Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 01:12, доклад
Анализ межпоколенной динамики репродуктивных ориентаций по году рождения респондентов, возрасту вступления в брак, по возрасту матери при рождении первых и последующих детей, хорошо раскрывает процесс снижения установок репродуктивности в младших когортах и, тем самым, процесс постепенного ослабления потребности личности и семьи в детях, но является как бы косвенной характеристикой.
Самый
точный прогноз будущей рождаемости
можно составить вовсе не по
Проводившиеся в нашей стране и за рубежом такого рода опросы, показали, во-первых, наличие даже у младших школьников подобных представлений, и, во-вторых, снижение уровня репродуктивных ожиданий молодежи в сравнении с соответствующими установками их матерей.
Анализ межпоколенной динамики репродуктивных ориентаций по году рождения респондентов, возрасту вступления в брак, по возрасту матери при рождении первых и последующих детей, хорошо раскрывает процесс снижения установок репродуктивности в младших когортах и, тем самым, процесс постепенного ослабления потребности личности и семьи в детях, но является как бы косвенной характеристикой.
Конечно, сопоставление установок к числу детей в репродуктивных когортах, различающихся по декадам, дает представление об изменении установок следующих друг за другом брачных поколений и возрастных контингентов. Но это не является прямым изучением ориентаций родителей и детей, когда специально производятся измерения мнений отдельно подростков и отдельно их матерей и отцов. Тем более, чрезвычайно редко (из-за трудоемкости и дороговизны) проводятся одновременные опросы всех членов одной и той же семьи, когда осуществляется посемейный анализ в строгом смысле слова.
К числу последних как раз и относится исследование, проведенное в 2009 г. в 20 областях РФ сотрудниками Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО и кафедры социологии семьи и демографии МГУ под руководством проф. А. И. Антонова. В трех анкетах (матери, отца и подростка) были вопросы не только о репродуктивных ориентациях каждого, но и о догадках респондентов относительно репродуктивных намерений других членов семьи.
Степень согласованности самих ориентаций и догадок о них позволили получить информацию о собственно потребности семьи в детях, а не только о потребности отдельных членов семьи.
Анализ репродуктивных установок родителей и их детей
С точки зрения анализа исторического ослабления потребности в детях, т.е. уменьшения средних значений установок детности до 1,0 и ниже, а также ослабления мотивов вступления в брак и рождения ребенка, представляет интерес сопоставление репродуктивных ориентаций матерей и отцов с ориентациями их несовершеннолетних детей.
Репродуктивные ориентации родителей представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Репродуктивные ориентации родителей.
|
Прежде всего, привлекает внимание превышение ориентаций матерей над отцовскими по всем индексам. Этот факт противоречит стереотипу, будто все мужчины (в т.ч. и холостые, и женатые без детей) больше заинтересованы в рождении детей, чем женщины. По крайней мере, в отношении сельских отцов это не так.
Таблица 2 — Линейные распределения
по индексам предпочитаемого числа
среди отцов, матерей и подростков
(«Сельская семья — 2008»).
|
Интересно, что догадки подростков об ожидаемом числе родителей 2,20 (по 367ответам) выше средних значений как отца (1,90), так и матери (2,02), но важнее другое — сами они собираются (когда станут взрослыми) иметь меньше, чем приписывают своим родителям — 2,13 (по 1044 ответам).
Вместе с тем, несовпадение собственных намерений молодежи с родительскими связано с некоторой некорректностью этого сопоставления, т.к. подростки еще не вступили в брак, а родители находятся уже в конце репродуктивного периода и поэтому их ожидаемые числа близки к уже имеющемуся в семье числу детей. Тем не менее, если по ожидаемому числу (которое в среднем всегда меньше других индексов) намерения подростков нельзя назвать реалистическими, то по идеальному и желаемому числу тем более следует предположить завышение этих индексов в сравнении с родительскими. Но на самом деле наблюдается противоположная картина: идеальное число составило 2,20 (у родителей 2,24), а желаемое — 2,30 (2,42) Различия небольшие, но тут обнаруживает себя преодолевающая склонность подростков к завышению предпочтений — глубинная тенденция спада репродуктивных ориентаций младших семейных поколений.
По ожидаемому числу, где зафиксированы склонности подростков к завышению, выясняется, что чаще завышают юноши, а не девушки. Ответы 599 юношей и 873 девушек соответственно дали следующие распределения:
Если сложить ориентации на трех и более детей, то получится 28,6% у юношей и 25,5% у девушек — разумеется, ориентации на малодетность у первых меньше.
Идеальное число среди 564 давших числовые ответы подростков составило 2,02, причем:
По идеальному числу в зависимости от уровня образования, считаемого достаточным, наметилась слабая связь (прямая):
По идеальному числу в зависимости от удовлетворенности жизнью в целом — связь обратная:
Ожидаемое число детей у подростков, когда станут взрослыми, — 1,92, т.е. довольно-таки высокое в сравнении с данными всероссийских выборок, но, тем не менее:
Связь с уровнем образования, считающимся достаточным, следующая:
По степени удовлетворенности нынешней жизнью с индексом детей неопределенная связь:
Соотношение между желаемым числом детей и доходом
Заметная обратная связь выявилась между желаемым при необходимых условиях числом детей у отцов/мужей (среднее 2,37) и совокупным доходом семьи:
Интересный
момент возник при сопоставлении
желаемого числа при
Информация о работе Прогностический анализ репродуктивных установок российской молодежи