Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

В современных условиях нашей стране это особенно очевидно. Политики апеллируют к общественному мнению, ссылаются на него. Все пытаются его измерить.
Усиления влияния общественного мнения на социальные отношения связано с объективными процессами, с общим ускорением общественного развития, глобальным характером проблем, стоящих перед человечеством, повышением уровня культуры, образованности населения, активизации информационных технологий, коммуникационных связей. Вместе с тем оно является непосредственным выражением состояния социальных отношений, их конфликтности, уровня демократизации управления обществом.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие общественного мнения и его формирование
1.1 Суть общественного мнения
1.2 Технологии формирования общественного мнения
Глава 2. Влияние средств массовой информации на людей
2.1 Интеграция СМИ в общественное сознание
2.2 Влияние средств массовой информации на формирование стиля жизни
2.3 Влияние СМИ на поведение в обществе
Заключение

Работа содержит 1 файл

Роль СМИ в формировании общественного мнения.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

Исходя из этого, можно  сказать, что совокупность таких  сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает  определенный тип поведения, но и  программирует определенный тип  мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя  собой исходную реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми  в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара». (В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).

Вот почему в современном  информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным  воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и  трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о  мужественности и женственности  также создаются при помощи СМИ.

Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя гендерные образцы, которые затем  получают распространение и воспроизводятся  индивидами в повседневной жизни. Здесь  у массового читателя и зрителя  появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное  мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный  средствами массовой информации. Очевидным  является тот факт, что и здесь  выбор весьма ограничен, потому перечень предлагаемых изданий и телепередач  ограничен и определен их производителями.

Особенно наглядно влияния  на аудиторию прослеживается у иллюстрированных журналов. «Журнал - печатное периодическое  издание, которое оказывает влияние  на общественное мнение, формируя его  в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал» произошел  от французского cлова journal – «дневник, газета, которое фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще не совсем отделился от газеты».

Журналы занимают промежуточное  положение в медиа-индустрии между  газетами и книгами, что определяет их специфику. Она заключается в  том, что изначально, «с момента своего возникновения, конец 19 века, журналы  были призваны заполнить пробел между  газетами и «серьезными», «интеллектуальными»  книгами. На страницах журналов информация развлекательного характера (модные новинки, реклама товаров и услуг) чередуется с материалами по истории, искусству, культурному наследию, которые по форме и содержанию доступны массовому  читателю. Второй особенностью журнала  как медиа-продукта является его  «адресность», ориентация на определенную группу читателей. Целевая аудитория журналов выделена по определенному признаку потенциального читателя: пол (мужские/женские), профессиональная принадлежность (журнал для бухгалтеров, учителей физики и математики и проч.), место жительства (городская/сельская местность) и др. В качестве третьей специфической характеристики журнала можно выделить дизайн издания. В отличие от газет и книг, в которых преобладает текст, а картинки, фотографии, карикатуры и проч. являются только иллюстрацией к тексту, в журнале визуальный и вербальный компоненты сосуществуют как равные части целого».

Такое сочетание текстовой  и иллюстративной информации влияет на формирование ценностей и мировоззрения, которое должен разделять «настоящий»  мужчина/женщина. При этом декларируется  система «настоящих мужских/женских» идей и взглядов. Предписания этикета  и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для настоящего мужчины/женщины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской  компании и т.п.) и символы уместного  для читателей потребления. Роль и значение рекламы товаров определенных, как правило, престижных и дорогих  марок, трудно недооценить.

«Причин, по которым в  данном типе СМИ реклама стала  равной, а иногда большей по своей  значимости частью медиа-продукта, достаточно много, отметим две наиболее очевидные. Первая непосредственно связана  с тем, что любой журнал, СМИ  представляет собой коммерческий проект, и целью его создателей является получение материальной прибыли. Экономическая  эффективность изданий напрямую зависит от доли и качества рекламы, публикуемой на его страницах. Вторая причина связана с увеличение роли и места потребления в  жизни современного общества. Создание лейбл-культуры способствует также конструированию наиболее очевидной демаркационной линии между «печатной версией» и другими типами мужественности и женственности, когда вещь престижной марки становится объектом референции, ссылкой на образ. Материальный характер товаров потребления (одежда, обувь, аксессуары, автомобили, сотовые телефоны и проч.) позволяет им быть наиболее явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности».

Гендерно-ориентированные  иллюстрированные журналы, т.е. журналы  для мужчин или для женщин «являются  не только трансляторами гендерной  культуры общества, репрезентируя образы аутентичной мужественности и/или  женственности, стратегии поведения  и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современного мужчины и/или женщины. Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования определенного стереотипа поведения, «корпоративного стандарта» для настоящих мужчин и женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни определять себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе.

2.3 Влияние СМИ на  поведение в обществе

 

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с методом ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет  влиять на восприятие информации. Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс  восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют  всю подаваемую информацию, т.е. особым образом «подводят» ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Стереотипы, как правило, формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной  среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью  СМИ. При помощи стереотипов легко  манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в  целом и конкретных групп людей  в частности. Таким образом, большинство  исследователей показывают тесную связь  стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к  миру, на поведение, воспроизводящее  поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и  снижают интеллектуальный уровень  сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Таким образом, с помощью  различных методов влияние СМИ  крайне важно и велико. Можно сделать  вывод что умело манипулируя  общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все чаще слышатся разговоры о возрастании влияния  СМИ не только на поведение, но и  на сознание, на психику. Для многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх  происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

 

Заключение

 

Подводя итоги работы можно  отметить недостаточную изученность  в литературе проблем технологий формирования общественного мнения в теории и практике СМИ. Анализируя различные социологические подходы  и тенденции, пытаясь выяснить влияние  сущностного осмысления общественной и индивидуальной деятельности, пришли к следующим выводам: ПР-деятельность, как правило, направлена на установление двухсторонних контактов с общественностью. Безусловно, что сегодня любая организация отвечает за свою работу перед обществом, в котором она функционирует.

СМИ является одним из важных факторов получения высоких результатов  в социально-политической деятельности и бизнесе. Однако эти достижения должны основываться на правде и полной информированности. Это касается, прежде всего, технологий формирования высокого имиджа политического лидера и кандидата  в депутаты во время избирательной  кампании. Это помогло бы избежать вредных слухов и предвзятостей.

Успешно организованная и  проведенная работа ПР-технологии кампании помогает более оперативно и своевременно обнаруживать и устранять недостатки в стратегическом планировании и  системы управления организации, предприятия, фирмы.

Общественное мнение имеет  тенденцию преувеличивать значение происходящего. Поэтому необходимо использовать целостность посылок, охватывающих дискурсивное сознание социальных практик в технологиях формирования общественного мнения. Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы рыночного взаимодействия.

Ключевым элементом такой  атмосферы является доверие, без  которого невозможно деловое сотрудничество, основанное на взаимопонимании и  общности интересов.

В качестве основных составляющих доверия выступают: конструктивное сотрудничество, взаимопонимание партнерских  отношений, культура этики свободы  поведения в комплексе критериальных требований как ответственность, искренность, открытость и согласие.

В условиях проводимых реформ и построения правового государства, многие трудности объясняются недостатком  общения, правдивой информации и  слабости механизмов коммуникационного  взаимодействия.

Однозначно верно то, что  при установлении честных и взаимовыгодных партнерских отношений становится возможным реализация самых смелых коммерческих, общественных и политических технологий и проектов. Только на доверительной основе возможно составить объективную оценку состояния общественного мнения.

Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения