Роль семьи в процессе социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.
Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребенка – распитие спиртных напитков при нем, курение, не цензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение.

Содержание

Введение:
Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка
1.1 Понятие семьи, семья как микросоциум
1.2 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка
1.3 Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)
Глава 2. Условия успешного семейного воспитания
2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
2.2 Роль авторитета родителей в воспитании
2.3 Виды ложного авторитета родителей
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 86.56 Кб (Скачать)

Развитие речи является показателем  повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного  и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень  подвижны, не могут продолжительное  время сосредоточиваться на одном  деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно  еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых  поручений, учить его доводить начатое  дело или игру до конца, проявлять  при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая  ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя  с ним в бытовые или подвижные  игры.

Растет в семье ребенок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание  организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической  подготовки детей, выработки навыков  и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа  общения ребенка. В семье ребенок  учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать  посильную помощь друг другу. В общении  с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется  чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность  и неискренность родителей.

Успех воспитания в семье может  быть обеспечен в том случае, когда  созданы благоприятные условия  для роста и всестороннего  развития ребенка.

 

Глава 2. Условия успешного семейного  воспитания

2.1 Основные условия успешного  воспитания ребёнка в семье

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать  наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного  режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к  труду.

Нормальная семейная атмосфера  – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших  и малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит  равенство всех членов, привлечение  детей к решению хозяйственных  вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации  отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы  в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К  ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня  рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме  создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует  духовную культуру, «цементирует» семью  как коллектив.

Успешным воспитание в семье  будет при соблюдении четкого  режима дня для детей. Режим дня  включает весь распорядок дня ребенка  в течение суток – время  на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При  этом учитываются возраст и состояние  здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что  возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания  взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и  трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка  в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые  ему читают взрослые, рассказы из жизни  людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает  всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и  обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя  он переживает, волнуется, радуется и  огорчается, то есть у него формируются  чувства, постепенно зарождается интерес  к книге. С поступлением ребенка  в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и  выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык  не появляется сам по себе, нужна  согласованная и умелая работа школы  и семьи. Только это приобщит ребенка  к чтению, и он начнет считать  книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес  к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут  свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда  в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный  тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством  борьбы с утомлением, особенно для  лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут  судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми  членами семьи, а также единые требования к детям со стороны  семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя  и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и  старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет  в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать  отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей  в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят  в родителях советчиков во всех своих  делах, помощников в борьбе с разного  рода трудностями, истинных друзей, с  которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять  к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

ребёнок семья авторитет воспитание

 

2.2 Роль авторитета родителей  в воспитании

Воспитание детей начинается с  того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между  тем без авторитета невозможен воспитатель.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное  достоинство старшего, как его  сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Родительский пример и авторитет  – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного  опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального  наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не  слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют  авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не  слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти  родители ошибаются. Авторитет может  быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное  дело.

Главным основанием родительского  авторитета только и может быть жизнь  и работа родителей, их гражданское  лицо, их поведение. Семья есть большое  и ответственное дело, родители руководят  этим делом и отвечают за него перед  обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в  своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и  родительский авторитет и не нужно  искать никаких иных оснований и  тем более не нужно придумывать  ничего искусственного. При этом нужно  всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и  свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям  как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги  ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей  только тогда станет на настоящую  высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена  коллектива.

Авторитет знания необходимо ведет  и к авторитету помощи. В жизни  каждого ребенка бывает много  случаев, когда он не знает, как нужно  поступить, когда он нуждается в  совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана  в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить  наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать  особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской  игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и  поговорить с учителем. Если в вашей  семье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В  некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться  из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать  более сложные вопросы. Но нужно  всегда видеть, как ребенок совершает  эту операцию, нельзя допускать, чтобы  он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок  видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам.

Авторитет помощи. В жизни каждого  ребёнка бывает много случаев, когда  он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и  в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет  этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может  быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь  вашего ребёнка, вы сами увидите, как  поступить наилучшим образом. Часто  бывает, что эту помощь нужно оказать  особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской  игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько  детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут  быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях  совершенно необходимо предоставить ребёнку  самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет  знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё  делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать  своего ребенка, нужно уметь его  слушать и слышать.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет  на ложных основаниях.

2.3 Виды ложного авторитета родителей

Авторитет подавления. Это самый  страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким  авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается  за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и  материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Информация о работе Роль семьи в процессе социализации личности