Развитие социальной мысли в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1 Густав Лебон………………………………………………………………..3
1.2 Эра толпы…………………………………………………………………...5
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2 Литературные произведения……………………………………………..17
2.3. Возникновение казачества……………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 45.54 Кб (Скачать)
  1. Развитие социальной мысли в Киевской Руси
    1.   Развитие социологической мысли в феодальном обществе

     После крещения Руси в 988 г. у русичей усиливается интерес к философии, социально политическим учениям. Христианская философия вызвала и оживленный интерес к познанию мира, стремление раскрыть, познать процессы исторического развития, формирование государственности, осознание места и роли человека в исторических процессах. Функцию социально-политической мысли в Киевской Руси христианская философия осуществляла ограниченно. Колоссальный переворот, вызванный христианством, в мировоззрении длится подсознательно, проявляется преимущественно в сфере внешних форм жизни и охватывает в психике человека лишь сферу религиозных верований.

     В ХІ-ХІІ ст. в Киевской Руси состоялось формирование феодального общества и, конечно, стали развиваться государство  и право, политические взгляды, наука, литература, философия, и т.п. Чрезвычайно  важную роль в этом процессе, как  и во всей жизни, и сыгрывало христианство, которое оказывало содействие развитию духовной жизни, экономических и  культурных связей Киевской Движении с Византией и другими европейскими странами.

     2.2 Литературные произведения

     В Х-ХІІ ст. появляются первые литературные произведения: “слова”, “поучения”, “проповеди”, а также “патерики”, “жития святых”, которые составлялись для распространения христианства и прославление князей, бояр, монахов. Вместе с тем, они содержали сведения о социальных отношениях, быту и  культуре того времени и опосредованно  отбивали расположения духа разных слоев.

     Одним из древнейших документов российско-украинской письменности, в котором делались попытки обосновать идеи и расположения духа люда, было дидактико-теологическое  произведение первого киевского  митрополита Иллариона “Слово о законе и благодати” (ХІ ст.), в котором опровергались утверждение о существовании в мире определенного “богоизбранного народа”, отбрасывались идеи “всепоглощающей” империи церкви, восхваляется Великий князь Володимир и прославляется крещение Украины.

     Социологическими  и общественно-политическими идеями были пронизаны также летописи. “Повесть временных лет” (ХІІ) летопись Нестора, где подаются сведения о деятельности князей, о народном восстании в  Киевской Руси, о борьбе с внешними врагами.

     Талантливым писателем того периода был князь  Владимир Мономах, который оставил  потомкам один из виднейших произведений - “Поучение своим детям ” (ХІІ  ст.). Мономах предостерегал своих  сыновей-князей не только не совершать  самим, а и запрещать другим осуществлять беззаконие. Он учил, что князь должен быть для своих подчиненных не только справедливым, согласно закону, а и гуманным, милосердным.

     Важное  значение для познания социальной жизни  в Древней Украине имеет памятка  биографической письменности “Печерский Патерик”, в котором рассказывается о жизни-подвиге и чуде печерских  монахов Киево-Печерской лавры, которая  была тогда основным центром культуры.

     С упадком политического значения Киевского государства выдающуюся роль начинает играть Галицко-Волынское  государство. Создается “Галицко-волынская  летопись”, который дополняет третью часть “Ипатьевского сборника”. Авторами его были высокообразованные лица, хорошо осведомленные с западноевропейскими  источниками, которые твердо стояли на позиции сохранения единства Движении во главе с Великим князем Владимиром Мономахом. Данная летопись является главным  источником изучения социологической  жизни западных областей тогдашнего украинского государства, разных слоев  населения.

     Исключительное  значение для протосоциологии имеет  составленная на основе норм украинской жизни правая законодательная памятка  “Русская правда” Ярослава Мудрого. Это сборник законов князя  Ярослава и его последователей, который лег в основу Литовских уставов и законодательств по гетманские времена.

     Монголо-татарское  нашествие в середине ХІІ ст. и 150- летнее последующее господство Золотой  орды привели к упадку социально-экономической, политической и культурной жизни  в Украине.

     В 1387 году прекращается государственное  существование Галицко-Волынского государства, которым овладели поляки, которое привело к следующему ополячиванию украинских ведущих слоев.

