Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1 Густав Лебон………………………………………………………………..3
1.2 Эра толпы…………………………………………………………………...5
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2 Литературные произведения……………………………………………..17
2.3. Возникновение казачества……………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………
5.
Образование и воспитание. — Современное
ошибочное представление о
Изучив
духовное устройство толпы, ее способы
мыслить, чувствовать и рассуждать,
мы переходим теперь к исследованию
того, как возникают и
Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные.
Отдаленные
факторы — это те, которые делают
толпу доступной к восприятию
известных убеждений и
Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызвали бы никаких результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря этим непосредственным факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается бунт, устраивается стачка, или же громадное большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство.
Во
всех великих событиях истории мы
можем наблюдать
Возьмем один из самых разительных примеров — французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были творения философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом душа толпы легко уже была увлечена непосредственными факторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самых незначительных реформ.
К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые встречаются в глубине всех верований и мнений толпы, это раса, традиции, время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих разнообразных факторов.
Непосредственные факторы мнений толпы.
1.
Образы, слова и формулы, —
Магическая сила слов и формул.
— Могущественное влияние слов
связано с образами, которые ими
вызываются, и не зависит от
их реального значения. Образы
меняются соответственно
2.
Иллюзии. — Их значение. — Они
лежат в основе всех
3.
Опыт. — Только опыт может упрочить
в душе толпы необходимые
4.
Рассудок. — Ничтожность его влияния
на толпу. На толпу можно
влиять, действуя на ее
Ранее мы изучили отдаленные и подготовительные факторы, развивающие в душе толпы особенную восприимчивость, благодаря которой в толпе возникают известные чувства и идеи. Теперь нам нужно рассмотреть факторы, действующие на толпу непосредственным образом. В следующей главе мы увидим, как надо обращаться с этими факторами, чтобы они оказали свое действие.
Мы уже знаем, что поражает воображение толпы, какой силой и заразительностью обладают внушения, особенно те, которые представляются в форме образов; но так как происхождение внушений бывает весьма разнообразно, то и факторы, способные действовать на душу толпы, могут быть очень различны.
Толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо или научиться разрешать загадки, предлагаемые нам ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа поглотит нас.
Вожаки толпы и их способы убеждения.
Классификация толпы.
Общее разделение толпы. — Ее классификация.
1.
Разнородная толпа. — Как она
образуется. — Влияние расы. —
Душа толпы выражена тем
2.
Однородная толпа, —
Мы
изучили уже общие черты, свойственные
одухотворенной толпе; теперь нам надо
рассмотреть частные
Исходной точкой при классификации толпы будет служить нам простое скопище. Низшая форма такого скопища наблюдается тогда, когда оно состоит из индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой воли одного вождя. Типом такого скопища являются варвары весьма различного происхождения, наводнявшие римскую империю в течение многих веков.
Над этим скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такая толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела уже общие черты, и в конце концов образовала расу. При случае и в такой толпе могут проявиться специальные черты, характерные для толпы всякого рода, но все же над ними будут преобладать в большей или меньшей степени черты, свойственные расе.
Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше, могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В этой организованной толпе мы устанавливаем следующие различия:
I. Толпа разнородная:
1.
Анонимная (уличная толпа,
2.Неанонимная
(присяжные, парламентские
II. Толпа однородная:
1. Секты (политические, религиозные и т. д.).
2.
Касты (военные, духовенство,
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).
Постараемся в нескольких словах определить главные отличительные черты этих различных категорий толпы.
I. Разнородная толпа.
О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей, образующих действующую толпу, отличается значительно от их индивидуальной психологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам известно, что в собраниях ум не играет никакой роли, и двигателями являются бессознательные чувства.
Основной фактор — раса — дозволяет нам установить еще более глубокие различия между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже не раз возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что она является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из индивидов самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичан или китайцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входят индивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (например, русские, французы, испанцы).
Глубокие
различия, создаваемые наследственной
умственной организацией в мыслях и
чувствах людей, тотчас же выступают
наружу, как только какие-нибудь обстоятельства,
довольно .впрочем, редкие, соединяют
вместе в толпе, и притом в приблизительно
равной пропорции, индивидов различной
национальности; эти различия обнаруживаются
даже несмотря на кажущуюся общность
интересов, заставивших их собраться
вместе. Попытки социалистов собрать
в общем конгрессе
Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство, английская — за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных форм, сколько есть наций.
Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу, ограничивающую ее колебания.
Надо признать основным законом, что низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы. Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может избавиться мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.
Оставив в стороне расу, можно разделить разнородную толпу на два отдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу не анонимную, к которой надо отнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придает ее поступкам очень часто совершенно иное направление.
II. Толпа однородная.
Толпа однородная состоит из трех категорий: сект, каст и классов.
Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В ее состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причем единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные религиозные, а также политические секты.
Каста представляет уже самую высшую степень организации, доступную толпе. В состав секты, как мы видели, входят индивиды различных профессий, воспитания и среды, связанные лишь общностью верований, тогда как в состав касты входят лишь индивиды одной и той же профессии, следовательно, происходящие приблизительно из одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут касты военная и духовная.
Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися не вследствие общности верований, как это мы видим у членов какой-нибудь секты, не в силу общности профессиональных занятий, как это наблюдается в касте, но в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т.д.
Информация о работе Развитие социальной мысли в Киевской Руси