Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:15, реферат
В связи с социальными изменениями и трансформацией рабочей ситуации в последние годы вырос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности (негативизма, цинизма) и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы профилактики и терапии.
Не менее важны личностные характеристики как предпосылки развития СЭВ. У женщин выше показатели истощения, у мужчин – негативного отношения к клиентам (пациентам). Женщины более склонны к реагированию на стрессогенные ситуации через психосоматические нарушения, мужчины – через развитие зависимостей от психоактивных веществ. Защитную роль играет хороший психологический климат в семье.
Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:
· Повышенная личностная тревожность
(тревога — отрицательно окрашенное
переживание внутреннего
· Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
· Выраженная эмоциональная лабильность.
· Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу или достижения других людей).
· Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.
Таким образом, несоответствие между личностью, ее способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды является решающим в развитии СЭВ.
Диагностика и дифференциальная диагностика
В связи с тем, что большинство симптомов СЭВ являются неспецифическими, при диагностике СЭВ необходим интегративный, междисциплинарный подход и хорошая кооперация между пациентом, врачом-терапевтом, психиатром, психологом и др. Для выявления СЭВ необходимо учитывать:
· Наличие симптомов выгорания,
нарушений сна, соматических жалоб,
их очередность и временные
· Предшествующие и имеющиеся заболевания (хронические соматические, инфекционные заболевания), которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или осложнять состояние пациента.
· Социальный и профессиональный анамнез
(наличие потенциальных
· Курение, употребление алкоголя и лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.).
· Данные физикального обследования.
· Психический статус, наличие коморбидных психических расстройств.
· Результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления СЭВ).
· Результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию печени, почек, уровень электролитов в крови).
· «стресс-биомониторинг» — при
необходимости и возможности
выполнения (уровень кортизола (дневной
профиль), специальные иммунологические
и эндокринологические анализы (клеточный,
гуморальный иммунитет, контроль системы
гипоталамус-гипофиз-
Выявление связи состояния пациента с его работой является важным, хотя и достаточно сложным этапом. Профессиональные и непрофессиональные стрессовые факторы часто взаимосвязаны и не могут быть разделены в связи с их биологическими последствиями.
Диагностическим эквивалентом СЭВ
в МКБ-10 является Z 73.0 «Выгорание» (burnout),
в русской версии в свое время
не совсем точно переведенное как
переутомление. [15] Хотя, нозологическая
принадлежность СЭВ дискутируется.
Некоторые исследователи
При осложнении СЭВ тревожным или депрессивным расстройством, соматотоформными расстройствами, зависимостями от психоактивных веществ (в том числе алкоголя) данные диагнозы необходимо указывать.
Дифференциальный диагноз
Профилактика и лечение
Профилактические и лечебные меры
при синдроме эмоционального выгорания
во многом схожи: то, что защищает от
развития данного синдрома, может
быть использовано и при терапии
уже развившегося эмоционального выгорания.
В терапии и профилактике синдрома
эмоционального выгорания можно
использовать различные подходы: личностно-ориентированные
методики, напрвленные на улучшение
способностей личности противостоять
стрессу через изменение своего
поведения, отношения; меры, направленные
на изменение рабочего окружения (предупреждение
неблагоприятных обстоятельств)
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.
Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике [14]. Сюда относятся следующие мероприятия:
· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
· обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
· умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
· хобби (спорт, культура, природа);
· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Еще на этапе обучения профессии
желательно давать студентам такие
навыки. Примером может служить проведение
дебрифинга после критического события,
который предполагает возможность
выразить свои мысли, чувства, ассоциации,
вызванные каким-либо серьезным
происшествием. Данный метод широко
используется за рубежом в правоохранительных
органах. Через обсуждение после
травматических воздействий (погони, стрельбы,
смерти) профессионалы избавляются
от затяжного чувства вины, неадекватных
и неэффективных реакций и
могут продолжить дежурство. [2, 6] Необходима
личностно-ориентированная
Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях: 1 — реакции тревоги, 2 — стадии резистентности и 3 — стадии истощения, о физических симптомах, наблюдающихся при этом и мероприятиях по управлению стрессом.
Кроме этого некоторые авторы относятся к религии как к потенциальному профилактическому фактору. Профессионалы должны участвовать в мероприятиях полностью не связанных с работой. Хобби, занятия спортом позволяют переключиться, отдохнуть от работы [10,13].
Широкое распространение получил метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что люди могут обучиться новым путям выхода из стрессовых ситуаций, они не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура обусловливает время и место, в котором проходит большая часть работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости [10].
Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками [14].
Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:
· создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
· признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
· обучение руководителей («ключевая
роль» начальника в предотвращении
выгорания). Руководитель должен обеспечить
возможность участия
Личностно-ориентированные
· выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;
· проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей);
· регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.
Следует отметить, что тесты пригодности не очень хороши с социальной точки зрения, так как не дают свободы в выборе профессии.
Балинтовские группы впервые были
организованы в Лондоне в середине
50-х годах Михаэлем Балинтом как
тренинговые семинары для врачей
общей практики. В отличие от традиционного
клинического разбора или консилиума
акцент в работе балинтовской группы
делается не на клиническом анализе
ведения данного пациента, а на
различных особенностях взаимоотношений
врача с пациентом, на реакциях, трудностях,
неудачах, которые врачи сами выносят
на обсуждение. Группа врачей численностью
8-12 человек встречается несколько
раз в месяц (продолжительность
встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких
лет. Ведущими данных семинаров являются
психологи или психиатры (1-2 человека).
Стиль ведения занятий –
При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие подходы:
· фармакологическое лечение
· психотерапия (когнитивно-бихевиоральные, релаксационные техники, интегративная психотерапия);
Информация о работе Профилактика синдрома «эмоционального взрыва»