Родители и подростки: адаптация к меняющемуся обществу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:58, реферат

Описание работы

Подростковый период в развитии ребенка оценивается родителями как наиболее стрессорный, а учеными – как один из нормативных кризисов в развитии семьи. Происходит психологическая эмансипация подростков от родителей, что, как было показано, влияет и на качество супружеских отношений, поскольку супружеские, родительские, детско – родительские отношения представляют одну систему.1

Поколение родителей подростков даже в условиях относительно стабильных отношений на Западе называют «сэндвич» - поколением.

Содержание

Матери и отцы подростков и проблемы трансляции ценностей
Социальная зрелость и сексуальное поведение несовершеннолетних
Опыты материнства несовершеннолетних
Подростковая сексуальность как общественная проблема
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

научная работа по социологии.docx

— 67.89 Кб (Скачать)

     Право на анонимный аборт без согласия родителей по достижении возраста 15 лет девушки получили в 1993 г. с  принятием «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Согласно данным статистики, число зарегистрированных абортов  с начала 1990-х гг. постепенно снижается, в том числе и в самой  младшей возрастной группе. Абсолютное число абортов у девочек до 15 лет снизилось с 4.8 тыс. в 1991 г. до 1.1 тыс. в 2006 г. Число абортов на 1000 женщин 15 – 19 лет также постоянно  снижается с 69 в 1991 г. до 30 в 2006 г.20.  Но,вероятно, говорить о фактическом снижении числа абортов, в частности, среди несовершеннолетних, пока явнорано. Судя по интервью с девушками, сохранились практики абортов «по знакомству», официально бесплатные, а в реальности в обмен на подарок или деньги (около трети проинтервьюированных обращались за помощью к знакомым подруг, соседей или своей матери). Еще треть делали аборты в коммерческих учреждениях,  но по финансовым соображениям эти случаи просто не фиксируются, по крайней мере, никто из опрошенных квитанций не получал. О том же, что после аборта бывает осложнения и нужно наблюдаться у врача, практически никто не задумывался.

     Девочки больше боялись, что узнаю родители, нежели волновались за свое здоровье. Часто аборт накладывает отпечаток  на взаимоотношение с партнером, многие девочки расстались с тем, от кого сделали аборт. Тот факт, что мужчина не настаивал на сохранении ребенка, воспринимается как показатель отношений, как ощущение своей ненужности. Посттравматический стресс непосредственно  после аборта испытали немногие. Переживания  в основном начинаются позже, у некоторых  даже спустя примерно полгода –  так или иначе они проявились половины опрошенных девочек. Они узнают о том, что некоторые их сверстницы волне вполне успешно справляются  ребенком, начинаются опасения по поводу невозможности иметь детей в  будущем. Понятно, что даже посторонний  человек в лице социального работника, психолога мог бы быть в этой ситуации очень кстати. Часто необходим  посредник между родительской семьей и самой несовершеннолетней. Если у девочки нет взаимопонимания  с родителями, она должна иметь  выбор в реализации своего репродуктивного  права. Информация о возможной помощи, хотя бы временной, могла бы помочь сохранить ребенка, а, при желании, и связь с ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Опыты метеринства несовершеннолетних. 

           Рождение детей  несовершеннолетними также могут  представлять проблему, если это не заложено в этнокультурных традициях, где общеприняты ранние браки, существует широкая родственная взаимопомощь. В 1950 – 1960-е гг. в СССР ранние рождения, вероятно, были связаны с ограниченными  возможностями предохранения от нежелательной беременности, с относительно ранним вступлением в брак. Число  рождений в группе 15 – 19 лет увеличивалось  вплоть до 1991 г., и было достаточно высоким  до середины 1990-х, затем стало снижаться.

