Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:02, контрольная работа
Предмет исследования-процессы реализация молодежной политики на региональном уровне.
Цель исследования-разработать рекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.
Теоретико-методологическую базу исследования составил структурно-функциональный подход, благодаря которому в ходе исследования выявили функции, составляющие структуру молодежной политики, а также системный подход. Основными методами реализации данной проблеме является обеспечение максимальную возможность различных технологий. Эмпирической базой исследования выступили нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблем молодежной политики .Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоритические основы изучения государственной молодёжной
политики 5
2. Практика реализации региональной молодёжной политики 12
3. Совершенствование процессов реализации молодёжной политики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоритические основы изучения государственной молодёжной
политики 5
2. Практика реализации региональной молодёжной политики 12
3. Совершенствование процессов реализации молодёжной политики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: вопросы формирования и реализации молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества. У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайно актуализируют проблему молодежной политики. Молодежь - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социально-политического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах
4
предопределило современную
региональную молодежную политику, реализацию
программ и мероприятий обращенных
к молодому поколению того или
иного региона. Между тем, проведение
эффективной молодежной политики в
регионе невозможно без фундаментальной
теоретической базы и методологических
оснований, которые в настоящий
момент только складываются и находятся
в стадии разработки. Необходимость
исследования конституционно-правовых
основ государственной
Предмет исследования-процессы
Цель исследования-разработать рекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.
Теоретико-методологическую
1. Теоритические основы государственной молодёжной политики
Определение «молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В «Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности». Данное понятие включает в себя сложно структурированную многофункциональную систему с конкретно-историческим содержанием.
Молодежная политика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50-60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций.
Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х - начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
В данной области это был
первый нормативный акт, не только заложивший
фундамент для дальнейшего
происходящими в Российском обществе, но и мировой тенденцией «переосмысления роли государства в жизни общества и эффективной социализации молодежи как важного фактора будущего общества».
Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством
6
государственной и общественной
поддержки инновационной
а) в широком смысле - дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;
б) в узком смысле - только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежная политика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда она реально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие». «Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи». В молодежной политике эта категории, предполагающие взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны. Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный
7
порядок как нечто само
собой разумеющееся и не обладает
закрепленными законом
молодежной политики также отличается неоднозначностью. В теоретическом плане здесь следует выделить две составляющие. В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в
общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи. Региональная молодежная политика является структурным элементам политики в целом .Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические.
Целеориентирующая функция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем «обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самой молодежи.
Особую роль в региональной молодежной политике играют разграничительная и интегративная функции.
Первая (разграничительная) связана с проведением в жизнь общества и государства интересов молодежи как особой социально-демографической группы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению.
Вторая предполагает слияние
различных социальных групп молодежи
и их интересов с целью обеспечения
устойчивости, равновесия и целостности
общества, предотвращение и регулирование
процессов социальной дифференциации
в их среде, а также взаимодействие
и скоординированность
политики осуществляет законодательную,
концептуально-деятельную,
организационно-институциональн
9
общества; на обеспечение
информирования общественности о работе
государственных органов и
Особое значение имеет организационно-технологическая функция, так как она учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона. В результате региональных исследований социального положения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, но и технологии их реализации. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются сохранно-воспроизводственная и развивающеадаптивная функции региональной молодежной политики. Реализация этих функций осуществляется через социализацию и воспитание, подразумевающее воспроизводство граждан как субъектов социального и политического
порядка; культуру как систему сохранения, воспроизводства, создания, трансляции и развития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данного региона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования и развития политических институтов в области молодежной политики; социальный контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данного региона для поддержания нормативно-организационного порядка в политических структурах; подготовку будущих кадров для решения комплекса проблем, связанных с подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, с формированием органов государственной и региональной власти. Стратегическими функциями является идеологическая, инновационная и человекотворческая функции. Идеологическая функция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы. Данная функция в современных условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается с процессом морально-нравственного становления современной молодежи. Инновационная функция, свойственная
10
молодежной политике в целом и региональной молодежной политике в частности, предполагает не только формирование и реализацию молодым
поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но и преемственность, смысл которой заключается в отсутствии зависимости стратегически-целевых констант рассматриваемой политики от организационных перемен в управлении государством, сменой политических лидеров и должностных лиц федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет. Молодежная политика именно регионального уровня должна выполнять главную функцию всей молодежной политики, которую А.П. Скробов определил как человекотворческую, «позволяя личности молодого человека конструировать себя как самостоятельный социально активный субъект,
Информация о работе Реализация молодежной политики на региональном уровне