Прогнозирование доходов населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение доходов населения с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Уровень доходов населения в России…………………………………4
1.1 Структура и динамика доходов населения…………………………4
1.2 Основные направления политики доходов…………………………9
2. Прогнозирование доходов населения…………………………………11
2.1 Методы прогнозирования доходов населения……………………11
2.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России………………15
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 403.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

    Введение………………………………………………………………….…3

    1. Уровень доходов населения в России…………………………………4

     1.1 Структура и динамика доходов населения…………………………4

     1.2 Основные направления политики доходов…………………………9

    2. Прогнозирование доходов населения…………………………………11

     2.1 Методы прогнозирования доходов населения……………………11

     2.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России………………15

    Заключение………………………………………………………………...21

    Список  использованной литературы……………………………………22 

 

     Введение 

    Ведущие страны рыночной экономики большое  внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и  отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

    Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

    Прогноз доходов населения, будучи неотъемлемым элементом модели социально-экономического развития, играет важную роль в формировании комплекса практических мер по её реализации. Принятие решения на основе классических методов и моделей часто не даёт желаемого эффекта по причине значительных погрешностей и рисков. Основными причинами этого является, во-первых, невозможность учёта всех источников доходов населения, во-вторых, отсутствие достаточно полной непротиворечивой априорной информации и, в-третьих, влияние на процессы формирования доходов разного рода неконтролируемых внешних воздействий. Решение задачи предлагается осуществлять с учётом того обстоятельства, что имеющаяся информация неполная и нечёткая.

    Целью работы является изучение доходов населения  с помощью разработки статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время. 
 
 
 
 
 

    1. Уровень доходов населения в России 

    1.1 Структура и динамика доходов населения 

    Для изучения структуры и динамики доходов  используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Структуру доходов населения России можно проследить по данным таблицы №1. 

    Таблица №1. - Структура денежных доходов населения России в 2000-2007 гг.(в %)

    Показатели  2000  2004  2007
    всего денежных доходов  100, 0  100, 0  100, 0
    оплата  труда  62,8  65,0  70,4
    социальные  трансферты  13, 8  12,8  10,9
    доходы  от собственности  6,8  8,3  6,7
    доходы  от предпринимательской деятельности  15,4  11,7  10,0
    другие  доходы  1,2  2,2  2,0
 

    Анализируя  данные таблицы №1, можно сделать  следующие выводы. В структуре  денежных доходов в 2000 году основную долю составляет оплата труда – 62,8%. Социальные трансферты составляет в общей структуре денежных доходов 13,8%, а доходы от собственности – 6,8%. В 2004 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда – 65%. Доля социальных трансферт составляет 17,4% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 8,3%, это самый большой показатель за рассматриваемые три периода. В 2007 году оплата труда составляет 70,4% Доля социальных трансфертов составляет 10,9%.

    Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000—2007 гг. в целом можно оценить положительно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Увеличение доли оплаты труда в доходах с 62,8% до 70,4% свидетельствует об усилении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это увеличение объемов производства (услуг), удорожание рабочей силы, снижение доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к объективным причинам также можно отнести и занятость работников в различных отраслях экономики, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.

    Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Распределение населения по величине денежных доходов представлены в таблице №2. 

       

    Рис. 1. Структура доходов населения  в 2007 году 

    Таблица №2. - Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)

          2004     2005     2006     2007
    Все население     100     100     100     100
      в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.:                        
      до 2000,0     12,3     7,1     4,3     2,6
      2000,1 - 4000,0     28,1     21,9     16,2     11,9
      4000,1 - 6000,0     21,1     20,3     17,7     14,9
      6000,1 - 8000,0     13,4     14,8     14,7     13,6
      8000,1 - 10000,0     8,4     10,3     11,2     11,3
      10000,1 - 15000,0     10,0     13,9     17,1     19,1
      15000,1 - 25000,0     5,2     8,6     12,7     16,5
      свыше 25000,0     1,5     3,1     6,1     10
 

    На  основании таблицы можно сделать следующие выводы, что в 2007 году по сравнению с 2004 годом наблюдается тенденция к сокращению социальной поляризации.. В среднем за 2007 разница между доходами населения несколько сократилась. Этому способствовали рост оплаты труда и социальных трансфертов, так и расширение рыночных видов денежных доходов, основными среди которых являются доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Неадекватно низкий уровень минимальных социальных гарантий способствовал тому, что в последние годы доля бедных в общем объеме доходов населения сократилась.

    Надо  отметить, что особенности официальной  методологии измерения макроэкономических индикаторов доходной обеспеченности спровоцировали в российском экспертном обществе дискуссию по поводу их достоверности. В основном сомнения связаны с тем, что межрегиональные различия как в доходах, так и в стоимости жизни остаются за рамками статистического наблюдения. Именно это обстоятельство – резкий разрыв между положением богатых и бедных – диктует необходимость более активных мер и четкой социальной ориентации в совершенствовании системы минимальных социальных гарантий. 

    Таблица №3. - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (рублей, 1995 г. – тыс. руб.)