     Таблица 14

Возрастные  коэффициенты рождаемости в РФ (родившееся живыми на 1000 женщин соответствующего возраста)* 

Год 1958 1969 1979 1986 1991 1994 1996 2001 2006
15-19 лет

15-17 лет

24.8 
 

-

27.3 
 

-

40.8 
 

-

46.9 
 

-

54.9 
 

-

49.9 
 

-

37.9 
 

14.3

28.1 
 

10.3

28.6 
 

-

15-49 лет 82.9 52.9 59.0 66.0 49.9 38.0 34.1 33.7 37.7
 

*Источники:  Демографический ежегодник России, 1999. С.156; 2002. С.134; 2007. С.127. 

В первой половине 1990-х такие рождения являлись, вероятно, результатом увеличения сексуальной  активности подростков в результате либерализации сексуальной морали21, с одной стороны, и недостатком знаний подростков в области контрацепции, с другой.

      В опубликованной статистике коэффициент  суммарной рождаемости в группе 15 – 17 лет стал выделяться только с 1996г., а абсолютное число рождений в этой группе -  2005 г. Потому проследить тенденции сложно. Следует подчеркнуть, что именно для возрастной группы 15 – 17 лет характерен самый высокий  уровень внебрачной рождаемости  – более 70% всех рождений в Москве, меньшая часть которых оформляется  «по своему заявлению» матери и отца ребенка22. Браки почти всегда оформляются уже в течении беременности.

      Еще несколько десятилетий лет назад  считалось, что внебрачная рождаемость, в том числе несовершеннолетних, чаще всего встречается в среде  «рабочих и неквалифицированных  служащих»23. Матерями становятся в ином возрасте и девушки из образованных, обеспеченных и социально благополучных семей, большинство опрошенных к моменту беременности проживали с обоими родителями. В период рождения ребенка 3 девушки учились в 9 классе (но только одна из них получила аттестат), 28 – окончили 9 классов и иногда подрабатывали, 9 учились в училище, 3 – в техникуме, остальные – в 10-11 классах школы.

      Принятие  решения о рождении ребенка –  одна из сложнейших проблем. И аборт, и рождение ребенка практически  равно не желательны и в медицинском, и в психологическом, и в социальном отношении. Согласно ст.62 Семейного  кодекса РФ, несовершеннолетние родители «вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими  возраста шестнадцати лет». Несовершеннолетние «имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих  детей в судебном порядке».  Причем, в соответствии о ст.32 Гражданского процессуального кодекса РФ, подростки  вправе лично защищать свои права  в суде. Привлечение к участию  в таких делах родителей несовершеннолетних истцов для оказания им помощи осуществляется по усмотрению суда.

      Поскольку орошенные девушки проживали  в семьях, практически все родители были осведомлены о предстоящем  рождении ребенка. Только две девушки  не поставили матерей в известность. Одна до и после рождения ребенка  жила у бабушки в другом городе, другая училась в училище и  жила в общежитии, а на момент опроса находилась в семье подруги, мать которой уговорила девушку не отказываться от ребенка.

Можно выделить три основных варианта развития событий после наступления беременности (которая не планировалась специально ни одной из девушек). Совместное решение  девочки и ее семьи оставить ребенка  принимается вскоре после того, как  наступила беременность, т.е. решение  рожать является альтернативой потенциальному аборту. Отделить мотивацию девушки  от решения ее родителей довольно сложно. Девушки часто заранее  предполагают, какой будет реакция  родителей, и ставят их в известность  в случае возможной положительной  или, по крайней мере, нейтральной  реакции. Иногда у будущих бабушек  есть для этого особые мотивы. Так, в одном из случаев перед тем, как дочь забеременела, ее мать потеряла старшего сына. Рождение внука для  нее было своего рода спасением, и  все заботы о ребенке она взяла  на себя. В другом случае мать не могла  родить ребенка от нового мужа и  была вполне готова разделить заботы о внуке. В случае кризиса собственного супружества, развода с мужем  рождение внука (внучки) также восполняет недостаток привычной заботы. Другой вариант: девушка ставить родителей  в известность о беременности после того, как узнает от врача, что аборт нежелателен по медицинским  соображениям, или когда сама принимает  твердое решение рожать. Некоторые  из них уже делали аборты и в  результате получили заболевания, создающие  риск бесплодия. Но поставить родителей  в известность, еще не значит получить их одобрение. Матери упрекают дочерей, иногда пытаются заставить сделать аборт. Третий вариант: родители сама узнают о беременности дочери, когда аборт делать уже поздно.

