективным чувства. В обществе, в котором более не совершается преступлений, чувства, страдающие от преступлений, должны, были бы обнаруживаться в индивидуальном сознании всех без исключения членов общества, и они должны были бы проявляться в той же степени, в какой проявляются противоположные им чувства. Если даже предположить, что такого рода условие может быть реализовано, то и в этом случае преступления не исчезнут; они только изменят свою форму, ибо та самая причина, которая устранит указанным образом источники преступности, немедленно создаст новые источники.

     Он  полагает, что для того, чтобы  коллективные чувства, охраняемые уголовными законами нации в определенный период ее истории, овладели общественным сознанием, или для того, чтобы эти чувства приобрели большую силу там, где они недостаточны, они должны стать более интенсивными, чем это было раньше.

     Помимо  такой косвенной пользы, преступность сама по себе играет немаловажную роль в эволюции.

     Преступность  не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую именно форму примут эти чувств. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит. Согласно закона Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако  вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни.

    Согласно  теории Э. Дюркгейма преступность необходима; она прочно связана с основными условиями  любой социальной жизни  и именно в силу этого полезна,  поскольку те условия,  частью  которых она является, сами  неотделимы от нормальной  эволюции, морали и права. По его мнению  невозможно более оспаривать, тот факт, что право и мораль изменяются с переходом общества от одного социального типа к другому; ни тот факт, что они эволюционируют в пределах общества одного и того же типа, если подвергаются  изменениям условия жизни этого общества. Однако для того, чтобы эти трансформации были возможны, коллективные чувства, составляющие основу морали, не должны быть враждебны    переменам, и,  следовательно, должны обладать умеренной  силой  воздействия. Если  они будут, слишком сильны, они утеряют гибкость. Каждая установившаяся  система  является  препятствием    для  развития новой системы в той степени, в какой установившаяся система лишена гибкости6.

      Р. Мэртон обосновывает антисоциальное  поведение ситуацией, когда система культурных ценностей превозносит определенные символы успеха, общие для населения в целом, в то время, как социальная структура общества жестко  ограничивает  или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же самого населения7.

    Я согласна с позицией Р. Мэртона, что  бедность включена в комплекс взаимозависимых  переменных социального и культурного характера. Бедность как таковая и сопутствующее ей ограничение возможностей сами по себе недостаточны для того, чтобы обусловить заметное повышение коэффициента преступного поведения.

    Доктрина  «цель оправдывает средства»  становится ведущим принципом деятельности в случае, когда структура культуры излишне превозносит цель, а социальная организация излишне ограничивает возможный доступ к апробированным средствам ее достижения. Другими словами, положение, такого рода и связанное с ним поведение отражает недостаточность координации, существующей в системе культуры. 

  1. Роль  функции в социологии

2.1. Основные постулаты  функционального  анализа

        Р. Мэртон рассматривает различные  смысловые значения понятия «  функции». Во-первых, существует обиходное употребление, согласно которому функцией называют некоторое публичное собрание или праздничное мероприятие, обычно включающее какие-то церемониальные моменты.

      Во втором значении термин  «функция» фактически эквивалентен термину «профессия». Третье значение представляет собой частный случай второго и распространено как в повседневном языке, так и в политической науке. Термин «функция» часто употребляется для обозначения деятельности, входящей в круг обязанностей человека, занимающего некоторое социальное положение, или, более конкретно, для обозначения круга обязанностей, связанных с некоторой должностью или политической позицией. Отсюда возникает термин «функционер», или «официальное лицо».

С того момента, как Лейбниц ввел понятие «функция», оно имеет самое точное значение в математике, где оно обозначает переменную, рассматриваемую в отношении к одной или большему числу других переменных, через которые она может быть выражена и от значения которых зависит ее собственное значение.

           Главным образом в антропологии, но не только в ней, функциональные аналитики повсеместно применяли три взаимосвязанных постулата.

        В сжатом виде эти постулаты  утверждают, во-первых, что стандартизированные социальные деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; во-вторых, что все эти социальные и культурные элементы выполняют социальные функции; и, в-третьих, что они тем самым являются необходимыми. Хотя все эти три догмата веры обычно встречаются в исследованиях рядом друг с другом, все же представляется более целесообразным рассмотреть их в отдельности, так как с каждым из них связаны свои специфические трудности.

2.1.1. Постулат функционального единства общества

        Типичная формулировка этого постулата принадлежит Рэдклифф-Брауну: «Функцией отдельного социального обычая является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом. Такой взгляд предполагает, что социальная система имеет определенный тип единства, который мы можем назвать «функциональным единством»8. Мы можем определить его как состояние, в котором все части социальной  системы  работают  совместно  с  достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, т. е. не порождая устойчивых конфликтов, которые не могут быть ни разрешены, ни урегулированы. 

