Развитие социологических теорий во взглядах Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:12, доклад

Описание работы

Герберт Спенсер — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Работа содержит 1 файл

Теория развития социолгии.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

осмысленный характер;

ориентация на ожидаемую реакцию  других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение  — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним  субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых  формируются социальные отношения  и институты.

Результат понимания по Веберу —  гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального  действия в порядке убывания их осмысленности  и осмысляемости:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого  действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан  последним покидает тонущий корабль);

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся  такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением  об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный  тип по Веберу фиксирует «культурный  смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической  гипотезой, способной упорядочивать  многообразие исторического материала  без привязки к некоторой заранее  заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер  различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в  строгом смысле и проблему соотношений  познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные  факты и их оценку с мировоззренческих  позиций исследователя. Во втором —  речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты  позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

 

В своей работе «Протестантская  этика и дух капитализма» Вебер  пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с  социологией религии, в частности  протестантизма. Он усматривает связь  между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической  экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность  католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между  протестантским акцентом на мирском  служении и идеалом капиталистической  рациональности позволили Веберу связать  Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение  специфических для капитализма  форм поведения в быту и хозяйственной  жизни. Минимизация догматики и  ритуала, рационализация жизни в  протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый  доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором  мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная  система является продуктом реформации»[8].

Социология власти

В социологии власти Вебер также  следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации  власти (господства):

рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

традиционный, основанный на вере в  святость традиций и право властвовать  тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется  веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее  влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.


Информация о работе Развитие социологических теорий во взглядах Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера