Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:51, доклад
На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.
Сторонники психологического эволюционизма Уорд Л.Ф. и Гидден Ф. считали, что «социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека. Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.
Уорд Л.Ф. считал интеллект главной движущей силой исторического развития. Им была выдвинута идея «социократии» – научного сообщества, контролирующего социальный процесс. Главная идея Ф. Гиддингса – идея «себеподобного сознания» (родового сознания), т.е. это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим.
Инстинктивизм искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Основоположник теории Уильям Макдугалл трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение – как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе
«Психология народов» признает
главной силой истории «
К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения. В рамках психологического направления разрабатывались проблемы групповой психологии – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональности толпы» и др.
Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век – век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития – «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.
Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы – это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктами индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений – обновляющая мысль, а закон всемирного повторения – основной закон общественной жизни.
Интеракционизм (взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа ("генерализованный другой"), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Сторонник раннего интеракционизма Чарлз Хортон Кули в качестве первичных факторов общества рассматривал представления, которые люди составляют друг о друге. Кули отождествил общественные отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием.
Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В интеракционизме изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы и др.
В социологии утвердилась
и надолго сохраняется психоана
По мнению З.Фрейда общество осуществляет социальный контроль над личностью через социальные нормы и социальные запреты с целью поощрения должного поведения и наказания лиц, отклоняющихся от принятых норм. С одной стороны социальный контроль обеспечивает обуздание человеческих инстинктов, высвобождение которых могло бы привести к самоуничтожению общества. С другой Фрейд воспринимает социальный контроль как фактор социального давления, искажающий сущность человека, что соответственно ведет к росту психических отклонений, неврозов и стрессов.
В отличие от Фрейда, бессознательное Эрих Фромм рассматривает сквозь призму «социального», т.е. «социальное бессознательное», которое может быть ликвидировано с устранением агрессивности самого общества, подавляющего личность.
Разрабатывается проблема
формирования «социального
Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.
К тому же успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразные знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.