      1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007
    Всего в экономике 472,4 2223,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13527,4
    Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 259,4 985,1 1876,4 2339,8 3015,4 3646,2 4568,7 6127,7
    Рыболовство, рыбоводство 746,2 2845,6 5031,3 5444,5 7084,9 10233,5 12310,8 14702,9
    Добыча  полезных ископаемых 1067,2 5940,2 11080,9 13912,4 16841,7 19726,9 23145,2 28228,1
      добыча топливно-энерге- тических полезных ископаемых 1211,9 6985,1 13080,3 16135,5 19903,3 23455,9 27614,5 33365,9
      добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 752,6 3999,5 7035,0 9395,7 10876,6 13176,0 15363,7 19227,1
    Обрабатывающие  производства 453,8 2365,2 4439,1 5603,4 6848,9 8420,9 10198,5 12934,3
      производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 492,6 2183,4 4065,9 5026,7 6065,8 7303,8 8806,7 11031,7
      текстильное и швейное производство 240,8 1214,8 2241,7 2803,0 3356,5 3986,0 4964,3 6386,9
      производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 277,1 1347,8 2621,1 3230,0 3774,7 4695,3 5649,1 7063,8
      обработка древесины и производство изделий из дерева 390,9 1739,1 2980,2 3754,8 4614,6 5895,4 6950,4 8939,9
      целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 569,7 2736,6 5480,2 6848,4 7892,0 9418,6 10923,6 14055,9
      производство кокса и нефтепродуктов 810,9 4916,3 9625,3 11879,0 13729,3 19397,1 22319,6 28908,1
      химическое производство 517,6 2754,6 4899,5 6154,8 7682,7 9928,3 11599,3 14424,9
      производство резиновых и пластмассовых изделий 424,6 2140,4 3957,1 4950,7 5956,8 6879,2 8767,7 11296,1
      производство прочих неметаллических минеральных продуктов 489,7 2182,0 4134,2 5207,8 6422,4 7921,8 9983,8 13084,6
      Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 687,9 3854,9 6285,2 7731,2 9196,8 10260,7 12001,5 14882,8
      производство машин и оборудования 377,9 1975,3 4066,6 5169,7 6514,2 8379,8 10418,0 13808,5
      производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 370,7 2003,6 3815,7 5108,5 6431,7 8218,8 10289,8 13033,5
      производство транспортных средств и оборудования 493,6 2454,1 5099,9 6365,0 7828,0 9377,4 11431,2 13970,4
      прочие производства 373,8 2053,2 3279,3 4045,2 5182,0 6386,8 8278,0 10349,9
    Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 786,9 3156,5 5869,4 7235,3 8641,8 10637,3 12827,5 15664,7
    Строительство 587,3 2639,8 4806,9 6176,7 7304,7 9042,8 10869,2 14153,6
    Оптовая и розничная тор- говля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изде- лий и предметов личного пользования 357,6 1584,5 3068,9 3974,2 4906,2 6552,1 8234,9 10506,6
    Гостиницы и рестораны 325,3 1640,0 3039,3 3966,7 4737,3 6033,4 7521,7 9330,0
    Транспорт и связь 702,9 3220,2 5851,5 7471,3 9319,9 11351,1 13389,9 16481,9
      из них связь 586,2 2879,2 5661,5 7304,2 8974,2 11389,1 13220,3 16276,6
    Финансовая  деятельность 755,2 5232,2 13245,9 15561,2 17383,8 22463,5 27885,5 35405,7
    Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 416,2 2456,7 4677,1 6196,3 7795,4 10236,8 12763,2 16764,5
    Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 517,0 2712,1 5200,4 6913,8 7898,6 10958,5 13477,3 16899,2
    Образование 309,3 1240,2 2927,3 3386,6 4203,4 5429,7 6983,3 8787,5
    Здравоохранение и предоставление социальных услуг 345,0 1333,3 3141,3 3662,6 4612,0 5905,6 8059,9 10023,4
    Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 470,7 1548,0 3183,1 3920,3 4822,7 6291,0 7996,4 10407,7
 

    Анализируя  данные таблицы, можно сделать следующие  выводы. Среднемесячная номинальная заработная блата с каждым годом по всем отраслям экономики растет. Так, например, в 2003 году по сравнению с 2002 годом заработная плата выросла на 1138,2 руб., или на 26,1%; в 2004 году по сравнению с 2003 годом зарплата выросла на 1241 руб., или на 22,56%; в 2005 году по сравнению с 2004 годом зарплата выросла на 1815,4 руб., или на 206,9%; в 2006 году по сравнению с 2005 годом зарплата выросла на 2079 руб., или на 24,3%; в 2007 году по сравнению с 2006 годом зарплата выросла на 2893,5, или 27,2%.

    Рост  заработной платы по всем отраслям экономики очевиден, это связано  во многом с экономическим ростом в стране. Самая высокая заработная плата наблюдается в таких отраслях экономики, как добыча полезных ископаемых, производства кокса и нефтепродуктов, финансовая деятельность. Рост заработков в финансов секторе обусловлен его особой ролью и функциями в рыночной системе.

      Достаточно низкая заработная плата наблюдается в таких отраслях экономики как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, текстильное и швейное производство, обработка древесины, а также образование. Подчеркнем, что в число низкооплачиваемых секторов экономики попадают как рыночно ориентированные, так и бюджетные отрасли экономики, поэтому форма собственности предприятия пока не увеличивает шансы работников на получение более высоких заработков. 

     

    Рис. 2. Динамика среднемесячной номинальной  заработной платы 

 

     1.2 Основные направления политики доходов 

    Мировой опыт показывает, что эффективная  социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без государственной политики распределения доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения в РФ