Реализация молодежной политики на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования-процессы реализация молодежной политики на региональном уровне.
Цель исследования-разработать рекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.
Теоретико-методологическую базу исследования составил структурно-функциональный подход, благодаря которому в ходе исследования выявили функции, составляющие структуру молодежной политики, а также системный подход. Основными методами реализации данной проблеме является обеспечение максимальную возможность различных технологий. Эмпирической базой исследования выступили нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблем молодежной политики .Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоритические основы изучения государственной молодёжной
политики 5
2. Практика реализации региональной молодёжной политики 12
3. Совершенствование процессов реализации молодёжной политики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

контрольная сгму.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ     3

1. Теоритические  основы  изучения  государственной  молодёжной 

политики             5

2. Практика реализации региональной молодёжной политики 12

3. Совершенствование процессов реализации молодёжной политики 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: вопросы формирования и реализации молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества. У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайно актуализируют проблему молодежной политики. Молодежь - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социально-политического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах

4

предопределило современную  региональную молодежную политику, реализацию программ и мероприятий обращенных к молодому поколению того или  иного региона. Между тем, проведение эффективной молодежной политики в  регионе невозможно без фундаментальной  теоретической базы и методологических оснований, которые в настоящий  момент только складываются и находятся  в стадии разработки. Необходимость  исследования конституционно-правовых основ государственной молодежной политики объясняется тем, что в  Конституции РФ прямо не определены права молодежи, а они вытекают из общих прав человека и гражданина .Более того, впервые в РФ термин «молодежь» был определен в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а лица в возрасте от 14 до 30 лет отнесены к числу молодежи Постановлением Верховного Совета РФ в 1993 году в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Предмет исследования-процессы реализация молодежной политики на региональном уровне.

Цель исследования-разработать рекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.

Теоретико-методологическую базу исследования составил структурно-функциональный подход, благодаря которому в ходе исследования выявили функции, составляющие структуру молодежной политики, а также системный подход. Основными методами реализации данной проблеме является обеспечение максимальную возможность различных технологий. Эмпирической базой исследования выступили нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблем молодежной политики .Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список литературы.

                                                 5

1. Теоритические основы государственной молодёжной политики

      Определение «молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В «Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности». Данное понятие включает в себя сложно структурированную многофункциональную систему с конкретно-историческим содержанием.

Молодежная политика как  целенаправленная деятельность государства  и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50-60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций.

Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х - начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

В данной области это был  первый нормативный акт, не только заложивший фундамент для дальнейшего выстраивания этой системы, но и обозначивший государственную  молодежную политику как государственную  деятельность с привлечением негосударственных субъектов. Это было обусловлено не только переходными процессами,

происходящими в Российском обществе, но и мировой тенденцией «переосмысления роли государства в жизни общества и эффективной социализации молодежи как важного фактора будущего общества».

          Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством

6

государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации». Таким образом, можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего объектом молодежной политики являются :

а) в широком смысле - дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;

б) в узком смысле - только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежная политика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда она реально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие». «Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи». В молодежной политике эта категории, предполагающие взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны. Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный

7

порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает  необходимость политической социализации молодежи. Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. Для эффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой и обратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичной структурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте. Понятие «молодежной политики» представляется сложной, многослойной системой субъектно-объектных отношений. В связи с этим само определение региональной

молодежной политики также отличается неоднозначностью. В теоретическом плане здесь следует выделить две составляющие. В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в

общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи. Региональная молодежная политика является структурным элементам политики в целом .Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические.

Целеориентирующая функция  призвана определять и разрабатывать  цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем «обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самой молодежи.

                                                               8

Особую роль в региональной молодежной политике играют разграничительная  и интегративная функции.

Первая (разграничительная) связана с проведением в жизнь  общества и государства интересов  молодежи как особой социально-демографической группы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению.

Вторая предполагает слияние  различных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения  устойчивости, равновесия и целостности  общества, предотвращение и регулирование  процессов социальной дифференциации в их среде, а также взаимодействие и скоординированность деятельности всех субъектов региональной молодежной политики. С одной стороны, общественная составляющая характеризуется наличием представительной, инициативно-инновационной, совещательной и защитной функциями. С другой стороны, государство в лицо своих региональных органов в области молодежной

политики осуществляет законодательную, концептуально-деятельную, организационно-институциональную и стимулирующую функции. При этом государство и общественные организации уже сегодня являются полноценными партнерами в реализации молодежной политики на региональном уровне, в координации усилий по созданию условий для полноценного развития молодого поколения. Имидж-функция направлена на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на сохранение и изменение государственной структуры и организации в данной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны самой молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны других социальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизни

 

9

общества; на обеспечение  информирования общественности о работе государственных органов и общественных организаций в этой сфере.

Особое значение имеет  организационно-технологическая функция, так как она учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона. В результате региональных исследований социального положения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, но и технологии их реализации. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются сохранно-воспроизводственная и развивающеадаптивная функции региональной молодежной политики. Реализация этих функций осуществляется через социализацию и воспитание, подразумевающее воспроизводство граждан как субъектов социального и политического

порядка; культуру как систему  сохранения, воспроизводства, создания, трансляции и развития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данного региона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования и развития политических институтов в области молодежной политики; социальный контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данного региона для поддержания нормативно-организационного порядка в политических структурах; подготовку будущих кадров для решения комплекса проблем, связанных с подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, с формированием органов государственной и региональной власти. Стратегическими функциями является идеологическая, инновационная и человекотворческая функции. Идеологическая функция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы. Данная функция в современных условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается с процессом морально-нравственного становления современной молодежи. Инновационная функция, свойственная

10

молодежной политике в  целом и региональной молодежной политике в частности, предполагает не только формирование и реализацию молодым 

поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но и преемственность, смысл которой  заключается в отсутствии зависимости  стратегически-целевых констант рассматриваемой политики от организационных перемен в управлении государством, сменой политических лидеров и должностных лиц федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет. Молодежная политика именно регионального уровня должна выполнять главную функцию всей молодежной политики, которую А.П. Скробов определил как человекотворческую, «позволяя личности молодого человека конструировать себя как самостоятельный социально активный субъект,

Информация о работе Реализация молодежной политики на региональном уровне