Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Целью исследования является изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.
Построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.
Развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи.
Введение 3
I. Проблемы и потребности молодежи
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью 7
1.3. Социальные проблемы и потребности молодежи……….…………...….11
I I. Роль социальных служб в решении проблем молодежи
2.1. Социальные службы в решении молодежных проблем .......13
2.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи 17
2.3. Технологии социальной работы с молодежью. Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью………………………………..20
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 32
В 2000 году утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.
Задачи, поставленные этой программой.
1.
создание условий для
2.
формирование у молодежи
3.
выполнение программ
4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;
5.
улучшение демографической
6.
развитие и поддержка
В 2005году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы». 9
Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:
1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);
2. центр социальной помощи семье и детям;
3.
социально-реабилитационный
4. социальная гостиница;
5. социальный приют для детей и подростков.
По
содержанию социальная поддержка молодежи
может быть материально-экономической,
коммуникативно-
1.3
Социальные проблемы
и потребности молодежи
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной
из главных проблем молодых
Понятно
и выдвижение учащейся молодежью
в число приоритетных центров "Телефона
доверия". Это вызывается возросшей
конфликтностью современного бытия, отсутствием
зачастую понимания в семье, школе,
неумением найти настоящих
II.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
2.1
Социальные службы
в решении молодежных
проблем
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. 13
Социальная
работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
При
организации деятельности социальных
служб для несовершеннолетних и
молодежи осуществляется целый комплекс
мер. Решается задача по созданию и
развитию комплекса специализированных
служб и учреждений по указанию подросткам
и молодежи разнообразных медико-
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты. 14
С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме
этого в ряде регионов созданы
Центры (комплексы) социальной реабилитации
и адаптации подростков, функции
которых значительно расширены.
В составе Центров помимо приютов,
учебной части, отделения временной
изоляции несовершеннолетних созданы
реабилитационные службы (малые производственные
подразделения, детская гостиница,
полиграфическая и швейная
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Базисными
видами деятельности специалистов, указанных
служб, являются психолого-профилактическая,
психолого-диагностическая и
Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
В системе психологического консультирования различают:
-
возрастно-психологические (
-
семейное психологическое
-
психолого-педагогическое
-
консультационная работа
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:
1.
Принцип анализа подтекста (
2.
Принцип отказа от конкретных
рекомендаций (ибо человек сам
должен принять решение о
3.
Принцип стереоскопического
4.
Принцип системности (
5.
Принцип уважения личности
6.
Принцип профессиональной
Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.
Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".
В
настоящее время во многих регионах
России открыты центры социальной помощи
семье и детям. Работа с подростками
в них идет по обращаемости (через
"телефон доверия" и консультирование,
когда подростки анонимно обращаются
за помощью к специалисту
Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.
Активно
формируются и интенсивно развиваются
в России службы планирования семьи
и полового воспитания. Согласно определению
ВОЗ, под планированием семьи
подразумеваются такие методы, которые
помогают отдельным лицам или
супружеским парам достичь
Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.
Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;
Информация о работе Роль социальных служб в решении проблем молодежи