Развитие социальной мысли в Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Психология толпы Г.Лебона…………………………………………………..3
1.1 Густав Лебон………………………………………………………………..3
1.2 Эра толпы…………………………………………………………………...5
1.3 Особенности толпы Г. Лебона…………………………………………….7
2. Развитие социальной мысли в Киевской Руси……………………………...17
2.1 Развитие социологической мысли в феодальном обществе……………17
2.2 Литературные произведения……………………………………………..17
2.3. Возникновение казачества……………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 45.54 Кб (Скачать)

     5. Образование и воспитание. — Современное  ошибочное представление о влиянии  образования на толпу. — Статистические  указания. — Деморализующая роль  латинского воспитания. Роль, которую  могло бы исполнять образование.  — Примеры, которые можно встретить  у разных народов.

     Изучив  духовное устройство толпы, ее способы  мыслить, чувствовать и рассуждать, мы переходим теперь к исследованию того, как возникают и устанавливаются  ее мнения и верования.

     Факторы, определяющие характер мнений и верований  толпы, бывают двоякого рода: факторы  непосредственные и факторы отдаленные.

     Отдаленные  факторы — это те, которые делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться некоторыми другими взглядами. Эти факторы  подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой  и результатами. Впрочем, внезапность  появления этих идей только кажущаяся. Действительно, некоторые идеи зачастую возникают в толпе и приводятся в исполнение с быстротой молнии, но это так лишь с первого взгляда, так как на самом деле этот взрыв  всегда является результатом долгой предшествующей работы.

     Непосредственные  факторы, влияющие на толпу, действуют  уже на подготовленную отдаленными  факторами почву и без этого  не вызвали бы никаких результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в известную  форму идею и развивают ее со всеми  ее последствиями. Благодаря этим непосредственным факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается  бунт, устраивается стачка, или же громадное  большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство.

     Во  всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное действие этих двойных факторов.

     Возьмем один из самых разительных примеров — французскую революцию. Отдаленными  факторами этого события были творения философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом душа толпы легко  уже была увлечена непосредственными  факторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самых незначительных реформ.

     К числу отдаленных факторов принадлежат  такие общие факторы, которые  встречаются в глубине всех верований  и мнений толпы, это раса, традиции, время, учреждения и воспитание. Постараемся  теперь изучить роль всех этих разнообразных  факторов.

     Непосредственные  факторы мнений толпы.

     1. Образы, слова и формулы, —  Магическая сила слов и формул. — Могущественное влияние слов  связано с образами, которые ими  вызываются, и не зависит от  их реального значения. Образы  меняются соответственно времени  и расе. — Обветшание слов. —  Изменение смысла слов сообразно  расе. — Различное значение слова  "демократия" в Европе и Америке.

     2. Иллюзии. — Их значение. — Они  лежат в основе всех цивилизаций.  — Социальная необходимость иллюзий.  — Толпа всегда предпочитает  их истине.

     3. Опыт. — Только опыт может упрочить  в душе толпы необходимые истины  и разрушить иллюзии, сделавшиеся  опасными. Во что обходится необходимый  для убеждения толпы опыт.

     4. Рассудок. — Ничтожность его влияния  на толпу. На толпу можно  влиять, действуя на ее бессознательные  чувства. — Роль логика в  истории. — Тайные причины  невероятных событий.

     Ранее мы изучили отдаленные и подготовительные факторы, развивающие в душе толпы особенную восприимчивость, благодаря которой в толпе возникают известные чувства и идеи. Теперь нам нужно рассмотреть факторы, действующие на толпу непосредственным образом. В следующей главе мы увидим, как надо обращаться с этими факторами, чтобы они оказали свое действие.

     Мы  уже знаем, что поражает воображение  толпы, какой силой и заразительностью обладают внушения, особенно те, которые  представляются в форме образов; но так как происхождение внушений бывает весьма разнообразно, то и факторы, способные действовать на душу толпы, могут быть очень различны.

     Толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо или научиться  разрешать загадки, предлагаемые нам  ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа поглотит нас.

     Вожаки  толпы и их способы  убеждения.

     1. Вожаки толпы. — Инстинктивная  потребность всех индивидов в  толпе повиноваться вожаку. —  Психология вожаков. — Только  вожаки могут создать веру  и дать организацию толпе. —  Насильственный деспотизм вожаков.  — Их Классификация. — Роль, которую играет воля.

     2. Способы действия вожаков. —  Утверждение, повторение и зараза. — Относительная роль всех  этих факторов. — Как распространяется  зараза из низших слоев общества  в высшие. Популярное мнение быстро  становится общим мнением.

     3. Обаяние. — Определение и классификация  обаяния. — Обаяние приобретенное  и личное. — Различные примеры.  — Как исчезает обаяние.

     Духовная  организация толпы нам уже  известна, и мы знаем также, какие  двигатели могут действовать  на ее душу.

     Границы изменчивости мнений и верований толпы.

     1. Постоянные верования, — Неизменность  некоторых общих верований. Они  служат путеводителями цивилизаций.  — Сложность их искоренения.  — В каком отношении нетерпимость  составляет добродетель. — Нелепость  какого-нибудь верования в философском отношении не может вредить его распространению.

