Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:51, доклад

Описание работы

На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.

Работа содержит 1 файл

Социология 3.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

 Среди методических  новшеств, числящихся за Чикагской  школой, историки называют особый  жанр – детальное изучение  реальных жизненных ситуаций, получивший  название case study- исследование случая. Чикагцы первыми использовали его при описании городского сообщества. Case study напоминало сенсационное журналистское расследование.

Для чикагцев социолог-эмпирик  чем-то похож на дотошного репортера, который черпает свои сведения из первых рук – личных наблюдений, непринужденных бесед на улице, в  баре либо в холле дорогой гостиницы. Бывший редактор провинциальной газеты, Р. Парк был убежден в том, что  социолог – это очень аккуратный, ответственный и научно подготовленный репортер. Именно поэтому на ранних этапах у чикагских социологов тесно  переплетались две, казалось бы, несовместимые  парадигмы – журналистская и  антропологическая модели исследования.

Первая половина и середина 20 в. в США проходят под знаком расцвета академической социологии, престиж которой в тот период был неизмеримо выше, чем прикладной. Социология изо всех сил стремилась заявить о себе как точная и  рафинированная дисциплина. Несмотря на доминирование эмпирической социологии, прикладная социология также активно  развивалась.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали  знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927–1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. Ученые – экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку

На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы:

  • человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в

контекст группового поведения;

  • с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;
  • руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей

людей, или на чисто технические  факторы поднятия производительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей  работой и благоприятствует социальной стабильности;

  • производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет

подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы –  социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т.д.

 

  1. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона как вариант неопозитивистского подхода в социологии

К середине 30-х гг. социологи  США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки  отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений  частных явлении или их классов, увеличивая численность "дискретных теорий". Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась  необходимость разработки систематической  теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

Структурный функционализм  – направление социологической  мысли, социологическая школа, представители  которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры  общества.

Структурно-функциональная теория является одним из наиболее важных направлений социологии.

Основоположниками структурно-функционального анализа являются Толкотт Парсонс и Роберт Мертон. Сущность этого анализа – это выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определение их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.

Т.Парсонс, оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20-30-с гг., отмечал, что не могли удачно завершаться попытки построить "исчерпывающие эмпирические обобщения", как в еще более ранние попытки установить значение различных "факторов" в определении социальных явлений. Он подчеркивал, по факторные теории (например, теория общественных формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы.

Цель теоретической деятельности Т.Парсонса - усилить внимание к пренебрегаемым ранее "социальным элементам" социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться "адекватного" описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы "на все относящиеся к делу научно важные вопросы". А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.

Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество социальная система, достигшая по отношению к окружающей Среде наивысшего уровня самодостаточности. Члены общества рассматриваются  Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы: индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными: развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре, неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.

С появлением структурно-функционального  подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при  этом сохраняется внимание к точке  зрения субъекта действия, хотя она  утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане "принцип  понимания" вытесняется "принципом  объяснения". Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в "теории социального  действия" Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований.

Понадобилась специальная  модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в  конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Функциональное единство" социологического анализа, подчеркивает Мертон, определяется не "сверху", не при помощи какой-либо теории, а в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят императивный, принудительный характер в первую очередь дли всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизованным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.).

Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия "функция". Функция - это "те наблюдаемые  следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде". Дисфункция - это "те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде".

Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания "социального порядка", то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфунсциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни.

Основная теорема "функционального  анализа" по Мертону гласит: как  одно явление может иметь различные  функции, так одна и та же функция  может выполняться различными явлениями. При этом функциональный результат  способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То, что не способствует выживанию и  адаптации, есть "дисфункция".

Р. Мертон выделил три взаимосвязанных постулата, которые могут применяться в функциональной теории:

  • стандартизированные социальные виды деятельности или элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы;
  • все эти социальные и культурные элементы выполняют социальные функции;
  • они тем самым необходимы.

Из рассмотренных постулатов Р. Мертон выводит несколько основных положений:

  • нельзя предполагать полную интеграцию всех обществ;
  • последствия функционирования этих форм могут быть как функциональными, так и

дисфункциональными;

  • необходимость определенных функций, и отсюда возникает понятие необходимых

функциональных предпосылок; необходимости существенных социальных институтов.

Эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию  на нее метода структурно-функционального  анализа.

 

  1. Психоаналитическое направление в социологии

Психоаналитическое направление  в социологии – это попытка  объяснения социальных процессов исключительно  психологическими качествами людей.

Яркими представителями  психоаналитического направления  в социологии являются Габриэль де Тард, Гюстав Лебон, Мориц Лацарус, Зигмунд Фрейд.

Психологическое направление  в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения, и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей психологического направления в социологии.

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Психологическая социология никогда с теоретической точки  зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, –  стремление сводить социальное к  психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения выделяются:

  • эволюционизм
  • инстинктивизм
  • «психология народов»
  • групповая  психология
  • интеракционизм (межличностные взаимодействия)

Стремление найти психические  факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм. Развитие общества рассматривалось как часть космической эволюции, которая носит направленный характер, т.е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными факторами объявлялись либо желание индивида (голод, жажда), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов.

Информация о работе Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США