Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 00:51, реферат
Морально ли тайно управлять другим человеком против его воли? Это зависит от степени моральности целей инициатора. Если его цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, аморально. Скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, мы называем манипуляцией. Инициатора, управляющего воздействием, будем называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции).
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Психологические основы скрытого управления 6
1.1 Эксплуатация потребностей человека. 6
1.1.1. Виды потребностей. 6
1.1.2. Физиологические потребности. 6
1.1.3. Потребность в безопасности. 7
1.1.4. Потребность принадлежать общности. 7
1.1.5. Потребность в уважении, признании. 8
1.1.6. Потребность в самореализации. 8
1.2. Использование человеческих слабостей. 9
1.3. Использование особенностей психики. 10
1.3.1. Психологическое заражение. 10
1.3.2. Отождествление 11
1.3.3. Шаблоны. 11
1.3.4. Чувства. 12
2. Технология скрытого управления. 13
2.1. Получение управляющей информации об адресате воздействия. 13
2.2. Понуждение к действию 15
2.2.1. Сознание и подсознание. 15
2.2.2. Внушение. 15
2.2.3. Манипулирование информацией 17
2.2.4. Уловки. 19
2.2.5. Методы нейролингвистического программирования (НЛП). 21
3. Защита от скрытого управления и манипулирования. 26
3.1 Защитные процедуры. 27
3.1.1. Не давайте информацию 27
3.1.2. Осознайте, что вами управляют. 28
3.2. Типы защиты от манипуляций. 30
3.2.1. Пассивная защита 30
3.2.2. Активная защита. 30
Заключение 32
Литература 33
В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле.
С. Е. Лец
Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой.
Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в пере-дачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.
«После этого, стало быть, по причине этого» — гласит формулировка одного из часто встречающихся заблуждений людей, которое отмечали еще античные логики.
Здесь проявляется коварное свойство аналогии. Поскольку следствие всегда происходит после причины, по аналогии некритичный слушатель воспринимает следующее во времени как следствие.
Такую же природу имеет заблуждение: «если рядом — значит вместе». (Обычно рядом как раз те, кто оказался рядом не случайно, они — вместе; отсюда — и заблуждение.)
Скрытое управление нередко строится на предсказуемости наших реакций и поступков. Система воспитания прививает нам определенные шаблоны, которые и делают нас уязвимыми для скрытого управления.
В этом управлении манипулятор использует и «кнут», и «пряник». Пряник: вы станете лучше. Кнут: если ослушаетесь, вы — такой сякой (какой — перечислено выше).
На многие вопросы у нас готовы ответы, и они почти не отличаются. Испытуемого просят отвечать быстро:
— Поэт?
— Пушкин.
— Часть лица? -Нос.
— Река?
— Волга.
— Город?
— Москва.
— Фрукт?
— Яблоко и т.д.
Конечно, всякий, знает множество ответов на каждый из подобных вопросов. Но подавляющее большинство дают именно эти. Таковы шаблоны нашей памяти.
Они нередко идут рука об руку. И любовь, и ненависть — сильные чувства. О силе последней говорит следующая басня Эзопа.
Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы не видеть друг друга, один из них устроился на корме, другой — на носу. Поднялась страшная буря, корабль начал тонуть. Тот, что сидел на корме, спрашивает у кормчего, какой конец корабля первым уйдет под воду. «Нос», — ответил кормчий. Тогда тот сказал: «Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы знать, что мой враг захлебнется раньше меня!»
Эзоп заключает: так иные люди из ненависти не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как другие страдают.
Тот, кто хорошо подготовился к сражению, наполовину победил.
М.С. Сервантес
Типология по особенностям восприятия
По этому параметру собеседников можно разбить на четыре типа: аудиалов, визуалов, кинестиков и дигиталов. Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.
До 5—7 лет (иногда до 14) каждый человек способен к восприятию мира, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестическую системы. Поэтому детские воспоминания этого периода остаются на всю жизнь. В дальнейшем у каждого индивидуума развивается свой избыточный канал воспоминания (либо визуальный, либо аудиальный, либо кинестический), определяющий наиболее развитой вид восприятия.