     2.3 Возникновение казачества

     Все ХV и следующее столетие преисполненные трудной и неравной борьбой украинского  народа. Ни литовское, ни польское правительство, которое контролировало значительную территорию Украины, не были в возможности  организовать оборону украинских земель от татарского порабощения. Это вынужденные  были делать сами люди, которые, и привело  к возникновению казачества, которое  стало оплотом обороны Украины  от татар, а также против колониального  гнета польской шляхты в Украине, насильственной полонизации.

     В последнюю четверть ХVI и в первой половине XVII ст. появлялось немало научно-теологических  трактатов и историко-социальных памфлетов, открытых писем, посланий, сборников  документальных материалов и т.п..

     В плеяде полемистов выделялся автор  “Апокрисиса”, который выступал под  псевдонимом Христофор Филарет - человек светский, мелкий шляхтич. В  “Апокрисисе” (1597 г. в религиозной  форме отстаивается идея равенства  людей независимо от места и положения  в жизни, соблюдение монархом прав и  свобод народа, общественного договора и естественных прав. Филарет стал на защиту широких слоев народа в  их борьбе против социально-экономического и национально-религиозного гнета.

     Мыслитель обращал внимание короля и сенаторов  как представителей государственной  власти на то, что нарушение ими  прав и свобод подданных, злоупотребление  властью, небрежение закона подрывает  государство, беззаконие и своеволие  неизбежно порождают справедливое недовольство народа, которое с необходимостью перерастает в негодование против обидчиков. Народ, по его убеждению, должен защищать свои права.

     Отстаивая идеи рационализма и гуманизма, Филалет  защищал признанное протестантским вероучением право светских людей (не представителей власти) принимать  участие в церковных делах, которое  ограничивало власть церковников. Светские люди, подчеркивал он, имеют полное право вместе с духовный отцами принимать  участие как в выборе власти, так  и в лишении их духовного сана, ставя в пример константинопольского и патриарха Еремия. Эти идеи, направленные против религиозного социального  угнетения, имели большое значение для развития социально-политической мысли, усиление противодействия народа духовным, политическим и экономическим  притеснениям. Они стали важным взносом  в либеральные традиции украинского  народа.

     Исходя  из вышесказанного, главной идеей  социальной мысли времен Киевской Руси – это  свободы. Даная идея порождена бытом украинского народа.

     Социально-политические идеи и мысли высказывались посредством  социальной, исторической и религиозной  литературы, такой как «слова», «поучения», «проповеди», «жития».

     Заключение

     Социологическая мысль в Украине впитывает  такие мысли, теоретические обобщения  и идеи многих мыслителей прошлого, которых можно причислить к зачинателям  отечественной протосоциологии. Среди  них Н. Костомаров, М. Драгоманов, О. Потебня, И. Франко, Ф. Вовк, М. Туган-Барановский, М. Шаповал и др. Они в социально-философских, антропологических, культурологических и исторических исследованиях проторили путь социологической мысли в Украину, занимали заметное место в европейском научном и культурном движении. То есть развитие социологической мысли в Украине стало единством двух тенденций, определивших особенность ее формирования, - единством универсального и национального.

     Универсальное, общенаучное проявлялось в расширении, анализе и развитии передовых  в то время социологических теорий, методов исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным  движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности. Это определяло как общенаучные, наднациональные черты достижений украинских мыслителей, так и определенную специфичность их подходов к изучению социальной реальности и использования  социологических знаний.

     Большое значение для развития просвещения  и социального знания в Украине  имели реформы церкви и образования, проведенные Петром Могилой, которые  способствовали подготовке нового слоя светских и церковных деятелей, расширению базы дальнейшего развития просвещения  и гуманизма. Созданная Киевская Коллегия дала целую плеяду выдающихся общественных, церковных деятелей и  ученых для Украины и других славянских стран.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

     1. Густав Лебон «Психология   народов и масс» 1895г.

     2. Андрющенко А. Социология, Харьков, 2002.

     3. Марчук П.П. “Социология”, Тернополь, 1998 г.

     4. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч.1. - Котел, 1997.

     5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. Г.., 1996.

     6. Фролов С.С. Социология: Учебник для 2-вузов. 2-и изд. Г., 1997. - Разд.1. 
 


Информация о работе Развитие социальной мысли в Киевской Руси