Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 21:51, доклад

Описание работы

На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.

Работа содержит 1 файл

Социология 3.docx

— 45.62 Кб (Скачать)
  1. Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология  в США

Неопозитивистская социология – это социологическое течение,  ставшее главным социолого-философским направлением XX в., которое опиралось на сложившиеся принципы логического позитивизма. В этом направлении наиболее полно раскрылись идеи позитивизма.

На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов. Социальная закономерность понимается как функциональная связь. Неопозитивизм тяготел к рассмотрению  социальных явлений, опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности.

Важнейшими специфическими чертами  неопозитивистской социологической  теории являются:

  • натурализм, то есть (в данном случае) утверждение, что социология должна рассматриваться как одна из естественных наук;
  • бихевиоризм, то есть утверждение, что предметом социологии должно быть человеческое поведение, понимаемое как ответ на определенные внешние воздействия;
  • операционализм, означающий в данном случае утверждение, что социологические понятия могут быть определены только операционно;
  • квантификация, т.е. увлечение количественными методами, утверждение, что любые научные положения должны быть выражены строго математически;
  • объективизм – утверждение, что общественные науки могут будто бы освободиться от влияния социальных «ценностей» и классовых интересов.

Натурализм неопозитивистской  социологии представляет собой дальнейшее развитие механистических концепций, характерных для буржуазной социологии XIX в. (различные варианты теории «социальной  физики», органическая школа, социал-дарвинизм  и др.). Не понимая качественного  своеобразия социальной формы движения, неопозитивисты смазывают различия, существующие между человеческим обществом  и природой.

Неопозитивистское направление отличалось в теоретическом плане серьезными достижениями.

Первый в России руководитель кафедры общей социологии в Петроградском университете П.А. Сорокин определил объект социологии как поведение взаимодействующих лиц. Общество – это система взаимодействий. Сорокин различал 2 типа групп. Первые объединяют индивидов на основе одного признака: язык, территория, возраст, пол, профессия. Другие сложные группы объединяют индивидов на основе нескольких признаков. Сложные группы неоднородны, в них различают "низы" и "верхи" (страты).

В его работах двадцатых  годов проделан тщательный анализ структур и видов социальных взаимодействий, выявлена связь между голоданием (бедностью) и уравнительным («коммунистически-утопительными») идеологиями, общественными настроениями и тенденциями. Им было определено влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию, показано, к каким негативным последствиям она приводит: массовые потери (жертвы и нерожденные дети), гигантская растрата производительных сил нации, ухудшение соотношения между женщинами и мужчинами, ожесточение, семейная дезорганизация, увеличение половой свободы, распущенность и др.

Трезво оценивая результаты войны и революции, потрясших  Россию, он призывал студентов:

«Ради возрождения страны запаситесь: знаниями, любовью и волей к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическим; религиозным отношением к жизни (всякий человек – луч божественного, неприкосновенная святыня); стремлением восстановить, улучшить и сохранить наше национальное лицо (свои оригинальные черты и свое право на место и роль в великой драме истории); совестью и моральными богатствами. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, лжи, спекуляции, бессовестности, тот шакализм, в котором мы сейчас захлебываемся и выдыхаемся».

Размышления Сорокина злободневны и сейчас, а тогда в числе других лучших умов России он был выслан за пределы страны и до конца своих дней жил и работал в Америке.

Эмпирическая  социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического  обоснования социальных явлений, участие  социальной науки в процессе совершенствования  социальных отношений. На ранних стадиях  становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической  социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии  и отдельных ученых-социологов.

Характерными чертами  эмпирической социологии являются:

  • отождествление научной социологии с эмпирической социологией;
  • разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;
  • увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в  США. Американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию между биологическими и социальными явлениями и процессами.

В 40 - 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь  нового уровня развития во многом благодаря  влиянию на нее метода структурно-функционального  анализа, разрабатывавшегося в эти  годы Т.Парсонсом и его последователями. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви - академическую  и прикладную.

Задача академической  усматривается в создании системы  научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (т.е. «социологии» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.

 Если ту или иную  социальную практическую проблему  нельзя решить на основе уже  имеющихся знаний, то появляется  необходимость в научном поиске  дополнительной информации, в проведении  эмпирического исследования.

 Прикладным называется  такое эмпирическое исследование, которое выполняется «по заказу»  с целью приложения его результатов  к практическому решению какой-либо  социальной проблемы. Прикладное  исследование, как правило, носит  диагностический характер и привязано  к конкретному объекту (предприятие,  фирма, социально-территориальная  общность, орган управления, профессиональная  или демографическая группа и  т.п.), конкретному месту и времени.

Прикладная социология представляет собой единство специальных и  отраслевых социологических теорий с методами, техникой и процедурами  эмпирического социологического исследования, результаты которого реализуются в  социальной технологии. В этом воплощается  единство эмпирического и теоретического компонентов в структуре прикладной социологии. Такое единство обусловлено  тем, что невозможно провести исследование молодежи, семьи или отклоняющегося поведения без знания и применения их специальных теорий, раскрывающих особенности и тенденции становления  и развития соответствующих социальных общностей, их типологических характеристик  и свойственной им специфики деятельности.

Итак, прикладная социология – это совокупность теоретических  знаний, методологических принципов, специальных  и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных  на практическое применение, достижение реального социального эффекта  в развитии социальных процессов  и явлений.

В американской социологии принято различать два подхода  к исследуемым явлениям и процессам  – инженерный и клинический.

Инженерный, точнее – социоинженерный, подход характеризуется преимущественным использованием маломасштабных, недорогих опросов, полевых экспериментов, разработкой проектов социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), поэтому и носит название инженерного. Социоинженер чаще всего исследует такие вопросы, как удовлетворенность трудом, условия труда, мотивация и стимулирование труда, деятельность менеджеров в пределах данной фирмы; изучает динамику спроса и предложения определенных видов товаров, т.е. проводит маркетинговые исследования. Социоинженер, нередко выступающий в роли консультанта предприятия, фирмы, общественной организации и т.п., чаще всего использует стандартизированные методы социологического опроса, наблюдения, контент-анализ документов, а также обычную статистику и количественный анализ; завершая исследование отчетом, он включает в последний блок практические рекомендации по совершенствованию управления фирмой или ее подразделениями, улучшению условий труда, рекламированию определенных видов товаров и т.п. В сущности, здесь речь идет об инженерном типе прикладного социологического исследования.

Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить диагноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в  прикладной эмпирической социологии для  преодоления фрагментарности в  целях получения всесторонней, унифицированной  информации, которая в конечном итоге  может дать картину социальной жизни  в целом.

 

  1. Хотторнские эксперименты. Роль Чикагской школы в развитии эмпирических исследований

В 1920–30-е годы в становление  эмпирической социологии в США огромный вклад внесла Чикагская школа. Отличительные черты творчества ее представителей – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе сочетание и взаимодополнение этнографических методов и количественных), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.

В период с 1940-х по 1960-е  годы чикагцы придумали особую технику  эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно ею пользовались. Хотя правильнее было бы говорить о  том, что чикагские социологи  позаимствовали свойственные антропологии приемы наблюдения и удачно перенесли  их на свою почву.

В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три  принципа:

  • изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации;
  • обследовать их методом прямого взаимодействия с ними;
  • достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в

терминах мировоззрения членов изучаемой группы.

По существу чикагцы выступили  прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как  работающую методологию.

Характерны объекты исследовательского интереса чикагских социологов. Это  положение негров в Чикаго; бродяги-сезонные рабочие, мигрирующие на Запад; дезорганизация семьи; молодежные группировки и банды; самоубийства; еврейское гетто; организованная преступность в Чикаго и другие.

Одной из центральных тем  Чикагской школы являлась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории (<инвайронментальной социологии>). Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление <социального контроля> и <консенсуса>. Оба лидера Чикагской школы трактовали город как гигантскую лабораторию, в которой осуществляется естественное экспериментирование над человеческим поведением. В 1916 г. Р. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Он, а затем и его последователи, широко применяли качественные методы: включенное наблюдение, неструктурированное интервью, личные документы и т.п.

Информация о работе Развитие неопозитивистской социологии. Эмпирическая и прикладная социология в США