Визуалы
Визуальный (зрительный) тип характеризуется тем, что, беседуя, он жестикулирует, как бы изображая то, о чем говорит. В разговоре визуал часто употребляет выражения: «Представьте себе...; Посмотрите...; Обратите внимание, это выглядит так». При этом часто заглядывает в глаза собеседнику.
Более
половины всех людей относятся
Аудиалы
Аудиальный (слуховой) тип любит употреблять выражения: «Это звучит так...; Послушайте...». При воспоминании аудиал взор обращает влево. При разговоре часто поворачивается к собеседнику боком (ухом), в глаза смотрит достаточно редко.
Кинестики
Кинестический (двигательный) тип часто употребляет слова, связанные с тяжестью—легкостью, с теплом—холодом. Например, «мороз по коже», «облился холодным потом», «тяжелая голова» и т.п. Вспоминая, кинестик смотрит прямо перед собой или вниз!
Дигиталы
Название происходит от английского «digital» — число.
Люди этого типа проявляются словами, связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимые словечки: «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю». Для них самым важным является внутренний диалог. Некоторые авторы называют людей этого типа «компьютерами». Это связано, в частности, с тем, что наибольшее число представителей дигиталов среди программистов, шахматистов. Много их и среди юристов.
Канал управления
Знание типов индивида по восприятию позволяет использовать это для управления им. Общаясь в предпочтительной для объекта системе восприятия, субъект устанавливает с ним устойчивый канал связи. При этом адресат чувствует себя комфортно, испытывает удовольствие от того, что его хорошо понимают, «как будто знакомы всю жизнь» и т.п. Все это способствует аттракции, а затем и скрытому управлению.
Лечебное воздействие
Человек, испытывающий стресс, находящийся в невротической ситуации, сосредотачивает свои переживания в ведущей для него системе восприятия.
Облегчить состояние индивида может расширение восприятия окружающей действительности за счет загрузки других каналов. Например, похлопав друга-страдальца по плечу, потормошив его или просто дружески прикоснувшись, взяв за руки и т.п. (кинестическое воздействие); попросив его вслушаться в мелодию или слова песни, шум деревьев (слуховое воздействие).
Приемы понуждения к действию должны быть обращены и на сознательную, и на подсознательную сторону психики.
Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих — сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом эмоции) и включить в соответствующую деятельность.
Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.
При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, но и физически (лицом). Даже собаки, живущие долго с хозяином, чем-то напоминают его.
Сила взгляда
Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям бразильского штата Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стали готовить завтрак. Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гельфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гельфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся, же рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом — не помнит.
Описанный случай показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животное, и навязать им определенные действия.
Пристальный взгляд
В деловом мире пристальный взгляд находит практическое применение. Президент сети закусочных быстрого обслуживания «Макдональдс» сказал: «Наши рестораны в Москве кормят ежедневно пятьдесят тысяч человек. И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: «Приходите к нам еще».
Магический взгляд
Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют «магическим взглядом». Естественно, что есть и обучающие рецепты. Об одном из них рассказывает Игорь Воетков в своей книге «Секреты целителей Востока».
«Возьмите машинописный лист и в центре его начертите тушью или черными чернилами круг с двухкопеечную монету (1,5 см).
Повесьте этот лист на расстоянии 2—2,5м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг (круг надо заштриховать черным цветом).
Делая это ежедневно, вы выработаете в себе «магический взгляд». Если таким взглядом женщина, к примеру, посмотрит на мужчину с целью его приворожить к себе, то он навсегда станет ее».
В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.
Если вы желаете вывести собеседника из равновесия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же начнет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерно откинете голову назад, то сохранить самообладание удастся только очень уж выдержанному человеку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседника взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.
Способы манипулирования
Все разнообразие производимых над информацией операций с целью скрытого управления адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации; ее утаивание; частное освещение вопроса; способ подачи; психологическая нагрузка.
Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по множеству значений понятия, когда, скажем, борьба за право какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.
Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем.
Информация о работе Психологическое манипулирование: основы, технология, защита