Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913-1918 год) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил, как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он в последствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961 году.

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………………3
II. Психологическая типология К.Юнга:
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении…………………………………....3
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения…………....7
3.Практическое задание……………………………………………………….19
III.Заключение.............................................................................................................20
IV.Список используемой литературы..................

Работа содержит 1 файл

Деловое общение контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

      Например, личность ощущающего типа отметит все подробности какого-либо события, но не обратит внимание на его контекст, а личность интуитивного типа не обратит особого внимания на потребности, но без труда поймет смысл происходящего и проследит возможное развитие этих событий.

     Опыт показывает, что в каждом отдельном взятом человеке доминирует одна из функций, «она играет господствующую роль в процессе адаптации и придает осознанной установке человека определенные направленность и качество».

      Существует  несколько критериев развития функций у человека:

  1. Относительно здоровая психическая субстанция.  Если психическая субстанция расстроена, то развитие главной функции может тормозиться, а противоположная функция может выходить из сферы бессознательного и занимать главное место.

     2. Другой фактор - возраст человека. Считается, что сформированность функций и их дифференциация максимальна к середине жизни. 

Лишь  редкие люди до конца осознают, к  какому функциональному типу они  относятся, хотя  это несложно определить, исходя из ее силы, устойчивости, постоянства и адаптированности. 

     Низшая  функция характеризуется ненадежностью, неспособностью противостоять окружающему  влиянию, неустойчивостью. Юнг пишет: «Это не вы держите ее под башмаком; это она владеет вами»3.

      Но  в реальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных типах взаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда вступают друг с другом  в отношения компенсации.

  1. Экстравертные рациональные типы:

      К экстравертным рациональным типам  относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они  характеризуются тем, что их жизнь  подчинена  разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательной неразумности. Разумное суждение у них  представлено в сознательном исключении случайного и неразумного. Рациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от объективно данного. Их разумность зависит от того, что коллективно считается разумным.

      Мыслительный  тип. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны - и это в большей степени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

      Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может  быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного мышления:

  1. Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет субъективный источник;
  2. Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.

        Итак, «экстравертное мышление возможно  лишь благодаря тому, что объективное  ориентирование имеет некоторый  перевес, но это ни чуть не  меняет мыслительной функции,  а меняет лишь ее проявления».

     Рассмотрим  человека, который представляет собой  чистый тип экстравертного мышления. Вся его жизнь, его жизненные  проявления находятся в зависимости  от интеллектуальных выводов, общепризнанных идей и других объективных данных или фактах.

     Девиз его жизни - никаких исключений,  его идеалы являются «чистейшей формулой объективной фактической реальности и потому они должны быть и общезначимой истиной, необходимой для блага человечества». В его жизни большую роль играют такие выражения, как, «собственно говоря», «следовало бы», нужно было бы» и т.д. Он как бы подавляет все то, что идет из чувственного познания - вкус, художественное понимание, эстетические занятия. Страсти, религия и другие иррациональные формы вообще удалены до полной бессознательности.

      Есть  экстраверные идеалисты, которые так  стараются над осуществлением своего идеала, что прибегают ко лжи и  другим нечестным средствам, руководясь девизом - цель оправдывает средства. Вследствие этого человек может  пренебрегать своим здоровьем, общественным положением, жизненные интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов, такого человека ожидает полный финансовый и моральный крах.

      Юнг объясняет это тем, что сознательно  вытесненная, подчиненная функция  чувства, «бессознательно действующая  и вводящая в соблазн, может довести до таких заблуждений людей, в остальном стоящих на высоте».

      Чем сильнее вытеснены чувства, тем  хуже и незаметнее их влияние на мышление, хотя они во всех остальных  отношениях могут быть безупречны.

      Мышление  экстравертного мыслительного типа позитивно (т.е. продуктивно). Оно ведет или к новым фактам, или к общим концепциям разнообразного, не связанного между собой, опытного материала. Обычно его суждение называют синтетическое или предикативное. В большинстве случаев оно носит прогрессирующий или творческий характер, но если доминирующей функцией становится не мышление, а другая функция, то мышление принимает негативный характер. В этом случае мышление просто повторяет за доминирующей функцией, хотя  это идет в противоречие законам логики. «Негативная особенность этого мышления столь неописуемо дешево, т.е. бедно производительной и творческой энергии. Это мышление тянется на буксире за другими функциями».

     Чувствующий тип. Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того, приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному данному, т.е. «объект, является неизбежной детерминантой  самого способа чувствования».

      Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь  - все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и «объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную прелесть утрачивается».

      Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин. У большинства из них чувство развилось до такой функции, которая уже не подчиняется сознательному контролю, но приспособлено к объективным условиям. «Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями».

