Прогнозирование доходов населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Уровень доходов населения в России…………………………………4
1.1 Структура и динамика доходов населения…………………………4
1.2 Основные направления политики доходов…………………………9
2. Прогнозирование доходов населения…………………………………11
2.1 Методы прогнозирования доходов населения……………………11
2.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России………………15
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

    Как следует из таблицы, в течение  всего рассматриваемого периода основную долю в структуре доходов занимает оплата труда. Так, например, в 2004 году оплата труда в общей структуре составляет 65%, а в 2007 году заработная плата составляет уже 70,4%. Что касается социальных выплат, то в 2007 году по сравнению наблюдается тенденция сокращения. Также в 2007 году по сравнению с рассматриваемыми периодами сократятся доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности и прочих доходов. Доля заработной платы, по-прежнему, оставаясь наиболее значимой, будет постепенно увеличиваться. Доля прочих доходов, напротив, будет снижаться. Действительно, при увеличении заработной платы склонность к поиску альтернативного заработка уменьшается.

      Гипотеза от отказе населения в ближайшем квартале от сбережений в пользу потребления находит отражение в структуре расходов населения. Основная часть денежных доходов (69,7% в 2007 году) была направлена на покупку товаров и оплату услуг, также в 2007 году по сравнению с предшествующими годами основная часть денежных доходов было направлено на уплату налогов и разных взносов. Особо следует обратить внимание на снижение расходов на покупку валюты, и увеличение расходов на покупку недвижимости. Население старается вкладывать свои денежные средства в объекты недвижимости, на которые, как показывает практика, цены из года в год растут.

    Бедность  измеряется с помощью прожиточного минимума.

      Ведущим фактором роста доходов населения выступает рост заработной платы, доля которой в структуре доходов населения повысится. Ожидается, что по итогам 2008 года доля оплаты труда наемных работников составит 47,5% в ВВП. В 2009-2011 годах прогнозируется продолжение опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. Рост доли заработной платы в ВВП в прогнозируемом периоде является объективным процессом и обусловлен прежде всего повышением стоимости рабочей силы. Одновременно с этим более широкие возможности по оплате труда будут стимулировать привлечения на предприятии высококвалифицированной рабочей силы, в свою очередь, будет способствовать росту качества выпускаемой продукции, повышение доли наукоемких и высокотехнологичных видов деятельности и, как следствие, увеличению конкурентноспобности отечественного товаропроизводителя. 

    Таблица №6. - Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

          Все население     из  него по социально-демографическим группам
    трудо- способное население     пенсионеры     дети
    2000     1210     1320     909     1208
    I квартал     1138     1232     851     1161
    II квартал     1185     1290     894     1182
    III квартал     1234     1350     930     1218
    IV квартал     1285     1406     962     1272
    2001     1500     1629     1144     1499
    I квартал     1396     1513     1064     1405
    II квартал     1507     1635     1153     1507
    III квартал     1524     1658     1163     1514
    IV квартал     1574     1711     1197     1570
    2002     1808     1967     1379     1799
    I квартал     1719     1865     1313     1722
    II квартал     1804     1960     1383     1795
    III квартал     1817     1980     1387     1799
    IV квартал     1893     2065     1432     1880
    2003     2112     2304     1605     2090
    I квартал     2047     2228     1554     2039
    II квартал     2137     2328     1629     2119
    III квартал     2121     2318     1612     2089
    IV квартал     2143     2341     1625     2113
    2004     2376     2602     1801     2326
    I квартал     2293     2502     1747     2259
    II квартал     2363     2588     1793     2313
    III квартал     2396     2629     1816     2336
    IV квартал     2451     2690     1849     2394
    2005     3018     3255     2418     2896
    I квартал     2910     3138     2332     2795
    II квартал     3053     3290     2449     2937
    III квартал     3047     3288     2440     2921
    IV квартал     3060     3302     2450     2931
    2006     3422     3695     2731     3279
    I квартал     3374     3640     2703     3234
    II квартал     3443     3717     2747     3301
    III квартал     3434     3709     2736     3292
    IV квартал     3437     3714     2739     3290
    2007     3847     4159     3065     3679
    I квартал     3696     3993     2950     3536
    II квартал     3809     4116     3033     3647
    III квартал     3879     4197     3085     3704
    IV квартал     4005     4330     3191     3830
 

      В 2007 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается в размере 3847 рублей, с ростом к 2006 году на 12,4%. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составляет 4159 рублей, пенсионеров – 3065 рублей и детей – 3679 рублей. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума, при этом темпы его увеличения, согласно прогнозным оценкам, будет замедляться. Прожиточный минимум повышается в зависимости от изменения потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги. Прогнозируется, что в 2009 году прожиточный минимум в среднем на душу населения возрастет к 2008 году на 12,1%. 