     2. Непостоянные мнения толпы, —  Чрезвычайная изменчивость мнений, не проистекающих из общих  верований. — Кажущиеся изменения  идей и верований. Действительные  границы этих изменений. —  Исчезновение общих верований  и чрезвычайное распространение  печати обусловливают необыкновенную  подвижность мнений в наше  время. — В толпе обнаруживается  склонность к индифферентизму.  — Бессилие правительств руководить  мнениями толпы. — Нынешняя  раздробленность мнений препятствует  их тирании.

     Классификация толпы.

     Общее разделение толпы. — Ее классификация.

     1. Разнородная толпа. — Как она  образуется. — Влияние расы. —  Душа толпы выражена тем слабее, чем сильнее душа расы. Душа  расы отражает состояние цивилизации,  душа толпы — состояние варварства.

     2. Однородная толпа, — Разделение  однородной толпы. — Секты,  касты и классы.

     Мы  изучили уже общие черты, свойственные одухотворенной толпе; теперь нам надо рассмотреть частные особенности, присоединяющиеся к этим общим чертам в собраниях различных категорий  тогда, когда под влиянием соответствующих  возбудителей эти собрания превращаются в толпу.

     Исходной  точкой при классификации толпы  будет служить нам простое  скопище. Низшая форма такого скопища  наблюдается тогда, когда оно  состоит из индивидов различных  рас и не имеет другой общей  связи, кроме более или менее  почитаемой воли одного вождя. Типом  такого скопища являются варвары  весьма различного происхождения, наводнявшие  римскую империю в течение  многих веков.

     Над этим скопищем, состоящим из различных  рас, будет находиться такая толпа, которая под влиянием известных  факторов приобрела уже общие  черты, и в конце концов образовала расу. При случае и в такой толпе  могут проявиться специальные черты, характерные для толпы всякого  рода, но все же над ними будут  преобладать в большей или  меньшей степени черты, свойственные расе.

     Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше, могут  превращаться в организованную или  одухотворенную толпу. В этой организованной толпе мы устанавливаем следующие  различия:

     I. Толпа разнородная:

     1. Анонимная (уличная толпа, например).

     2.Неанонимная  (присяжные, парламентские собрания  и т.д.).

     II. Толпа однородная:

     1. Секты (политические, религиозные  и т. д.).

     2. Касты (военные, духовенство, рабочие  и т. д.).

     3. Классы (буржуазия, крестьянство  и т. д.).

     Постараемся в нескольких словах определить главные  отличительные черты этих различных  категорий толпы.

     I. Разнородная толпа.

     О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа  составляется из индивидов, самых разнообразных  по своей профессии и умственному  развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей, образующих действующую  толпу, отличается значительно от их индивидуальной психологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам  известно, что в собраниях ум не играет никакой роли, и двигателями  являются бессознательные чувства.

     Основной  фактор — раса — дозволяет нам  установить еще более глубокие различия между разнообразными формами такой  толпы. Нам приходилось уже не раз возвращаться к вопросу о  той роли, которую играет раса, и  указывать, что она является самым  могущественным фактором, определяющим поступки людей, и, кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из индивидов самых  разнообразных, но одной и той  же расы (например, англичан или китайцев), значительно отличается от толпы, в  состав которой входят индивиды также  всякого рода, но принадлежащие к  разным расам (например, русские, французы, испанцы).

     Глубокие  различия, создаваемые наследственной умственной организацией в мыслях и  чувствах людей, тотчас же выступают  наружу, как только какие-нибудь обстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют  вместе в толпе, и притом в приблизительно равной пропорции, индивидов различной  национальности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся общность интересов, заставивших их собраться  вместе. Попытки социалистов собрать  в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страны обыкновенно  приводили лишь к самым яростным разногласиям.

     Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится  к вмешательству государства  для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа  не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего  стоит за равенство, английская —  за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к тому, что  социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных  форм, сколько есть наций.

     Душа  расы вполне подчиняет себе душу толпы  и имеет могущественную силу, ограничивающую ее колебания.

     Надо  признать основным законом, что низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита  душа расы. Господство толпы означает варварство или же возвращение к  варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может  избавиться мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти  из состояния варварства.

     Оставив в стороне расу, можно разделить разнородную толпу на два отдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу не анонимную, к которой надо отнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувство ответственности, не существующее в толпе первого рода, развито в толпе второго рода и придает ее поступкам очень часто совершенно иное направление.

     II. Толпа однородная.

     Толпа однородная состоит из трех категорий: сект, каст и классов.

     Секта представляет первую степень организации  однородной толпы. В ее состав входят индивиды различной профессии и  воспитания, различной среды, причем единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные  религиозные, а также политические секты.

     Каста представляет уже самую высшую степень  организации, доступную толпе. В  состав секты, как мы видели, входят индивиды различных профессий, воспитания и среды, связанные лишь общностью  верований, тогда как в состав касты входят лишь индивиды одной  и той же профессии, следовательно, происходящие приблизительно из одной  и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут  касты военная и духовная.

     Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшимися не вследствие общности верований, как это мы видим у  членов какой-нибудь секты, не в силу общности профессиональных занятий, как  это наблюдается в касте, но в  силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т.д.

Информация о работе Развитие социальной мысли в Киевской Руси