Психологические проблемы людей пожилого возраста. Способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что пожилые люди имеют ряд психологических проблем, которые негативно влияют на адаптацию пожилого человека к выходу на пенсию и на личность вцелом.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
Провести анализ литературы по проблеме пожилого возраста в отечественной и зарубежной психологии.
Изучить особенности личности пожилых людей.
Выявить основные проблемы пенсионного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГЕРОНТОЛОГИИ
ГЕРОНТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРОСТИ
ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 65.49 Кб (Скачать)

На противоположном полюсе стоят те пожилые люди, которые  после перехода на пенсию могут заняться совершенно новой и неожиданной  деятельностью, например, спортом, живописью  или изучением той или иной науки. Способности и интерес  в этих направлениях у них, безусловно, были давно, но они дремали, придавленные тяжестью профессиональных и семейных обязанностей. Когда бремя упало, скрытые стремления и мечты дождались  осуществления.

Отметим достоинства и  ценности перехода на пенсию: 1) удовлетворение тем, что уже достигнуто; 2) ощущение духовной высоты и зрелости, знания и опыта; 3) свободное время и  возможность осуществления собственной  программы.

Подготовка к переходу на пенсию должна начинаться не за несколько  месяцев или недель до установленного срока, а за несколько лет. Что  же надо осмысливать? Попробуем ответить:

  1. Направление деятельности, которой человек станет заниматься на пенсии;
  2. Материальное обеспечение, то есть приобретение имущества длительного пользования и постепенное накопление сбережений, так как у большинства пенсионеров расходы, связанные с воспитанием детей, уже позади.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих  людей резко нарушается жизненный  стереотип, приспособляемость к  новым условиям, перестраивается  весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем  пожилого возраста, и в частности  проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ  В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Для оценки состояния, которое характеризует  самочувствие, активность и настроение в определенный момент времени, был  проведен опрос с помощью анкеты «САН».

 Анкета «САН» дифференцированной  самооценки утомления, основывается  на выделении основных компонентов  функционального состояния с  помощью трех признаков. Она  представляет собой карту, на  которую нанесены 30 пар слов полярного  значения. Испытуемый должен соотнести  свое текущее состояние с рядом  признаков, характеризующих каждую  из трех категорий. Самочувствие, активность и настроение характеризуют  10 пар слов. Десятикратное предъявление  полярных признаков - членов одной  и той же группы - повышает надежность  получаемых данных. Расположение  положительных (отрицательных) признаков  как с правой, так и с левой  стороны карты уменьшает возможность  преднамеренного искажения результатов.  Данные по каждой категории  признаков усредняются и оценивается  величина разброса полученных  оценок. Степень выраженности признака  устанавливается по семибальной  шкале.

Опрашиваемым было предложено отметить на шкале цифру, которая  в наибольшей степени отражает их состояние. Для каждой из категорий  всех анкет «САН» были получены средние  арифметические рангов, характеризующие  эти состояния.

Мы получили следующие данные (Таблица 1.):

 

Категория

 

 

Испытуемый

 

Самочувствие

 

Активность

 

Настроение

Савельева Р.И,

63 года 

 

5,8

 

6

 

6,2

Кармазина А.Р.,

84 года

 

5,2

 

6,2

 

6

Черткова Е.А.,

78 лет

 

2,6

 

3,1

 

5

Пивоварчик Я.Э.,

76 лет

 

5

 

5,8

 

6

Каменкова А.А.,

76 лет

 

4,6

 

4,2

 

5,6

Герасименок А.В.,

75 лет

 

3,7

 

4,3

 

5,3


 

В таблице прослеживается зависимость настроения и активности пожилого человека от его самочувствия: чем лучше самочувствие, тем выше активность и настроение человека. Однако, в некоторых случаях, настроение может быть плохим или хорошим, независимо от самочувствия. Это связано с  взаимоотношениями с окружающими, с успехами в каких-либо делах, с  осознанием собственной значимости или незначимости.

Ниже среднего показателя свое самочувствие оценили 33% опрошенных, активность -  16%, настроение – 0%. Наиболее высокую среднюю оценку получила категория настроения - 5,68 баллов из 7 возможных. Из последнего можно сделать  вывод о том, что, несмотря на болезни  и другие явления, сопровождающие человека в старости, опрошенные смотрят на жизнь с оптимизмом.

Каждая анкета была изучена  на валидность с помощью вычисления среднеквадратичного отклонения, которое  показывает характер частотного распределения  или же коэффициент вариации.

Все анкеты показали, что  они были заполнены системным  и последовательным способом, а не в случайном порядке. Отсюда, выводам  из нашей экспериментальной работы можно доверять.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение психологических проблем людей пожилого возраста является ключевой задачей геронтологической науки. Выявление причин проблем, своевременное информирование общества об этих причинах поможет многим людям преодолеть кризис выхода на пенсию, наладить контакты с окружающими людьми, что благоприятно скажется на общем состоянии пожилого человека.

Пессимистическая ориентация в отношении старости вытекает, в  основном, из двух источников: 1) из реальных болезней и недомоганий, затрудняющих жизнь; 2) из широко распространенных отрицательных  мнений о старости («старость –  не радость», старым надо помогать, жалеть их, сочувствовать им и т. п.). Эти  мнения и внушения сильно увеличивают  бремя реальных недомоганий. В итоге  человек начинает ощущать на себе столь тяжкое «ярмо возраста», что  всякая мысль о поправке здоровья кажется иллюзией.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Висьневска-Рошковска, К. Новая жизнь после шестидесяти / К. Висьневска-рошковска. – Москва, 1989 г.
    2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Москва, 2006 г.
    3. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская. – Москва, 1999 г.
    4. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение / Н.Ф. Шахматов. – Москва, 1996 г.
    5. Хрисанфова, Е.Н. Основы геронтологии / Е.Н. Хрисанфова. – Москва, 1999 г.
    6. Авербух, Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте / Е.С. Авербух. – Санкт-Петербург, 1990 г.
    7. Толстых, А. Возрасты жизни / А. Толстых. – Москва, 1988 г.
    8. Гаврилов, Л.А. Может ли человек  жить дальше? / Л.А. Гаврилов. – Москва, 1985 г.
    9. Говоров, В.С. Жить долго / В.С. Говоров. – Краснодар, 1988 г.
    10. Грегор, О. Не стареть это искусство / О. Грегор. – Москва, 1986 г.
    11. Дмитриев, А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А.В. Дмитриев. – Ленинград, 1980 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические проблемы людей пожилого возраста. Способы их преодоления