    

    Рис. 3.Динамика величины прожиточного минимума, рублей 

    Таблица №7. - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

      1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:                
      млн. человек 36,5 42,3 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,6
      в процентах от общей численности населения 24,8 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,3
    Дефицит денежного дохода:                
      млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 34,9 199,2 238,6 250,5 235,4 225,6 285,5 275,5
      в процентах от общего объема денежных доходов населения 3,9 5,0 4,5 3,7 2,6 2,1 2,1 1,6
 

    Как видно из таблицы, численность населения ниже величины прожиточного минимума сокращается из года в год. Так, в 2001 году по сравнению с 2000 годом численность сократилась на 2,3 млн. чел., в 2002 году по сравнению с 2001 годом численность сократилась 4,4 млн. чел., в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность сократилась на 6,3 млн. чел., в 2004 году по сравнению с 2003 годом численность сократилась на 4,1 млн. чел., в 2005 году численность населения денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается такой же, что в 2004 году, в 2006 году по сравнению с 2005 году численность сократилась на 3,6 млн. чел.

    Доля доходов населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно и в дальнейшем снижаться. Снижения уровня бедности обусловлено прежде всего намеченным ростом доходов населения, в том числе монетизацией социальных льгот и прогнозируемым снижением темпов роста потребительских цен.

      В соответствии с проектом федерального закона по пересмотру потребительской корзины Российской Федерации с учетом фактических изменений  объема и структуры потребительских расходов малообеспеченных групп населения, должна быть проведена соответствующая корректировка величины прожиточного минимума на 2009 -2011 годы. Предполагаемое повышение величины прожиточного минимума составит 10,4%. Прогнозируемый интенсивный рост доходов населения позволяет обеспечить ежегодное сокращение уровня бедности населения и довести долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 12,5%. Это значительно улучшит положение россиян. 

    

    Рис. 4. Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 

    Таблица №8. - Важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года

          ВВП, % к предыдущему периоду     Инфляция, % к предыдущему периоду     Реальные  располагаемые доходы населения, % к  предыдущему периоду
2000     110     120,2     111,9
2001     105     118,6     108,5
2002     104,3     115,1     109,9
2003     107,3     112     114,5
2004     105     111,5     110
2005     105,2     111     109
2006     105,3     110     107
2007     105,5     109,8     107
2008     105,7     109,5     107,2
2009     105,8     109,4     107,3
2010     105,8     109,3     107,5
      170,6*     299,2*     235,2*
2015     105,8**     109,0**     107,5**
          226,0*     460,4*     337,6*

    * Вторые цифры - в целом за  весь период в процентах по  отношению к 2000 году. ** В среднем за 5 лет. 

    На  основании таблицы №8, можно сделать  следующий вывод. Уровень ВВП, начиная  с 2004 года, постепенно растет. Так, например, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень ВВП увеличился на 5,2%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом уровень ВВП увеличилася5,3%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень ВВП увеличился на 5,5%, в 2008 году уровень ВВП по сравнению с предыдущем годом уже увеличился на 5,7%. Прогнозируется, что в 2009 и 2010 годах уровень ВВП увеличиться на 5,8% и будет расти примерно такими темпами до 2015 года.

      В динамике реально располагаемых доходов, начиная с 2000 года до 2005 года, наблюдается тенденция к снижению. В 2006 году уровень реально располагаемых доходов по сравнению 2005 годом увеличились на 7%. Такая же тенденция наблюдается и в 2007 году. В 2008 году по сравнению 2007 году наблюдается увеличение 7,2 %. Таким образом, исходя из прогнозных расчетов, видно, что реально располагаемые доходы, как один из важнейших макроэкономических показателей будет расти из года в год. 

 

     Заключение 

    Составной частью системы рыночного хозяйства  является проблема прогнозирования  и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

      В результате, на основе статистических расчетов, сделанных в данной работе, можно подвести итоги. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения будут также расти. К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателем, укрупнено характеризующим доходы населения, в настоящее время относят прежде всего, реально-располагаемые доходы домашних хозяйств. Исходя из динамики «Основные показатели прогноза социально-экономического развития России», можно прогнозировать, что изменение ситуации в сфере доходов населения в перспективе определяются достаточно устойчивым ростом реально располагаемых доходов населения. Стоимость жизни в значительной степени – величина прожиточного минимума в перспективе будут определяться в качестве важнейшего фактора уровнем инфляции, который может выражаться в виде темпов инфляции или индексов потребительских цен. 

 

     Список использованной литературы 

    
  1. Федеральный закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 ноября 1995 №115-ФЗ
  2. Басовский Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2003
  3. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России.-2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003
  4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка /Под ред. Т.Г. Морозовой.-М.: ЮНИТИ, 2003
  5. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004
  6. Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2004
  7. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния// Вопросы экономики.- 2006.-№2.- с.93-102.
  8. Кравчук Т.А. Статистическое оценивание доступности социальных услуг населению //Вопросы статистики.-2007.-№4.-с.32-36
  9. Кузнецова Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование// Экономист.- 2005.- №4.- с. 46-53.
  10. Основные социально-экономические показатели по Российской федерации за 2001-2005 годы// Вопросы статистики.- 2005.-№6.- с.72-78.
  11. Суворов А.В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России// Проблемы прогнозирования.- 2004.-№5(86).-с.63-73.
  12. Основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (до 2015 года)
  13. www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)

Информация о работе Прогнозирование доходов населения в РФ