Психологическое направление русской социологической школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:24, доклад

Описание работы

Становление психологии как самостоятельной науки относится к 70-80-м годам XIX в. Происходило оно на базе опытного исследования психики индивида. Изучение психики человека с помощью эксперимента принесло новой науке значительные успехи. Возникла идея применить схему умственного развития отдельной личности к умственному движению целого народа. Делалась попытка создания особой науки — «психологии народов», объединяющей историко-филологические исследования (языка, мифов, религии, поэзии) с психологическими. Происходило сближение общественных наук с психологией. Позитивизм с его редукционизмом обращается к принципам, вытекающим из изучения психологии народа, которые он перенес на изучение всего общества, что, естественно, вело к психологизации социальных процессов.

Работа содержит 1 файл

Психологическое направление.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Психологическое   направление  как самостоятельная линия в  развитии  русской  социологической  мысли сложилось в 90-х годах XIX в. Однако элементы психологизма встречаются  во многих  направлениях  общественной мысли — начиная с социологической  теории П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского  и других представителей субъективной школы, у которых заметна значительная склонность к психологизации социальных процессов.

Обращение социологов к психологии было вызвано прежде всего социально-политическими  условиями развития  русского  общества, затем внутренней динамикой  самой социологической науки, а  также влиянием западной философии  и  социологии .

 Психологическое   направление   в  социологии  с самого начала  развивалось в двух руслах: 1) построение  социологической теории на основе  понятий и категорий коллективной  психологии; 2) обращение  социологии  к психологии индивида (у теоретиков  народничества; см. об этом главу 4). Такое деление было как результатом различной социально-политической ориентации социологов, так и неодинаковостью их теоретических установок.

 Психологическое   направление   было связано с идеологией  либеральной буржуазии. Уже с  80-х годов идеологи  русской   буржуазии поняли, что без учета  деятельности масс отныне невозможно  постичь исторические процессы. Однако буржуазное сознание мистифицировало  это верное положение: рассмотрение  активной роли масс было перенесено  исключительно в плоскость народной  психологии и превращено в  самостоятельную силу, независимую  от материальной основы. Экономические  и политические явления: частная  собственность, классовая борьба, общественный прогресс, государство,  власть — превращались в проекции  психологии, в выражение чувств  и эмоций общества в целом.  На этой основе складываются  социологические теории Е.В. Де  Роберти, Н.И. Кареева и Н.М. Коркунова.

Наряду с социально-политическими  причинами образования  психологической  школы имелись и другие основания, связанные с характером развития самой  социологии .

Становление психологии как  самостоятельной науки относится  к 70-80-м годам XIX в. Происходило оно на базе опытного исследования психики индивида. Изучение психики человека с помощью эксперимента принесло новой науке значительные успехи. Возникла идея применить схему умственного развития отдельной личности к умственному движению целого народа. Делалась попытка создания особой науки — «психологии народов», объединяющей историко-филологические исследования (языка, мифов, религии, поэзии) с психологическими. Происходило сближение общественных наук с психологией. Позитивизм с его редукционизмом обращается к принципам, вытекающим из изучения психологии народа, которые он перенес на изучение всего общества, что, естественно, вело к психологизации социальных процессов.

Обращение буржуазных социологов к психологии было вызвано внутренним кризисом, порожденным неудачными попытками  в 60-70-х годах свести социальное к  биологическому. Потребовались иные методы исследования общества с учетом специфики самого социального организма. Подмена социального психологическим была всегда внутренне присуща любому философскому идеализму с его приматом духовного над материальным. Однако обрамление социологов к психологии как основе общества давало нечто иное по сравнению с прежней .философией истории. Философия истории перенесла основной акцент на абстрактное философское мышление, человеческая деятельность рассматривалась ею как результат воплощения определенных идей. В отличие от такого взгляда представители  психологического   направления  сосредоточили внимание на изучении  психологического  механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

В западноевропейской и американской  социологии  начала 90-х годов имелись  идеи, которые воздействовали в различной  степени на складывающееся в России  психологическое   направление . Таковы положения М. Лацаруса и Г. Штейнталя о «психологии народов», работы Л. Уорда «Динамическая социология » (1883), Ф. Гиддингса «Основание  социологии » (1896), Дж. Леббока «Психология народов и масс» (1895) и др.

 Русское   психологическое   направление  развивалось не  только в пределах собственной  социологической тематики, но и  в правоведении.

Е.В. де Роберти

Наиболее видным представителем  психологического   направления  был Евгений Валентинович Де Роберти (1843-1915), автор многочисленных социологических работ1.

Мировоззрение Де Роберти претерпело значительную эволюцию — от контизма к махизму. В нем можно выделить два крупных периода: 60-80-е годы XIX в., когда происходило становление позитивистских взглядов Де Роберти на основе идей Конта, и с 90-х годов — переход на позиции субъективного идеализма.

