Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:15, реферат
В социологической литературе большое внимание уделяется проблемам функции и структуры. Функциональный анализ является как самым перспективным, так, и наименее систематизированным направлением среди современных социологических теорий. Большой вклад в развитие данного направления социологической мысли внесли такие исследователи как Р.Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А.Шюц и др. Развиваясь одновременно на многих интеллектуальных фронтах, исследования о функции и структуре имели тенденцию расширения. Однако более глубокого анализа оно достигли на современном этапе. Современные слабости функционального анализа говорят о необходимости периодически пересматривать прошлое, чтобы лучше строить будущее.
Все это предопределяет актуальность выбранной темы.
Целью представленной курсовой работы является исследование отдельных авторов в области структуры и функции в социологии.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Структура: понятие, виды, особенности формирования……….……….3
1.1. Элементы социальной и культурной структуры……………….……….3
Альтернативные способы адаптации индивидуума к
существующим условиям………………………………………………6
1.3. Вопросы нормы и патологии…………………………………………….8
2. Роль функции в социологии…………………………………………………11
2.1. Основные постулаты функционального анализа………………………..…11
2.1.1. Постулат функционального единства общества …………..………….12
2.1.2. Постулат универсального функционализма ……………..………….12
2.1.3. Постулат необходимости ……………………………………………..13
2.2. Радикальность функционального анализа …………………………….....13
2.3. Парадигма для функционального анализа в социологии …………..…….14
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы……………
Проще говоря, нормальным является само существование преступности при условии, что она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа; этот уровень, быть может, не невозможно установить4. Здесь мы сталкиваемся с выводом, казалось бы, совершенно парадоксальным.
По мнению Э. Дюркгейма преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ. На
первый взгляд такое заключение поражает, и мы сами долгое время были озадачены этим. Однако как только это первое чувство проходит, нетрудно найти доводы, объясняющие, почему преступность следует отнести к числу нормальных явлений, и в то же время подтверждающие эту мысль5.
Он полагает, что преступность — нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно. Обосновывает Э. Дюркгейм свою позицию следующим образом. Преступление совершается в совершении деяния, наносящего ущерб очень сильным коллективным чувства. В обществе, в котором более не совершается преступлений, чувства, страдающие от преступлений, должны, были бы обнаруживаться в индивидуальном сознании всех без исключения членов общества, и они должны были бы проявляться в той же степени, в какой проявляются противоположные им чувства. Если даже предположить, что такого рода условие может быть реализовано, то и в этом случае преступления не исчезнут; они только изменят свою форму, ибо та самая причина, которая устранит указанным образом источники преступности, немедленно создаст новые источники.
Он полагает, что для того, чтобы коллективные чувства, охраняемые уголовными законами нации в определенный период ее истории, овладели общественным сознанием, или для того, чтобы эти чувства приобрели большую силу там, где они недостаточны, они должны стать более интенсивными, чем это было раньше.
Помимо такой косвенной пользы, преступность сама по себе играет немаловажную роль в эволюции.
Преступность не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую именно форму примут эти чувств. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит. Согласно закона Афин Сократ был преступник, и его осуждение имело бесспорное основание. Однако вменяемое ему в вину преступление, а именно независимость мысли, послужило на благо не только человечеству, но и его собственной стране. Оно помогло сложиться новой морали и вере, в которой нуждались жители Афин, ибо традиции, в соответствии с которыми они жили до этого, не соответствовали более существовавшим условиям жизни.
Согласно теории Э. Дюркгейма преступность необходима; она прочно связана с основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции, морали и права. По его мнению невозможно более оспаривать, тот факт, что право и мораль изменяются с переходом общества от одного социального типа к другому; ни тот факт, что они эволюционируют в пределах общества одного и того же типа, если подвергаются изменениям условия жизни этого общества. Однако для того, чтобы эти трансформации были возможны, коллективные чувства, составляющие основу морали, не должны быть враждебны переменам, и, следовательно, должны обладать умеренной силой воздействия. Если они будут, слишком сильны, они утеряют гибкость. Каждая установившаяся система является препятствием для развития новой системы в той степени, в какой установившаяся система лишена гибкости6.
