Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:51, доклад
На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.
Неопозитивистская социология – это социологическое течение, ставшее главным социолого-философским направлением XX в., которое опиралось на сложившиеся принципы логического позитивизма. В этом направлении наиболее полно раскрылись идеи позитивизма.
На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.
Важнейшими специфическими
чертами неопозитивистской
Натурализм неопозитивистской социологии представляет собой дальнейшее развитие механистических концепций, характерных для буржуазной социологии XIX в. (различные варианты теории «социальной физики», органическая школа, социал-дарвинизм и др.). Не понимая качественного своеобразия социальной формы движения, неопозитивисты смазывают различия, существующие между человеческим обществом и природой.
Неопозитивистское направление отличалось в теоретическом плане серьезными достижениями.
Первый в России руководитель кафедры общей социологии в Петроградском университете П.А. Сорокин определил объект социологии как поведение взаимодействующих лиц. Общество – это система взаимодействий. Сорокин различал 2 типа групп. Первые объединяют индивидов на основе одного признака: язык, территория, возраст, пол, профессия. Другие сложные группы объединяют индивидов на основе нескольких признаков. Сложные группы неоднородны, в них различают "низы" и "верхи" (страты).
В его работах двадцатых
годов проделан тщательный анализ структур
и видов социальных взаимодействий,
выявлена связь между голоданием
(бедностью) и уравнительным («коммунистически-
Трезво оценивая результаты войны и революции, потрясших Россию, он призывал студентов:
«Ради возрождения страны запаситесь: знаниями, любовью и волей к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическим; религиозным отношением к жизни (всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня); стремлением восстановить, улучшить и сохранить наше национальное лицо (свои оригинальные черты и свое право на место и роль в великой драме истории); совестью и моральными богатствами. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, лжи, спекуляции, бессовестности, тот шакализм, в котором мы сейчас захлебываемся и выдыхаемся».
Размышления Сорокина злободневны и сейчас, а тогда в числе других лучших умов России он был выслан за пределы страны и до конца своих дней жил и работал в Америке.
Эмпирическая социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).
Появление эмпирической социологии
было связано с попытками создания
социологии на принципах позитивизма:
поиск объективного эмпирического
обоснования социальных явлений, участие
социальной науки в процессе совершенствования
социальных отношений. На ранних стадиях
становления эмпирические исследование
существовали параллельно теоретической
социологии в качестве частного интереса
энтузиастов различных
Характерными чертами эмпирической социологии являются:
Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. Американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию между биологическими и социальными явлениями и процессами.
В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсонсом и его последователями. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем.
Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую и прикладную.
Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (т.е. «социологии» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.
Если ту или иную
социальную практическую
Прикладным называется
такое эмпирическое
Прикладная социология представляет
собой единство специальных и
отраслевых социологических теорий
с методами, техникой и процедурами
эмпирического социологического исследования,
результаты которого реализуются в
социальной технологии. В этом воплощается
единство эмпирического и теоретического
компонентов в структуре
Итак, прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.
В американской социологии принято различать два подхода к исследуемым явлениям и процессам – инженерный и клинический.
Инженерный, точнее – социоинженерный, подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всего исследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы; изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводит маркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роли консультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всего использует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения, контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ; завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практические рекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями, улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. В сущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологического исследования.
Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить диагноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.
Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.
В 1920–30-е годы в становление эмпирической социологии в США огромный вклад внесла Чикагская школа. Отличительные черты творчества ее представителей – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе сочетание и взаимодополнение этнографических методов и количественных), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.
В период с 1940-х по 1960-е годы чикагцы придумали особую технику эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно ею пользовались. Хотя правильнее было бы говорить о том, что чикагские социологи позаимствовали свойственные антропологии приемы наблюдения и удачно перенесли их на свою почву.
В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа:
терминах мировоззрения членов изучаемой группы.
По существу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.
Характерны объекты
Одной из центральных тем Чикагской школы являлась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории (<инвайронментальной социологии>). Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление <социального контроля> и <консенсуса>. Оба лидера Чикагской школы трактовали город как гигантскую лабораторию, в которой осуществляется естественное экспериментирование над человеческим поведением. В 1916 г. Р. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Он, а затем и его последователи, широко применяли качественные методы: включенное наблюдение, неструктурированное интервью, личные документы и т.п.