Де Роберти написал множество работ, из них по  социологии  и связанной с ней этике следующие: « Социология » (1880), «Прошедшее философии» (1886), «Le bien et le mal» (1895), «Le psychisme social» (1897), «Fondements de 1’éthique» (1898), «Constitution de 1'ethique» (1900), «Nouveau programme de sociologie» (1904;  в   русском  переводе «Новая постановка основных вопросов  социологии », 1909), «Sociologie de 1’action» (1908), «Понятие разума и законы вселенной» (1914), «Философия и ее задачи в XX веке» (1915).

Начиная с 90-х годов в  работах Де Роберти социальные изменения отождествляются с психологическими  процессами. Эволюция воззрений социолога происходила в общем в русле позитивизма с его принципом редукционизма, только на место биологического приходит  психологическое редуцирование. Сам Де Роберти отмечал в 1900 г., что он не отказывается от основных контовских положений, изложенных им еще в конце 60-х годов2.Однако он отчетливо понимал различие своих новых установок от положений, высказанных им раньше. М.М. Ковалевский вспоминал: «В беседах со мной об этом последнем труде (т.е. о «Новой постановке основных вопросов  социологии », — И.Л.), автор говорил, что ему пришлось бы много переделывать в том очерке чисто методологического характера, которым была изданная им в 1880 году „ Социология ”»3.

Философия и  социология  Де Роберти тесно связаны с его политической позицией. Начиная с выступления в дворянским собрании Твери и вплоть до последних лет, когда он после 1905 г., вернувшись в Россию, примкнул к партии кадетов, Де Роберти оставался типичным российским либералом. По собственной характеристике, он был «крупным землевладельцем», который «близко принимал к сердцу интересы местного земства»4.

Мировоззрение Де Роберти, как было сказано выше, сложилось под воздействием Конта и его французских последователей. Однако Де Роберти подчеркивал различие, существующее между о социологией и социологией основателя французского позитивизма. Во-первых, по его мнению, Конт ошибался, отделив мораль от всего комплекса исследований, которыми занималась  социология . Во-вторых, Конт не понимал истинного значения психических явлений, сведя психологию к чисто мозговому процессу.

В-третьих, Конт ошибался в  оценке взаимоотношения  социологии  с другими науками. Кроме того, Де Роберти резко выступал против агностицизма Копта. Он считал, что признание бессилия человеческого разума есть «капитуляция перед непознаваемым»5.

В дальнейшем, во втором периоде  творчества, Де Роберти испытывал значительное влияние философских идей Канта, в то же время резко отрицательно отзываясь о социологии  неокантианства. Обращение психологической школы к гносеологии Канта имело первостепенное значение в эволюции позитивистской  социологии  ко все более открытому субъективизму. Позитивизм Конта с его элементами естественнонаучного подхода к миру оказался в новых исторических условиях слишком материалистичным.

В своей ранней работе «Политико-экономические  этюды» (1869) Де Роберти признавал, что социолог имеет дело не с биологическими или психологическими  условиями существования общества, а изучает особые социальные законы, управляющие обществом и отличные от законов индивидуального развития. Однако вскоре у Де Роберти намечается отход от подобного понимания социологии . В 1880 г. он уже не связывает предмет социологии  с изучением общественных законов. Де Роберти считает социологию  наукой абстрактной и одновременно описательной6.

В 90-х годах Де Роберти расширяет предмет социологии , включая в нее мораль, часто даже отождествляя  социологию  с этикой, «Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией », — писал Де Роберти7. Правила поведения управляют жизнью человека среди других подобных ему имеют вес и значение, если выражают «существенные законы, управляющие нашим поведением», открытие которых и есть задача  социологии .

Все это привело в конечном итоге к трактовке  социологии  как универсальной науки о  человеческом духе, куда попадает история  науки, история отдельных отраслей знания (искусство, философия и т.д.), теория познания, этика, эстетика, политика, юриспруденция и мн. др. Но  социология  имеет «одну цель — познание законов  психологического  взаимодействия»8.

В понимании предмета  социологии  Де Роберти стоял на субъективистских позициях, исходя из которых он, конечно, не мог увидеть, что социология  изучает общество как целостный социальный организм и как целостную социальную систему. Исследование объективно существующей системы социальных связей и зависимостей подменялось Де Роберти созданием своеобразной системы развития духа.

