Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913-1918 год) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил, как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он в последствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961 году.

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………………3
II. Психологическая типология К.Юнга:
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении…………………………………....3
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения…………....7
3.Практическое задание……………………………………………………….19
III.Заключение.............................................................................................................20
IV.Список используемой литературы..................

Работа содержит 1 файл

Деловое общение контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Деловое общение»

На  тему: «Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения» 
 
 

                                                                             

                                                                                         Преподаватель:

                                                                           Работу выполнила:

                                                                                                    Факультет Учётно-статистический

                                                                   Специальность:

                                                                                                       Бухгалтерский учёт, анализ и  аудит                  

                                                                                                       Личное дело №  
 
 
 
 
 
 

Владимир 2010

План  работы: 

I.Введение………………………………………………………………………………3

II. Психологическая типология К.Юнга:

          1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении…………………………………....3

          2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.

        Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения…………....7

          3.Практическое задание……………………………………………………….19

III.Заключение.............................................................................................................20

IV.Список используемой литературы.....................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение.

      Юнг начал работать над «Психологическими типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913-1918 год) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил, как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он в последствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961 году. Там, среди прочего, есть и такое свидетельство: «Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру, и, таким образом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения».           
 
 
 

                            II. Психологическая типология К.Юнга

  1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.

      Разделяя  общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от Фрейда отвергал пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником её конфликтов в общении, по мнению, Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая».

      Под этим понятием Юнг подразумевает  все более или менее определенно  выраженные и оформленные «душевные  побуждения или силы, энергия которых  рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

      Подчеркивая своеобразие психической энергии, её несводимость к биохимическим  процессам мозга, Юнг настаивает на её личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по произволу, а напротив, сама формирует его в процесс пробуждения феномена сознания.

      При этом в качестве фундамента психики  индивида, придающего общую форму  ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень  бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

      Гипотеза  Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры  личности, обусловила и своеобразие  его подхода к пониманию соотношения  и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

      Характеризуя  коллективное бессознательное, как  такую психическую величину, которая  имеет «коллективную, универсальную  и безличную природу, идентичную для всех индивидов»1, Юнг выделяет следующие его особенности:

     1.своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

     2.оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

     3.его содержание в основном представлено архетипами - буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

      Юнг отмечает, что архетипов ровно столько же, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканивало этот опыт на нашей психической конституции - не в форме заполненных содержанием образов, а прежде всего как формы без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

     По  мнению Юнга, активация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая  данному архетипу. Тогда, подобно  инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

     Коллективное  бессознательное неразрывно связано  с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

     Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг означил его  как Самость. Выступая как интегрированное  начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.

     По  мнению Юнга, Самость можно представить  в виде определённого геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому согласно Юнгу, Самость объединяет четыре системы психики:

     1.Система  «Я» составляет самую малую  часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток  осознаваемых психических переживаний. Для неё, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание. 2

     В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечения. Она включает в себя и психические процессы личностного самопознания..

     2. Психические процессы, связанные  с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив её как «Персона» (Маска). Если основным принципом Системы «Я» является отражение и рефлексия, то в системе «Персона» главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности.

      3. Существенное значение приобретает  и несознательные, спонтанные психические воздействия, исходящие из субъективного внутреннего мира партнера. Их проявление связано с наличием в психической структуре еще одной системы, которую Юнг назвал «Тень». Она является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо «из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания…».

      4. Тень, входящая в личное бессознательное,  неразрывно связана с коллективным  бессознательным - самой глубинной системой психики личности. Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).

  Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, её доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации.

      У экстраверта психическая энергия  почти вся направлена в сторону  объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.

      Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он  больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой.  Психическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлексивна.

      Экстраверт  активен, деятелен, его волевой импульс  направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

      Интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и а своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки. 
 
 
 

2.Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувственная. 

      Под «психической функцией» Юнг понимает форму психической  деятельности, которая теоретически остается неизменной при различных обстоятельствах.

     Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы. К рациональным относятся такие  типы, которые  «характеризуются приматом функций  разумного суждения». Это мышление и чувство. Общим признаком  обоих типов является то, что, они подчинены разумному суждению, т.е. они, связаны с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в терминах истинности и ложности, а чувство через эмоции, в терминах привлекательности и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение человека, эти две фундаментальные функции в каждый данный момент времени  исключают друг друга; господствует либо дна из них, либо другая. Вследствие этого, некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а не на разуме.

      Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются на восприятии, которое  не оценивается и не истолковывается. Ощущение воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция «действительного». Интуиция так  же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому чувственному механизму, сколько благодаря бессознательной способности внутреннему пониманию природы вещей. 

Информация о работе Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения