Профилактика синдрома «эмоционального взрыва»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

В связи с социальными изменениями и трансформацией рабочей ситуации в последние годы вырос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности (негативизма, цинизма) и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются диагностические критерии, методы профилактики и терапии.

Работа содержит 1 файл

Управление социальным развитием организации.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

Не менее важны личностные характеристики как предпосылки развития СЭВ. У  женщин выше показатели истощения, у  мужчин – негативного отношения  к клиентам (пациентам). Женщины более  склонны к реагированию на стрессогенные  ситуации через психосоматические  нарушения, мужчины – через развитие зависимостей от психоактивных веществ. Защитную роль играет хороший психологический  климат в семье.

Среди личностных характеристик наиболее важны следующие:

· Повышенная личностная тревожность (тревога — отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, ощущение неопределенной ожидаемой угрозы, характер и время  которой не поддаются предсказанию).

· Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.

· Выраженная эмоциональная лабильность.

· Наружный локус контроля (в жизни  опираются на случайность, удачу  или достижения других людей).

· Пассивные, избегающие стратегии  выхода из сложных ситуаций.

Таким образом, несоответствие между  личностью, ее способностями противостоять  стрессу и требованиями окружающей среды является решающим в развитии СЭВ.

Диагностика и дифференциальная диагностика 

В связи с тем, что большинство  симптомов СЭВ являются неспецифическими, при диагностике СЭВ необходим  интегративный, междисциплинарный  подход и хорошая кооперация между  пациентом, врачом-терапевтом, психиатром, психологом и др. Для выявления  СЭВ необходимо учитывать:

· Наличие симптомов выгорания, нарушений сна, соматических жалоб, их очередность и временные взаимосвязи  со значительными жизненными изменениями, конфликтными ситуациями в семье  и на работе.

· Предшествующие и имеющиеся заболевания (хронические соматические, инфекционные заболевания), которые могут сопровождаться астеническим симптомокомплексом или  осложнять состояние пациента.

· Социальный и профессиональный анамнез (наличие потенциальных стрессогенных  факторов, учет возможных негативных влияний на личную и профессиональную жизнь).

· Курение, употребление алкоголя и  лекарств (антидепрессантов, транквилизаторов и др.).

· Данные физикального обследования.

· Психический статус, наличие коморбидных  психических расстройств.

· Результаты психометрического тестирования (использование опросников для выявления  СЭВ).

· Результаты лабораторных анализов (общий анализ крови, тесты на функцию  печени, почек, уровень электролитов в крови).

· «стресс-биомониторинг» — при  необходимости и возможности  выполнения (уровень кортизола (дневной  профиль), специальные иммунологические и эндокринологические анализы (клеточный, гуморальный иммунитет, контроль системы  гипоталамус-гипофиз-надпочечники) [14].

Выявление связи состояния пациента с его работой является важным, хотя и достаточно сложным этапом. Профессиональные и непрофессиональные стрессовые факторы часто взаимосвязаны  и не могут быть разделены в  связи с их биологическими последствиями.

Диагностическим эквивалентом СЭВ  в МКБ-10 является Z 73.0 «Выгорание» (burnout), в русской версии в свое время  не совсем точно переведенное как  переутомление. [15] Хотя, нозологическая принадлежность СЭВ дискутируется. Некоторые исследователи считают  ее эквивалентом диагноз F 43.0 «Расстройство  адаптации» (однако, продолжительность  нарушений при этом не должна превышать 6 месяцев) или F 48.0 «Неврастения». [6,10] Наблюдаемые  разногласия не меняют сущность СЭВ. Важна идентификация проблемы и  принятие соответствующих мер.

При осложнении СЭВ тревожным или  депрессивным расстройством, соматотоформными расстройствами, зависимостями от психоактивных  веществ (в том числе алкоголя) данные диагнозы необходимо указывать.

Дифференциальный диагноз необходимо проводить с психическими расстройствами, которые не зависят от влияния  экзогенных факторов. Не должны быть забыты хронические соматические заболевания, такие как хронические инфекционные болезни (например, вирусный гепатит), эндокринопатии (заболевания щитовидной железы, болезнь Аддисона и др.), аутоиммунопатии, опухоли. Дифференциальный диагноз между СЭВ и синдромом хронической усталости (заболеванием предположительно вирусной природы) затруднен ввиду схожести симптомов. Различие заключается лишь в том, что СЭВ затрагивает преимущественно рабочий аспект, а синдром хронической усталости — все аспекты жизни пациента.