Де Роберти, исходя из выдвинутого им положения, что социология  есть наука и абстрактная и одновременно описательная, говорит о двух фазах познания общества: чисто описательной, которую он называет «естественной историей общества», и, абстрактной социологии  как «естественной науки общества»9. В работах 900-х годов, оставляя в основном без изменения принятую схему, он дает более широкое определение первой части социологии . Де Роберти называет ее конкретной  социологией , подразделяя на две ветви — элементарную  социологию , носящую название «психология», и другую, более обширную, «естественную историю общества»10. В последнюю входят различные виды  психологического  взаимодействия, т. е. общественные группы (семья, племя, класс и т.п.), личность, общественные верования, этические вкусы и творчество, труд и поведение. Значительно меньшее внимание уделял Де Роберти «естественной науке общества», или «общей части социологии ». Она должна, по мнению Де Роберти, заниматься фактами и отношениями, достаточно описанными и разъясненными социальными исследованиями, и, следовательно, ограничена классификацией самых существенных и наиболее общих типов ассоциаций и категорий социальной деятельности.

В предложенной Де Роберти структуре социологии  видна плодотворная идея выделения двух уровней изучения общества. Однако следует помнить, что у Де Роберти главный объект исследования — не объективно существующее общество, а психологическое взаимодействие людей; следовательно, их «наиболее общие типы» и «категории», которыми оперирует Де Роберти в социологии , есть также производные от  психологического  взаимодействия людей.

Начав заниматься  социологией , Де Роберти вскоре столкнулся с необходимостью разрешить вопрос о ее методе. Он исходил из положения, что метод исследования связан со свойствами изучаемых явлений и должен быть различен у разных групп наук. Но сами методы изучения наук понимались им крайне узко — большей частью они сводились к эмпирическим, включающим в себя наблюдение и эксперимент. Особо большое значение Де Роберти придавал методу описания, он считал, что роль описания увеличивается по мере усложнения науки.

Метод, которого придерживался Де Роберти в 80-х годах, был связан с материалистическим элементом в позитивизме. Он описывал реальное содержание социальных событий и фактов, но не мог привести к раскрытию сущности социальных процессов, не мог создать социологическую науку. В.И. Ленин отмечал, что характерной особенностью общественных наук до Маркса было то, что они, как правило, не шли дальше описания и в лучшем случае накопления сырых фактов. Только сформулированное Марксом понятие общественно-экономической формации «дало возможность перейти от описания... общественных явлений к строго научному анализу их»11. Позднее, перейдя на позиции последовательного идеализма, Де Роберти отбросил и прежний свой метод. Отныне задача метода, в понимании Де Роберти, — «рациональное объяснение фактов», что означало «приспособление внешних событий к внутреннему механизму наших мыслей»12.

В «Политико-экономических  этюдах» и в « Социологии »  Де Роберти общество представлено в нерасчлененном виде, как некий единый организм. В 90-х годах Де Роберти исследует различные области общественной жизни. «В книге, опубликованной в 1898 г., — писал Де Роберти, — я приступил к этой задаче с наименее сложной и, быть может, с наиболее привлекательной ее стороны, с анализа и классификации основных членов социально-психического ряда»13.

В 90-900-х годах центральной  категорией  социологии  Де Роберти стало понятие надорганического. Рассматривалось оно в двух аспектах. Во-первых, надорганическое как одна из трех форм мировой энергии наряду с неорганической и органической, ее высшее, т.е. социальное проявление. Во-вторых, надорганическое как психическое взаимодействие. Де Роберти подчеркивал, что психическое взаимодействие нельзя смешивать с психологическим фактом, обладающим не только надорганическим, но и биологическим свойством14.

Общественная жизнь у Де Роберти вырастает из психофизиологических процессов, которые он называл «глубоким и скрытым источником» надорганического. «Социальный психизм, как психизм органический, находится в мозгу и нервных центрах. Только место его пребывания увеличено до бесконечности».

По утверждению Де Роберти, надорганическое в своем развитии проходит две стадии — стадию психофизических отношений и стадию психологических взаимодействий. Первая стадия связана с элементарным нервно-мозговым взаимодействием и дает начало истинно надорганическим явлениям. В нее входят факты и процессы психофизические, состоящие из сравнительно простых явлений. Они относятся к зачаткам «животной общественности» и к жизни первобытных людей. Высшая стадия ( психологические  взаимоотношения) обнимает «огромное количество фактов и процессов исторических», которые одни только и могут называться общественными. Здесь рождается вся совокупность сложнейших понятий и идей. Множество фактов, относимых к рассматриваемой ступени, Де Роберти делит на четыре большие группы, «известные под именем науки, философии (или в соответствующих случаях религии), искусства и, наконец, практической деятельности или поведения»17. Последняя группа подразделяется на технику, экономику, право и политику. Подобная классификация психологических фактов, по мнению Де Роберти, должна отразить любое психологическое взаимодействие и соподчиненность.

При всей изменчивости взглядов Де Роберти на предмет социологии  в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как «основном факторе»  социологии , главном предмете изучения. Эволюционизм роднил его с огромным кругом позитивистов конца XIX в. Но в самом подходе к социальной эволюции отчетливо проявился психологизм.

Информация о работе Психологическое направление русской социологической школы