Р. Мэртон обосновывает
Я согласна с позицией Р. Мэртона, что бедность включена в комплекс взаимозависимых переменных социального и культурного характера. Бедность как таковая и сопутствующее ей ограничение возможностей сами по себе недостаточны для того, чтобы обусловить заметное повышение коэффициента преступного поведения.
Доктрина
«цель оправдывает средства»
становится ведущим принципом деятельности
в случае, когда структура культуры излишне
превозносит цель, а социальная организация
излишне ограничивает возможный доступ
к апробированным средствам ее достижения.
Другими словами, положение, такого рода
и связанное с ним поведение отражает
недостаточность координации, существующей
в системе культуры.
2.1. Основные постулаты функционального анализа
Р. Мэртон рассматривает
Во втором значении термин
«функция» фактически
С того момента, как Лейбниц ввел понятие «функция», оно имеет самое точное значение в математике, где оно обозначает переменную, рассматриваемую в отношении к одной или большему числу других переменных, через которые она может быть выражена и от значения которых зависит ее собственное значение.
Главным образом в антропологии, но не только в ней, функциональные аналитики повсеместно применяли три взаимосвязанных постулата.
В сжатом виде эти постулаты утверждают, во-первых, что стандартизированные социальные деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; во-вторых, что все эти социальные и культурные элементы выполняют социальные функции; и, в-третьих, что они тем самым являются необходимыми. Хотя все эти три догмата веры обычно встречаются в исследованиях рядом друг с другом, все же представляется более целесообразным рассмотреть их в отдельности, так как с каждым из них связаны свои специфические трудности.
2.1.1. Постулат функционального единства общества
Типичная формулировка этого постулата
принадлежит Рэдклифф-Брауну: «Функцией
отдельного социального обычая является
его вклад в совокупную социальную жизнь,
которая представляет собой функционирование
социальной системы в целом. Такой взгляд
предполагает, что социальная система
имеет определенный тип единства, который
мы можем назвать «функциональным единством»8.
Мы можем определить его как состояние,
в котором все части социальной системы
работают совместно с достаточной
гармоничностью или внутренней согласованностью,
т. е. не порождая устойчивых конфликтов,
которые не могут быть ни разрешены, ни
урегулированы.
2.1.2. Постулат универсального функционализма
Взятый
в наиболее сжатой форме,
Постулат универсального функционализма, безусловно, является историческим результатом ожесточенной, бесплодной и длительной дискуссии о «пережитках», которая развернулась среди антропологов в начале этого столетия.
Последний из этого трио
Я разделяю точку зрения Р. Мэртона,
что постулат необходимости содержит
два различных положения: одно из них утверждает
необходимость определенных функций,
и отсюда возникает понятие функциональной
необходимости или необходимых функциональных
предпосылок; второе говорит о необходимости
существующих социальных институтов,
культурных форм и тому подобное.
2.2. Радикальность функционального анализа
Р. Мэртон исследует различные
точки зрения природы
Данный сдвиг, согласно Р. Мэртона, знаменует собою разрыв с социальным абсолютизмом и морализмом христианской теологии. Если важным аспектом любой социальной структуры является ее функция, то из этого следует, что никакая структура не может оцениваться только сама по себе. На практике это значит, например, что патриархальная семейная система будет иметь положительное значение с точки зрения коллектива лишь в той мере, в какой она удовлетворяет коллективным целям. Как социальная структура, сама по себе она не имеет никакой внутренне присущей ей ценности, так как ее функциональная ценность каждый раз будет варьироваться в зависимости от времени и места.
Далее он отмечает, что не существует
единого мнения о том, какой
должна быть схема
В качестве первого опытного
шага в направлении
1.Явление (явления), которому приписываются функции
Все социологические явления могут подвергаться — а многие из них и были подвергнуты — функциональному анализу. Основное требование состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованное (т. е. типизированное, повторяющееся) явление, такое, как социальные роли, институционные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т. д.13.
2. Понятия субъективных предпосылок (мотивы, цели)
На некотором этапе
Основной вопрос: в каких типах
аналитических исследований
3. Понятия объективных последствий(функции, дисфункции)
Р. Мэртон отмечает, что в современных
истолкованиях понятия «
1) тенденция ограничивать социологические наблюдения позитивными вкладами социологического явления в социальную или культурную систему;