Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:12, доклад
Герберт Спенсер — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Главная цель- установление законов развития науки.
Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.
Однако Спенсер видел и
Основание социальной науки Спенсера
строилось на огромном этнографическом
материале, исследованиях доиндустриальных
обществ. Спенсер рассматривал эволюцию
семьи, промышленности, политических,
экономических институтов. Таким
образом, материал, который использовал
Спенсер для доказательства своих
идей, был очень обширен и серьезен.
Эти материалы связаны с
Эмиль Дюркгейм
Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли
в основу очень многих положений
современной социологии, в частности
в концепцию структурно-
Дюркгейм – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. Проблемы метода в научных исследованиях, совершенствовании технических средств сбора информации, получили основание в работах «Метод в социологии» и «Самоубийство».
С его именем связана институционализация социологии.
Интеллектуальные истоки в формировании мировоззрения Э. Дюркгейма.
Предшественниками Дюркгейма были Декарт, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо.
Дюркгейм был убежденным рационалистом. Это соответствовало духу научных традиций французской научной школы, восходившим еще к Декарту. Так, работа «Правила социологического метода», являющаяся манифестом дюркгеймовской социологии, созвучна во многом с трудом Декарта «Рассуждения о методе».
У обоих трудов одна цель – найти рациональные принципы и приемы, которые позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.
Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.
Непосредственные
Конт по Дюркгейму – отец социологии.
Дюркгейм подчеркивал преемственность
и связь своих идей с его
теорией. Дюркгейм руководствовался тем
же идеалом позитивной социологии,
что и Конт. Тоже считал, что нет
разницы между познанием
Также Дюркгейм рассматривал естественные
науки как образец для
Однако Дюркгейм далеко не все разделял в воззрениях Конта. Скептически относился к закону трех стадий. Конт провозгласил отказ от причинного объяснения событий. Он ориентировал принципы познания не на вопросе «почему это происходит?», в отличие от Дюркгейма.
Хотя социология Дюркгейма была
направлена против биологической интерпретации,
тем не менее, он испытывал влияние
Герберта Спенсера (органическое направление).
Многие концепции Дюркгейма
На Дюркгейма оказали большое влияние и идеи Карла Маркса. Дело в том, что в то время марксизм был чрезвычайно популярен, и все мало-мальски заметные мыслители считали своим долгом выступить с критикой марксизма. Дюркгейм тоже обратился к нему. Он отрицал влияние Маркса и интерпретировал его идеи в духе экономического рационализма. Дюркгейм считал, что идея экономического детерминизма никак не связана с социалистическим движением. По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. Социализм может быть объектом научного анализа, но сам не является научной теорией.
Дюркгейм проявлял интерес к социализму, изучал его теорию, был дружен с Ж.Ж.Жоресом, крупнейшим французским социалистом.
В 1895 году, будучи профессором университета г. Бордо, прочитал курс лекций о социализме.
Долгое время его концепция социализма была важной частью политического сознания левых кругов интеллигенции.
Таким образом, Дюркгейм - социалист, но не марксист. Противодействовал марксистской интерпретации социализма. Дюркгейм не принимал в марксизме:
1) Не верил в плодотворность насильственных мер в решении социальных проблем.
2) И, следовательно, отказывался
рассматривать классовую
Дюркгейм считал, что конфликты между рабочими и предпринимателями есть плохой организации производства и социальных проблем в обществе, но не более того.
Для Дюркгейма проблема не сколько экономическая, сколько моральная. Социализм представлялся ему как лучшая основа жизни, где индивид интегрирован полностью в общество.
Также считал, что корпорации должны взять на себя моральные и социальные функции.
Дюркгейм испытывал влияние идей Э.Канта, которые легли в основу его моральной концепции.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Дюркгейм пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».
Дюркгейм – один из первых исследователей,
который на теоретическом и
1) Социальные факты следует
2) Отличительный признак
Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:
1) Социальная морфология. Она исследует
материальную основу общества (его
форму, структуру), географическую
основу жизни, народонаселение,
2) Социальная физиология. Она исследует
жизненные проявления общества.
Охватывает ряд частных
3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.
Социальные факты всеобщи. Т. к. носят коллективный характер В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.
Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».
В этом понятии следует различать 2 аспекта:
1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).
Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.
1) По Дюркгейму, социальная
2) Общество – реальность особого
рода, не сводится к другим
ее видам. Речь в данном
Макс Вебер - немецкий социолог, историк, экономист.
Образование
В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета[2]. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом[3]. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю[3]. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права[2][4][4]. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом[4][5]. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство[6].
Работа
В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.
В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.
В 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года — в Гейдельбергском, с 1919 года — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».
Научная деятельность
На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).
Вебер внёс существенный вклад в
такие области социального
Понимающая социология. Теория социального действия
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Все научные категории — только
конструкции нашего мышления. «Общество»,
«государство», «институт» — это
просто слова, поэтому им не следует
приписывать онтологических характеристик.
Единственно реальным фактом общественной
жизни является социальное действие.
Всякое общество представляет собой
совокупный продукт взаимодействия
конкретных индивидов. Социальное действие
— атом общественной жизни, и именно
на него должен быть направлен взгляд
социолога. Действия субъектов рассматриваются
как мотивированные, имеющие смысл
и ориентацию на других, эти действия
можно анализировать с помощью
расшифровки смыслов и