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания 

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания  во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может  быть использовано и при терапии  уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно  использовать различные подходы: личностно-ориентированные  методики, напрвленные на улучшение  способностей личности противостоять  стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

Как показывают исследования, если активно  не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди  персонала, то самопроизвольного улучшения  не происходит.

Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической  литературе, фокусируется на первичной  профилактике [14]. Сюда относятся следующие  мероприятия:

· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);

· обучение техникам релаксации (расслабления) – прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;

· умение разделить с пациентом  ответственность за результат, умение говорить «нет»;

· хобби (спорт, культура, природа);

· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;

· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Сотрудников, впервые  приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.

Еще на этапе обучения профессии  желательно давать студентам такие  навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность  выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным  происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после  травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются  от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и  могут продолжить дежурство. [2, 6] Необходима личностно-ориентированная подготовка врача с акцентом на способность  формировать хорошие взаимоотношения  с больным как фундамент для  использования медицинских знаний и технологий. [2] Врачи должны быть обучены продвинутым навыкам  клинического интервью (контакт с  «трудными», умирающими больными, сообщение  плохих новостей).

Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях: 1 — реакции тревоги, 2 — стадии резистентности и 3 — стадии истощения, о физических симптомах, наблюдающихся  при этом и мероприятиях по управлению стрессом.

Кроме этого некоторые авторы относятся  к религии как к потенциальному профилактическому фактору. Профессионалы  должны участвовать в мероприятиях полностью не связанных с работой. Хобби, занятия спортом позволяют  переключиться, отдохнуть от работы [10,13].

Широкое распространение получил  метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что  люди могут обучиться новым путям  выхода из стрессовых ситуаций, они  не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура  обусловливает время и место, в котором проходит большая часть  работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости [10].

Стратегии по предотвращению внешних  обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной  профилактики), могут быть разделены  на действия по изменению организации  и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками [14].

Мерами, направленными преимущественно  на рабочее окружение, являются:

· создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный  менеджмент, коммуникативные стили  руководства);

· признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);

· обучение руководителей («ключевая  роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников  в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства  порой даже более важна, чем поддержка  со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.

Личностно-ориентированные стратегии:

· выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;

· проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовские группы для учителей и врачей);

· регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг.

Следует отметить, что тесты пригодности  не очень хороши с социальной точки  зрения, так как не дают свободы  в выборе профессии.

Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х годах Михаэлем Балинтом как  тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного  клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе  ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений  врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят  на обсуждение. Группа врачей численностью 8-12 человек встречается несколько  раз в месяц (продолжительность  встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Ведущими данных семинаров являются психологи или психиатры (1-2 человека). Стиль ведения занятий – недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональное воздействие  пациента на врача. Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить  стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать  болеее эффективные взаимоотношения  с пациентами. В группу лучше не включать участников, находящихся на работе в прямом подчинении. В работе семинара могут использоваться ролевые  игры, элементы психодрамы, тренинг  сензитивности, приемы эмпатического  слушания, невербальной коммуникации и др.

При терапии уже развившегося синдрома выгорания можно использовать следующие  подходы:

· фармакологическое лечение согласно симптомам, то есть антидепрессанты, транквилизаторы, b-адреноблокаторы, снотворные средства. Фармакологические препараты назначаются  в среднетерапевтических дозах. Транквилизаторы или b-адреноблокаторы  используются для кратковременного облегчения состояния, но могут быть опасны при длительном применении из-за риска развития зависимости от транквилизаторов и нарушений сердечной праводимости от b-адреноблокаторов. Они не убирают  суть проблемы. Антидепрессанты назначаются  при наличии депрессии в структуре  синдрома и лучше сочетать их назначение с психотерапией;

· психотерапия (когнитивно-бихевиоральные, релаксационные техники, интегративная  психотерапия);

Информация о работе Профилактика синдрома «эмоционального взрыва»