      При своей разнородности ситуаций, в  которых находились девушки, можно  утверждать, что основным источником благополучной адаптации юных матерей  являются родительские семьи, реакция  их матерей. Относительно благополучные  отношения с родителями были более  чем у двух третей опрошенных. Большинство  проживали с родителями без мужа. «Бабушки - матери» фактически принимали  на себя основную ответственность за обоих детей. Многие матери следят за течением беременности и стараются  изначально «организовать» роды через  знакомых. Они же помогают решать вопросы  со школой и дальнейшим обучением. Даже в ситуации невысокого материального  достатка, но хороших взаимоотношений, здоровой обстановки в семье ситуация преодолима. Бабушка принимает ребенка, привыкает к нему и берет на себя необходимые обязанности. Молодая  мама находит работу, обычно неквалифицированную, но удобную по времени и графику, и обе они справляются с  ситуацией. Иногда помогают другие родственники, например, старшие братья. В тех  семьях, где работает только молодой  дедушка и обеспечивает семью, внуком почти полностью занимается бабушка, а молодая мама имеет возможность  продолжать образование.

     Проживание  в родительской семье становится проблемным в ситуации социального  неблагополучия: пьянства, вынужденной  или «сознательной» бедности, низкого  культурного уровня родителей. Конфликты  и постоянные упреки ставят юную мать и ее ребенка на грань выживания. Отношения в родительских семьях, по крайней мере, в трети семей  можно квалифицировать как крайне напряженные. Обычно конфликты с  родителями часты еще до беременности, а рождение ребенка лишь обостряет  их. Некоторые девушки уходили  от родителей, бродяжничали, а к родителям  возвращались только потому, что решили рожать и не отказываться от ребенка. В этих случаях юные матери практически  голодали, им помогали подруги, иногда соседи, но не отец ребенка. Другие родители легко реагировали на появление  внуков, но также ничем практически  не помогали, не принимали никакой  ответственности за них, так же как, впрочем, и за собственных детей. И такая установка транслируется  из поколения в поколение. По некоторым  высказываниям девушек можно  понять, что их дети лишены элементарного  ухода и внимания. Именно эта категория  юных матерей нуждается в специальных  программах помощи – психологической, юридической, получении элементарных практических умений для трудоустройства, образования, а в идеале – и  во временных приютах. Без поддержки  родительской семьи они находятся  практически за гранью выживания: у  них нет элементарных жилищных условий, нечего есть, нет денег на удовлетворения каждодневных потребностей ребенка. И  все это на фоне сильной депрессии  после ухода партнера еще во время  беременности или после рождения ребенка.

     Возможности продолжения образования фактически зависят от материальной обеспеченности родительской семьи или супруга. Только одна девушка пожаловалась, что учителя дали понять, что продолжение  учебы в школе нежелательно. Большинство  сами стеснялись приходить в школу. Родители либо оплачивали экстернат, либо девушки продолжали обучение спустя год после рождения ребенка.

     Пособие на ребенка получали единицы. Девушки  же из совсем бедных семей в большинстве  случаев просто не знали, как и  где надо оформить это пособие.  Да и сумма пособия не могла  повлиять на их материальное благополучие. В период интервьюирования в 2002 г. проблема задержки выплаты этого федерального пособия была урегулирована практически  во всех регионах, но размер его не увеличился. Пособие по уходу за ребенком не получал никто – так как  до его рождения ни одна из матерей  не работала. Никто из родственников (не позволяет закон) не оформлял отпуск по уходу за ребенком.

Информация о работе Родители и подростки: адаптация к меняющемуся обществу