              2.1.2. Постулат универсального функционализма

     Взятый  в наиболее сжатой форме, данный  постулат утверждает, что все стандартизированные- социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Точно так же, как и в случае с другими аспектами функциональной теории, наиболее крайняя формулировка этого постулата была выдвинута Малиновским: Функциональный взгляд на культуру поэтому настаивает на принципе, согласно которому в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некоторую жизненную функцию»9.

     Постулат  универсального функционализма, безусловно, является историческим результатом ожесточенной, бесплодной и длительной дискуссии о «пережитках», которая развернулась среди антропологов в начале этого столетия.

2.1.3.  Постулат необходимости

        Последний из этого трио постулатов, широко принимаемых функционалистами в области общественных наук, в некотором отношении является самым двусмысленным. Эта двусмысленность отчетливо видна в вышеприведенном манифесте Малиновского, который утверждает что «в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собою необходимую часть внутри действующего целого»10.

          Я разделяю точку зрения  Р. Мэртона, что постулат необходимости содержит два различных положения: одно из них утверждает необходимость определенных функций, и отсюда возникает понятие функциональной необходимости или необходимых функциональных предпосылок; второе говорит о необходимости существующих социальных институтов, культурных форм и тому подобное.  

2.2. Радикальность функционального анализа

        Р. Мэртон исследует различные  точки зрения природы функционального  анализа. Так согласно теории Ла Пьера,  функциональный анализ по своей природе представляет собой метод, который критичен по своему мировоззрению и прагматичен в своих оценках: «Имеется... значительно более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд, в определенном сдвиге, произошедшем в общественных науках, от структурных описаний к функциональному анализу»11.

     Данный  сдвиг, согласно Р. Мэртона, знаменует собою разрыв с социальным абсолютизмом и морализмом христианской теологии. Если важным аспектом любой социальной структуры является ее функция, то из этого следует, что никакая структура не может оцениваться только сама по себе. На практике это значит, например, что патриархальная семейная система будет иметь положительное значение с точки зрения коллектива лишь в той мере, в какой она удовлетворяет коллективным целям. Как социальная структура, сама по себе она не имеет никакой внутренне присущей ей ценности, так как ее функциональная ценность каждый раз будет варьироваться в зависимости от времени и места.

       Далее он отмечает, что не существует  единого мнения о том, какой  должна быть схема исследования. Для одних анализ состоит в  установлении эмпирических взаимоотношений между «частями» социальной системы; для других — в выявлении «ценности для общества» некоторой социально стандартизированной практики или социальной организации; для третьих — в детальных описаниях целей формальных социальных организаций12.

2.3. Парадигма для  функционального  анализа в социологии

          В качестве первого опытного  шага в направлении кодификации  функционального анализа в социологии предлагается парадигма понятий и проблем, которые являются центральными для данного подхода. Как скоро станет ясным, основные компоненты данной схемы возникли в ходе предыдущего изложения из критического рассмотрения терминологии, постулатов, понятий и идеологических ориентации, приписываемых функциональному анализу. В схеме они собраны вместе в компактной форме, что позволяет одновременно рассматривать основные требования функционального анализа и помогает исследователю вносить коррективы в выдвигаемые им интерпретации, чего трудно достичь, когда понятия разбросаны и скрыты в длинных рассуждениях. Данная парадигма дает основное ядро понятий, методик и выводов функционального анализа.

1.Явление  (явления), которому  приписываются   функции

Все социологические  явления могут подвергаться —  а многие из них и были подвергнуты  — функциональному анализу. Основное требование состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованное (т. е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институционные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т. д.13.

2. Понятия субъективных  предпосылок (мотивы, цели)

      На некотором этапе функционального анализа мы неизбежно прямо или косвенно обращаемся к представлениям о мотивах деятельности индивидов, включенных в исследуемую систему. Эти понятия субъективных склонностей часто ошибочно отождествляются со связанными с ними, но отличными от них понятиями объективных последствий некоторого мнения, убеждения и поведения.

      Основной вопрос: в каких типах  аналитических исследований достаточно брать наблюдаемые мотивации как первичные факты, как данные, и в каких их следует рассматривать как проблематичные, производные из других данных?

3. Понятия объективных  последствий(функции,   дисфункции)

       Р.  Мэртон отмечает, что в современных  истолкованиях понятия «функция»  существует два типа неточностей: 

1) тенденция ограничивать социологические наблюдения позитивными вкладами социологического явления в социальную или культурную систему;

Информация о работе Роль структуры и функции в социологии