Реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

цель исследования - изучить организацию социальной работы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями на основе нормативно – правовой базы. Исходя, из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические и правовые аспекты социальной реабилитации;
2. Выяснит содержание и принципы социальной реабилитации данной группы лиц;
3. Выделить основы государственной политики по социальной поддержке людей с ограниченными возможностями;
4. Изучить нормативно – правовые аспекты социальной реабилитации инвалидов в РФ;
5. Проанализировать основные направления социальной реабилитации в муниципальном учреждении «Отрада».
6. Объектом исследования является: социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями в соответствии с нормативно- правовой базой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями…………………………………………………6
1. . Исторические и правовые аспекты социальной реабилитации…………...6
1.2. Понятие, содержание и принципы социальной реабилитации……………9
1.3. Понятие инвалидности. Причины и группы инвалидности………...........12
1.4. Концептуальные основы государственной политики по социальной поддержке людей с ограниченными возможностями….……………………...16
Глава 2. Организация социальной реабилитации инвалидов в учреждениях стационарного обслуживания…………………………………………………21
2.1. Развитие учреждений и предприятий, обеспечивающих социальную реабилитацию инвалидов……………………………………………………….21
2. Анализ исполнения закона РФ “о социальной защите инвалидов в Российской Федерации”…………………………………………………...27
3. Основные направления работы социальной реабилитации в Муниципальном учреждении «Отрада»………………………………….34
4. Участие инвалидов в культурной жизни общества……………………...49
Заключение……………………………………………………………………...51
Список литературы……………………………………………………………...
Приложение……………………………………………………………………..57

Работа содержит 1 файл

диплом реаб детей с огр возм.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Титул лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями…………………………………………………6

    1. . Исторические и правовые аспекты социальной реабилитации…………...6

    1.2. Понятие, содержание и принципы социальной реабилитации……………9

1.3. Понятие  инвалидности. Причины и группы  инвалидности………...........12

1.4. Концептуальные  основы государственной политики  по социальной поддержке людей  с ограниченными возможностями….……………………...16 

Глава 2. Организация социальной реабилитации инвалидов в учреждениях стационарного  обслуживания…………………………………………………21

2.1. Развитие  учреждений и предприятий, обеспечивающих  социальную реабилитацию инвалидов……………………………………………………….21

    1. Анализ исполнения закона РФ “о социальной защите инвалидов в Российской Федерации”…………………………………………………...27
    2. Основные направления работы социальной реабилитации в Муниципальном учреждении «Отрада»………………………………….34
    3. Участие инвалидов в культурной жизни общества……………………...49

Заключение……………………………………………………………………...51

Список  литературы……………………………………………………………...

Приложение……………………………………………………………………..57 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа инвалидов. В России частота инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

     Ежегодно  в стране рождается около 30 тысяч  детей с врожденными наследственными  заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

     Согласно  Декларации ООН о правах инвалидов (1975г. «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

     Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

     Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, которая приводит к социальной дизадаптации и обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

     Выше  сказанное подтверждается результатами опроса общественного мнения, проведенного в 2005 году в г. Нижневартовске, который показал, что в большей степени инвалида интересуют проблемы общения с окружающим миром и решение собственных психологических проблем, а так же желание быть полезным обществу.

     Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

     Сущность  социальной реабилитации состоит в  том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

По данным Управления социальной защиты населения  г. Нижневартовска процент полной реабилитации за период 2000 -2005 гг. имеет тенденцию к снижению.

      В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Все это  подтверждает актуальность выбранной  нами темы.

      Таким образом, цель исследования - изучить организацию социальной работы по реабилитации лиц с ограниченными возможностями на основе нормативно – правовой базы. Исходя, из  поставленной цели  вытекают следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть исторические и правовые аспекты социальной реабилитации;
  2. Выяснит содержание и принципы социальной реабилитации данной группы лиц;
  3. Выделить основы государственной политики по социальной поддержке людей с ограниченными возможностями;
  4. Изучить нормативно – правовые аспекты социальной реабилитации инвалидов в РФ;
  5. Проанализировать основные направления социальной реабилитации в муниципальном учреждении «Отрада».
  6.  Объектом исследования является: социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями в соответствии с нормативно- правовой базой.

          Предмет исследования: организация социальной реабилитации инвалидов города Нижневартовска. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические аспекты социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. 

1.1. Исторические и  правовые аспекты  социальной реабилитации. 

      Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными  возможностями, распространённая до середины 20 в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце 19 – начале 20вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В её основе лежала идея о социальной полезности человека. Лицо с ограниченными возможностями не исключался из этого правила – ему надлежало также быть полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечить собственное существование. В этом контексте ценность социальной реабилитации виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, подстраивало под свои правила  и законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

      Будучи  вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, идея о социальной полезности была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США. Уже после Первой мировой войны становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом развитии. В ряде стран были приняты законы о принудительной стерилизации лиц, являющихся носителями опасных или нежелательных для общества дефектов развития (США, Канада, Дания,  Швейцария ). Позднее в Германии национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей.

      В советское довоенное время социальная реабилитация инвалидов рассматривалась  в рамках специальной педагогики (дефектологии) как воспитание полезных членов общества и удачно соединялась  с концептуальными основаниями советской идеологии о воспитании социально-полезных и активных строителей социализма и коммунизма.

      В послевоенный период зарубежной жизни  и мирового общественного развития (вторая половина ХХ столетия) характеризуется  подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрания прав и свобод человека в период Второй Мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой он может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества - самого человека – его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера («Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 г.; Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г.; Декларация о  правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.)

      Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в условиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, в независимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно-полезном труде или нет. Под независимостью жизни понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле.

      Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями  предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, помочь людям бороться с недугом, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видов социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей».

     Уровень цивилизации общества во многом оценивается  его отношением к людям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии лиц с ограниченными  возможностями, воспитания, обучения, его социально- трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач любого государства.

      Одним из приоритетов современной социальной политики нашего

Государства является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация. Что законодательно подтверждено Указом Президента Российской Федерации «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» № 1156 от 2 октября 1992 г.

 

    1.2 Понятие, содержание  и принципы социальной  реабилитации. 

   Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто  медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам — взрослым или детям — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.

   Социальная  реабилитация лиц с ограниченными  возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных  систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Информация о работе Реабилитация детей с ограниченными возможностями