        Наиболее наглядно, по мнению  Юнга, это проявляется в выборе  объекта любви. Он пишет: «любят  подходящего мужчину, а не какого-нибудь  другого; он является подходящим  не потому, что  он вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины, - в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи». Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но до тех пор, пока чувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется. То чего женщина не может чувствовать, она не может и мыслить сознательно. При выходе компенсирующего мышления из сферы бессознательного у женщин наблюдаются моменты, когда то, что они больше всего ценили, совершенно утрачивает свою ценность. При этом у женщин наблюдаются неврозы в виде истерии «с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений».

  1. Экстравертные иррациональные типы:

     К  экстравертным иррациональным типам относятся: ощущающий и интуитивный. Их отличие от рациональных состоит в том, «что они основывают весь свой образ действия  не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия». Они основываются исключительно на опыте, а функции суждения оттеснены в бессознательное.

     Ощущающий тип. В экстравертной установке ощущение зависит  от объекта, определяется преимущественно объектом, его сознательным применением. Те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими, по мнению Юнга, для психологии индивида. «Ощущение есть жизненная функция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Если объект вызывает ощущение, значит, он является значимым и вступает в сознание как объективный процесс. Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена

        Человек, принадлежащий к экстравертному  ощущающему типу, в течение всей  жизни накапливает опыт о реальном  объекте, но как правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности, является конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретные наслаждения и означает для него «полноту действительной жизни». Реальность для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого «допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение». Все мысли и чувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным основам. Даже в любви он основывается на чувственных прелестях объекта.

     Но  чем больше ощущение преобладает, тем  неприятнее становится этот тип: он превращается «или в грубого искателя впечатлений, или в беззастенчивого, рафинированного  эстета».

      Самые фанатичные люди относятся именно к  этому типу, их религиозность возвращает их к диким ритуалам. Юнг отмечал: «Специфически навязчивый (компульсивный) характер невротических симптомов представляет собой бессознательное восполнение к сознательной моральной непринужденности, свойственной исключительно ощущающей установке, которая с точки зрения рационального суждения без выбора воспринимает все происходящее».

     Интуитивный тип. Интуиция в экстравертной установке не является только восприятием или созерцанием, а представляет собой активный, творческий  процесс, который с такой же степенью влияет на объект, с какой и он сам.

      Одной из функций интуиции является «передача  образов или наглядных представлений  об отношениях и обстоятельствах, которые  с помощью других функций или  совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях».

        Интуитивный тип при передаче  окружающей его действительности  постарается описать не фактичность  материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту  событий, опираясь на непосредственное  чувственное ощущение, а не на  сами ощущения.

      Для интуитивного типа каждая жизненная  ситуация оказывается замкнутой, гнетущей, и задача интуиции - найти выход  из этого вакуума, постараться его  отомкнуть.

      Еще одной особенностью экстравертного интуитивного типа является то, что  у него очень сильная зависимость от внешних ситуаций. Но зависимость эта своеобразная: она направлена на возможности, а не на общепризнанные ценности.

     Этот  тип направлен на будущее, он постоянно  находится в поисках чего-либо нового, но как только это новое  достигнуто и не видно дальнейшего прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и хладнокровным. В любой ситуации он интуитивно выискивает внешние возможности и ни разум, ни чувство не могут его удержать, даже если новая ситуация идет вразрез с его прежними убеждениями.

      Чаще  эти люди становятся во главе кого-либо начинания, максимально используют все возможности, но как правило, не доводят дело до конца. Они растрачивают свою жизнь на других, а сам остается у разбитого корыта. 

     3.Интровертные рациональные типы:

     Интровертные  рациональные типы, так же как и  экстравертные, основываются на функциях разумного суждения, но это суждение ориентируется преимущественно  по субъективному фактору. Здесь  субъективный фактор выступает как  нечто более ценное, нежели объективное.

       Мыслительный тип. Интровертное мышление ориентируется на субъективный фактор, т.е. имеет такую внутреннюю направленность, которая в итоге определяет суждение.

      Внешние факторы не являются причиной и целью  этого мышления. Оно начинается в субъекте и приводит обратно к субъекту. Реальные, объективные факты имеют второстепенное значение, а главное для этого типа, развитие и изложение субъективной идеи. Такой сильный недостаток объективных фактов  компенсируется, по мнению Юнга, обилием бессознательных фактов, бессознательных фантазий, которые в свою очередь, «обогащаются множеством архаически оформленных фактов, пандемониумов (адом, местообиталищем демонов) магических и иррациональных величин, принимающих особые лики, смотря по характеру той функции, которая прежде других сменяет функцию мышления в качестве носительницы жизни».

      В отличие от экстравертного мыслительного  типа, который оперирует фактами,  интровертный тип  ссылается на субъективные факторы.  Он находится под влиянием идей, которые вытекают, но не из объективного данного, а из субъективной основы. Такой человек будет следовать своим идеям, но не ориентируясь на объект, а ориентируясь на внутреннюю основу. Он стремиться к углублению, а не к расширению. Объект для него никогда не будет иметь высокую цену и в худшем случае он будет окружен ненужными мерами предосторожности.

Информация о работе Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения