Развитие социологических теорий во взглядах Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:12, доклад

Описание работы

Герберт Спенсер — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Работа содержит 1 файл

Теория развития социолгии.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  по социологии

на  тему:

 

 

 

Развитие  социологических теорий во взглядах Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Герберт Спенсер — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

Биография

Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора  в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Воззрения

Во взглядах Спенсера соединились  эволюционизм, принцип невмешательства  и концепция философии как  обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования  и нежелание изучать труды  предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех  источников, с которыми ему случилось  познакомиться.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные  начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером  в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology, 2 vol., 1864—1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology, в одном томе — 1855, в 2-х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876—1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics, 2 vol., 1892—1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в  том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции  о космической силе эволюции Спенсер  считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен  делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого  человека.

Социальная эволюция является процессом  возрастающей «индивидуализации». В  «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903.

Выступал против революций и  резко отрицательно относился к  социалистическим идеям. Считал, что  человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования  для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования  вредной.

Концепция социальных институтов

Социальные институты — это  механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение  асоциального по природе человека в  социальное существо, способное к  совместным действиям.

Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.

Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение  людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.

Политические — появление связано  с переносом внутригрупповых  конфликтов на сферу конфликтов между  группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и  войны (потребность обороны или  завоевания больше всего сплачивают общество).

Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.

Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют  группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного  производства, возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.

Общество

Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм).

Общество — агрегат (совокупность) индивидов (индивиды — клетки, физиологические  единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

поддерживающая — производство необходимых продуктов

дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального  организма)

регулятивная (государство) — организация  частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества — военные  конфликты и истребление или  порабощение побежденного победителем; централизованный контроль. Государство  вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды. Правительственное вмешательство  не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Промышленный тип — промышленная конкуренция, где побеждает самый  сильный в области интеллектуальных и моральных качеств. Борьба в  таком обществе — благо для  всего общества, так как в результате растёт интеллектуальный и моральный  уровень общества в целом; политическая свобода, мирная деятельность.

 

Наихудший тип — выживание и  процветание слабейших, то есть людей  с низшими интеллектуально-моральными качествами, что приведёт к деградации всего общества.

Социальная эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба  за существование», «выживание сильнейшего».

Правительство не должно вмешиваться  в естественные процессы, протекающие  в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» — вымирать; только сильные смогут адаптироваться и достигать всё более высоких  уровней исторического развития.

Государственное принудительное перераспределение  социальных благ должно стать частным  делом, задача которого — «смягчать  несправедливости природы».

Социализм и коммунизм — невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность. «Все попытки ускорить прогресс человечества с помощью административных мер ведут лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (то есть военному) типу общества — пятятся назад, желая идти вперед».

Такая постановка вопроса допускает  признание объективного развития общественных явлений, но она ведет к их биологизации, к защите эксплуатации и угнетения как якобы естественных явлений. Распространение на общества принципа «борьбы за существование» создает основу для одного из одиозных течений социологии, так называемого социального дарвинизма.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

безопасность личности,

свободное передвижение,

свобода совести,

свобода речи,

свобода печати и др.

Спенсер защищал «право каждого  человека заниматься своими делами как  ему угодно, каковы бы ни были его  занятия, лишь бы они не нарушали свободы  других». Политические права — нужны  для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли  угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер  был против предоставления политических прав женщинам.

 

Особой популярностью его работы пользовались в США, где издавались рекордными для своего времени тиражами- 200000 экземпляров. Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер выводил  методом дедукции.

К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих  предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер  характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение  вещей.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в  социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное  мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой  концепции - понятие эволюции, которое  он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого  общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может  стать наукой только тогда, когда  признает идею природного эволюционного  закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы 

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным  процессом в истории человеческого  общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие  для нестабильности. Т.е. процесс  развития отягощается особенностями  самой социальной жизни. В процессе  развития общества происходит  резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению  неравенства. 

3) Люди, занимающие одинаковое положение,  как правило, стремятся к объединению,  поскольку общество начинает  делиться на фракции. 

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному  однообразию невозможно. Благодаря  дифференциации, человеческая история  проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное  значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию  общества. В ней противоположные  типы общества представляют собой некие  идеальные типы, характеризующие  стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Определение предмета социологии у  Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального определения  науки. Он видел социологическую  науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы.

Информация о работе Развитие социологических теорий во взглядах Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера