Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1 Густав Лебон………………………………………………………………..3
1.2 Эра толпы…………………………………………………………………...5
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2 Литературные произведения……………………………………………..17
2.3. Возникновение казачества……………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1
Густав Лебон………………………………………………
1.2
Эра толпы………………………………………………………
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2
Литературные произведения……………
2.3.
Возникновение казачества………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
При
объединении малых групп, состоящих
из индивидов, которые негодуют по определенному
поводу, в достаточно большую группу,
резко возрастает вероятность проявления
стихийного поведения. Последнее может
быть направлено на выражение испытываемых
людьми чувств, оценок и мнений либо
на изменение ситуации через действие.
Очень часто субъектом такого
стихийного поведения оказывается толпа.
1.1 Густав Лебон
Гюстав Лебон (Gustave Le Bon) (07.05.1841 - 13.12.1931) - французский социальный психолог, социолог и физик-любитель. Он автор нескольких работ, в которых излагает теории национальных черт, расового превосходства, стадное поведение и психологию толпы.
Работа Гюстава по психологии толпы стала важной в первой половине 20 века, когда она использовалась исследователями средств массовой информации, такими как Хедли Кантрил и Герберт Блюмер для описания реакции подчиненных групп в средствах массовой информации.
Гюстав
Лебон также способствовал
В 1896 году Гюстав сообщил, что проводит наблюдения нового вида радиации, который ученый обозначил как «черный цвет», но впоследствии было доказано, что такового не существует.
Изучал медицину, затем путешествовал по Европе, Северной Африке, Азии в 1860—1880 гг.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры. Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Американский социолог Нейл Смелзер пишет, что «несмотря на критику, мысли Лебона представляют интерес. Он предсказал важную роль толпы в наше время», а также «охарактеризовал методы воздействия на толпу, которые в дальнейшем применяли лидеры наподобие Гитлера, например, использования упрощенных лозунгов».
Главной характерной чертой своей эпохи Г.И Лебон считал замену сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Он сделал попытку изучения трудной проблемы толпы посредством исключительно научных приемов, т.е. старался отыскать метод, оставляя в стороне мнения, теории и доктрины. Он полагал, что это единственный способ, дающий возможность раскрыть хоть частицу правды в таком вопросе.
1.2 Эра толпы.
Эволюция
эпохи. — Великие изменения
По мнению Лебона его эпоха представляет собой один из таких критических моментов, когда человеческая мысль готовится к изменению. В основе этого изменения лежат два главных фактора. Первый — это разрушение религиозных, политических и социальных верований, давших начало всем элементам нашей цивилизации; второй — это возникновение новых условий существования и совершенно новых идей, явившихся следствием современных открытий в области наук и промышленности.
Идеи прошлого, хотя и на половину разрушенные, все еще достаточно сильны; идеи же, которые должны их заменять, находятся пока еще в периоде своего образования — вот почему эпоха есть время переходное и анархическое.
Он считал что притязания толпы становятся все более и более определенными. Ограничение рабочих часов, экспроприация рудников, железных дорог, фабрик, земли, равномерное распространение всех продуктов и т.д., и т.д.
-
вот в чем заключаются
Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато очень склонны к действию. Благодаря своей организации, толпа получила огромную силу. Догматы, которые только зарождаются, вскоре получат силу старых догматов, т.е. ту тираническую верховную силу, которая не допускает никаких обсуждений.
Общие симптомы, заметные у всех наций, указывают на быстрый рост могущества масс и не допускают мысли, что это могущество скоро перестанет расти.
Ранее самой определенной ролью масс было великое разрушение устаревших цивилизаций. История указывает, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения завершается бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства. Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, предвидений будущего, более высокую степень культуры, а это все условия, которых толпа, предоставленная сама себе, никогда не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма или трупа. Если здание какой-нибудь цивилизации подточено, то всегда толпа вызывает его падение. Тогда-то обнаруживается ее главная роль, и на время философия численности является, по-видимому, единственной философией.
Знание психологии толпы является последним средством, имеющееся в руках государственного человека, — не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой.
Только вникая глубже в психологию масс, можно понять, до какой степени сильна над ними власть внушенных идей. Толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. Если, например, какой-нибудь законодатель желает учредить новый налог, то должен ли он в таком случае выбрать такой налог, который будет наиболее справедливым? Никоим образом! Самый несправедливый налог может в практическом отношении оказаться самым лучшим для масс. Если такой налог не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего легче будет принят массами.
Итак, изучение психологии толпы представляется желательным с практической точки зрения, но если бы даже оно представляло исключительно только теоретический интерес, то и в таком случае заслуживало бы внимания. Распознать — двигателей, управляющих действиями людей, не менее интересно, чем распознать какой-нибудь минерал или цветок.
Исследование души толпы не может быть ничем иным как простым синтезом, кратким изложением Наших прежних изысканий. Нельзя требовать от нашего очерка ничего другого, кроме некоторых взглядов, наводящих на размышления. Другие углубят ту борозду, которую мы провели на поверхности до сих пор еще очень мало исследованной почвы.
1.3 Особенности толпы Г. Лебона
Чувства и нравственность толпы.
1.
Импульсивность, изменчивость и
раздражительность толпы. —
2. Податливость внушениям и
Преувеличение и односторонность чувств толпы.
4. Нетерпимость, авторитетность и
консерватизм толпы. —
5. Нравственность толпы. — Толпа
редко руководствуется личными
интересами, тогда как именно
личный интерес чаще всего
служит исключительным
В числе специальных свойств, характеризующих толпу, встречаются, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т.п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то: у женщин, дикарей и детей. На эту аналогию, однако, Густав Лебон указывает лишь мимоходом, так как ему пришлось бы нарушить рамки его работы «Психология народов масс», если бы он захотел ее доказывать.
Идеи, рассуждения и воображение толпы.
1.
Идеи толпы. — Основные и
прибавочные идеи. — Как могут
существовать одновременно
2.
Рассуждения толпы. — Идеи, ассоциируемые
толпой, только по виду могут
представлять
3.
Воображение толпы. — Толпа
мыслит образами, и эти образы
следуют друг за другом без
всякой связи. — Толпа
Отдаленные факторы мнений и верований толпы.
Подготовительные факторы верований толпы. — Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.
1. Раса. — Ее преобладающее влияние. — В этом влиянии выражаются внушения предков.
2.
Традиции, — Традиции служат выражением
синтеза души расы. — Социальное
значение традиций. — В чем
заключается их вред. — Толпа
является самой стойкой
3.
Время. — Оно последовательно
подготавливает упрочение
4.
Политические и социальные
Информация о работе Развитие социальной мысли в Киевской Руси