Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1 Густав Лебон………………………………………………………………..3
1.2 Эра толпы…………………………………………………………………...5
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2 Литературные произведения……………………………………………..17
2.3. Возникновение казачества……………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………
После крещения Руси в 988 г. у русичей усиливается интерес к философии, социально политическим учениям. Христианская философия вызвала и оживленный интерес к познанию мира, стремление раскрыть, познать процессы исторического развития, формирование государственности, осознание места и роли человека в исторических процессах. Функцию социально-политической мысли в Киевской Руси христианская философия осуществляла ограниченно. Колоссальный переворот, вызванный христианством, в мировоззрении длится подсознательно, проявляется преимущественно в сфере внешних форм жизни и охватывает в психике человека лишь сферу религиозных верований.
В
ХІ-ХІІ ст. в Киевской Руси состоялось
формирование феодального общества
и, конечно, стали развиваться государство
и право, политические взгляды, наука,
литература, философия, и т.п. Чрезвычайно
важную роль в этом процессе, как
и во всей жизни, и сыгрывало христианство,
которое оказывало содействие развитию
духовной жизни, экономических и
культурных связей Киевской Движении
с Византией и другими
2.2 Литературные произведения
В
Х-ХІІ ст. появляются первые литературные
произведения: “слова”, “поучения”,
“проповеди”, а также “патерики”,
“жития святых”, которые составлялись
для распространения
Одним из древнейших документов российско-украинской письменности, в котором делались попытки обосновать идеи и расположения духа люда, было дидактико-теологическое произведение первого киевского митрополита Иллариона “Слово о законе и благодати” (ХІ ст.), в котором опровергались утверждение о существовании в мире определенного “богоизбранного народа”, отбрасывались идеи “всепоглощающей” империи церкви, восхваляется Великий князь Володимир и прославляется крещение Украины.
Социологическими
и общественно-политическими
Талантливым писателем того периода был князь Владимир Мономах, который оставил потомкам один из виднейших произведений - “Поучение своим детям ” (ХІІ ст.). Мономах предостерегал своих сыновей-князей не только не совершать самим, а и запрещать другим осуществлять беззаконие. Он учил, что князь должен быть для своих подчиненных не только справедливым, согласно закону, а и гуманным, милосердным.
Важное
значение для познания социальной жизни
в Древней Украине имеет
С
упадком политического значения
Киевского государства
Исключительное значение для протосоциологии имеет составленная на основе норм украинской жизни правая законодательная памятка “Русская правда” Ярослава Мудрого. Это сборник законов князя Ярослава и его последователей, который лег в основу Литовских уставов и законодательств по гетманские времена.
Монголо-татарское нашествие в середине ХІІ ст. и 150- летнее последующее господство Золотой орды привели к упадку социально-экономической, политической и культурной жизни в Украине.
В
1387 году прекращается государственное
существование Галицко-
2.3 Возникновение казачества
Все ХV и следующее столетие преисполненные трудной и неравной борьбой украинского народа. Ни литовское, ни польское правительство, которое контролировало значительную территорию Украины, не были в возможности организовать оборону украинских земель от татарского порабощения. Это вынужденные были делать сами люди, которые, и привело к возникновению казачества, которое стало оплотом обороны Украины от татар, а также против колониального гнета польской шляхты в Украине, насильственной полонизации.
В
последнюю четверть ХVI и в первой
половине XVII ст. появлялось немало научно-теологических
трактатов и историко-
В плеяде полемистов выделялся автор “Апокрисиса”, который выступал под псевдонимом Христофор Филарет - человек светский, мелкий шляхтич. В “Апокрисисе” (1597 г. в религиозной форме отстаивается идея равенства людей независимо от места и положения в жизни, соблюдение монархом прав и свобод народа, общественного договора и естественных прав. Филарет стал на защиту широких слоев народа в их борьбе против социально-экономического и национально-религиозного гнета.
Мыслитель
обращал внимание короля и сенаторов
как представителей государственной
власти на то, что нарушение ими
прав и свобод подданных, злоупотребление
властью, небрежение закона подрывает
государство, беззаконие и своеволие
неизбежно порождают
Отстаивая идеи рационализма и гуманизма, Филалет защищал признанное протестантским вероучением право светских людей (не представителей власти) принимать участие в церковных делах, которое ограничивало власть церковников. Светские люди, подчеркивал он, имеют полное право вместе с духовный отцами принимать участие как в выборе власти, так и в лишении их духовного сана, ставя в пример константинопольского и патриарха Еремия. Эти идеи, направленные против религиозного социального угнетения, имели большое значение для развития социально-политической мысли, усиление противодействия народа духовным, политическим и экономическим притеснениям. Они стали важным взносом в либеральные традиции украинского народа.
Исходя из вышесказанного, главной идеей социальной мысли времен Киевской Руси – это свободы. Даная идея порождена бытом украинского народа.
Социально-политические
идеи и мысли высказывались
Заключение
Социологическая мысль в Украине впитывает такие мысли, теоретические обобщения и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям отечественной протосоциологии. Среди них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, - единством универсального и национального.
Универсальное,
общенаучное проявлялось в
Большое значение для развития просвещения и социального знания в Украине имели реформы церкви и образования, проведенные Петром Могилой, которые способствовали подготовке нового слоя светских и церковных деятелей, расширению базы дальнейшего развития просвещения и гуманизма. Созданная Киевская Коллегия дала целую плеяду выдающихся общественных, церковных деятелей и ученых для Украины и других славянских стран.
1. Густав Лебон «Психология народов и масс» 1895г.
2. Андрющенко А. Социология, Харьков, 2002.
3. Марчук П.П. “Социология”, Тернополь, 1998 г.
4. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч.1. - Котел, 1997.
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. Г.., 1996.
6.
Фролов С.С. Социология: Учебник для 2-вузов.
2-и изд. Г., 1997. - Разд.1.
Информация о работе Развитие социальной мысли в Киевской Руси