Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:51, доклад

Описание работы

На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.

Работа содержит 1 файл

Социология 3.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

Сторонники психологического эволюционизма Уорд Л.Ф. и Гидден Ф. считали, что «социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека. Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.

Уорд Л.Ф. считал интеллект  главной движущей силой исторического  развития. Им была выдвинута идея «социократии» – научного  сообщества, контролирующего социальный процесс. Главная идея Ф. Гиддингса – идея «себеподобного сознания» (родового сознания), т.е. это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим.

Инстинктивизм искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Основоположник теории Уильям Макдугалл трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение – как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп («душа группы»), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе

«Психология народов» признает главной силой истории «народный  дух» или «дух целого». Основная задача сторонников концепции – познать  сущность народного духа, выражающего  психическое сходство индивидов  одной нации, открыть законы духовной деятельности народов. Язык интересовал  их как проявление психологии народа и «народного духа». Основоположники  теории – Мориц Лацарус, Хейман Штейнталь.

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в  особенностях и психологии массового  поведения. В рамках психологического направления разрабатывались  проблемы групповой психологии – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональности толпы» и др.

Интерес социологов к психологии масс не случаен. Наступал XX век –  век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия  и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития – «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы – это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктами индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений – обновляющая мысль, а закон всемирного повторения – основной закон общественной жизни.

Интеракционизм  (взаимодействие) — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа ("генерализованный другой"), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Сторонник  раннего интеракционизма Чарлз Хортон Кули в качестве первичных факторов общества рассматривал представления, которые люди составляют друг о друге. Кули отождествил общественные отношения с межиндивидуальными  отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием.

Развитие личности с точки  зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В интеракционизме  изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы и др.

В социологии утвердилась  и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

По мнению З.Фрейда общество осуществляет социальный контроль над личностью через социальные нормы и социальные запреты с целью поощрения должного поведения и наказания лиц, отклоняющихся от принятых норм. С одной стороны социальный контроль обеспечивает обуздание человеческих инстинктов, высвобождение которых могло бы привести к самоуничтожению общества. С другой Фрейд воспринимает социальный контроль как фактор социального давления, искажающий сущность человека, что соответственно ведет к росту психических отклонений, неврозов и стрессов.

В отличие от Фрейда, бессознательное  Эрих Фромм рассматривает сквозь призму «социального», т.е. «социальное бессознательное», которое может быть ликвидировано с устранением агрессивности самого общества, подавляющего личность.

 Разрабатывается проблема  формирования «социального характера», который он определяет как  «основной элемент» в функционировании  общества и в то же время  как связь между экономическим  базисом общества и господствующими  идеями. Социальный характер формируется  в общественных отношениях, но  в значительной мере и сам  определяет эти отношения. Социальный  характер – форма связи между  психикой индивида и социальной  структурой общества. Для обществ  характерны определенные степени  отчуждения: каждой ступени развития  самоотчуждения человека под влиянием социальной структуры у Фромма соответствует определенный тип социального характера — накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный. Функция социального характера – обеспечение интеграции человека и социальных групп в данную социальную структуру для его эффективного функционирования.

 Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

К тому же успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм  становится общей тенденцией обоснования  научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразные  знания, что способствует усилению и психологической тенденции  в социологии. Кроме того, к последней  трети XIX  века в психологии появляются теории, которые требуют учета  сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость  в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом  этих встречных движений и явилось  психологическое направление в  социологии.


Информация о работе Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США